Русская культура 14 — начала 16 веков - Часть 2

3. АРХИТЕКТУРА.
На целых полстолетия прекратилось каменное строительство в России в результате монголо-татарского нашествия. Оно возобновилось лишь с конца XIII в. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившиеся в предшествующий период (2, С.87).
Одним из крупнейших центров развития искусства в XIV - XV веках был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем. Высокий уровень городской жизни, особенности социально-политического строя Новгородской феодальной республики обусловили характерные черты новгородского искусства, наличие в нем сильной демократической струи. Как прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов "уличан", и в них отражались вкусы заказчиков.
Основываясь на традициях архитектуры домонгольского времени, новгородские зодчие вели поиск новых художественных и строительно-технических решений. Направление этих поисков определилось уже в самой первой постройке, возведенной после значительного перерыва, - в церкви Николы на Липне (1292). Зодчие внесли много нового в традиционный тип четырехстолпного одноглавого храма кубической формы. Они заменили позакомарное покрытие трехлопастным, отказались от членения фасадов лопатками, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма. Это придавало зданию массивность и монолитность. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи. Здесь ясно проявилась характерная особенность новгородского искусства (2, С.45).
Новые искания и старые традиции отразились в церкви Спаса на Ковалеве (1345) и церкви Успения на Волотовом поле (1352). Это промежуточное звено в процессе складывания того стиля в новгородском зодчестве, который представлен постройками второй половины XIV века. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.
В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменялся. Более того, в XV веке проявилось стремление к воспроизведению архитектурных форм XII века. В этом возрождении культурных традиций   проявился сепаратизм новгородской аристократии, ее стремление сохранить "старину и пошлину" независимой Новгородской боярской республики (2, С.46-47).
В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. На владычном дворе была возведена Часозвоня (1443) - восьмигранная башня на прямоугольном основании. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 году в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался. Были возведены укрепления Старой Ладоги, Порхова, Копорья, Яма, Орешка (2, С.47).
Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине XIV века от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли псковичи в крепостном строительстве. В 1330 году были возведены каменные стены Изборска - одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси.  В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.
Характерны для псковского зодчества каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия здания взаимно перекрещивающимися арками, что дало возможность позднее освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной "посадской" церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыграли большую роль в московском строительстве в XV - XVI веках.
Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь. Здесь в 1285 -1290 году был построен собор Спаса-Преображения - шестистолпный крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами. Образцом для него послужил владимирский Успенский собор. В начале XIV века была построена еще одна каменная церковь, но затем последовал длительный перерыв в строительстве, вызванный ослаблением Твери в результате ее разгрома после восстания 1327 года. Лишь с конца XIV века наступил новый его подъем. Из тверских построек того времени до нас дошла церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге (2, С.48).
Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV века. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени, но есть основание предполагать, что выстроены они были в духе традиций владимиро-суздальского зодчества. Несколько камней, уцелевших от церкви Спаса на Бору, свидетельствуют о том, что она была украшена резьбой.
В 1367 году в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 года), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422) (3, С.24).
Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире, хотя постройки начала XV века более приземисты и суровы, а их убранство скромнее. Подчеркнутый интерес к архитектуре Владимира обусловливался политической идеей владимирского наследства, пронизывавшей всю московскую политику и отразившейся в других сферах культуры.
Это вовсе не значит, что московские зодчие только копировали имевшиеся образцы. Особый интерес они проявляли к разработке и созданию новой, устремленной ввысь композиции всего храмового здания. Это достигалось за счет ступенчатого расположения сводов и размещения нескольких рядов кокошников у основания барабана. Стремление к преодолению "кубичности" и приданию всей композиции динамизма особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря (около 1427 года). Эта тенденция становилась ведущей в московском зодчестве.

4. ЖИВОПИСЬ
Вторую половину XIV - начало XV веков называют "золотым веком" стенной живописи Древней Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. Для Феофана Грека характерны смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к характеру, внутреннему миру человека (6, С.54). В своих персонажах он воплощал одухотворенность человека, силу его внутренней эмоциональности, стремление к возвышенному. Бурная, темпераментная живопись Феофана - яркое проявление экспресивно-эмоционального стиля в русском искусстве этого времени.
К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие - работой его учеников (6, С.54).
Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви (погиб во время Великой Отечественной войны), в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность.
По-иному выглядят фрески церкви Спаса на Ковалеве, которым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние южнославянской художественной традиции и считают, что они написаны сербскими художниками.
В XV веке монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще оставалось связанным с  демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринявших на себя функции языческих божеств - покровителей различных хозяйственных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV века. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев. Его предшественником по росписи московских церквей был Феофан Грек, переехавший в 90-х годах в Москву. Московские росписи Феофана не сохранились.
Андрей Рублев родился около 1360 года. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем - Спасо-Андроникова. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем  они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев расписал собор Андроникова монастыря. Андрей Рублев умер около 1430 года и похоронен в Андрониковом монастыре (9, С.58).
Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире, созданные им совместно с Даниилом Черным. Одна из них - "Шествие праведников в рай". В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана.
Самая известная работа Рублева - икона 'Троица" -  написана им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Замечательны по глубине психологической характеристики и мастерству исполнения изображения архангела Гавриила и апостола Павла из того же иконостаса Троицкого собора. Национальный характер творчества Рублева нашел особенно яркое выражение в его "Спасе" из Звенигорода.
В творчестве А.Рублева, писал исследователь древнерусского искусства В.Н.Лазарев, "получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке и развивавшийся в непрерывном нарастании вплоть до XV века. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную эллинистическую сердцевину... Краски русской природы он переводит на высокий язык искусства, давая их в таких безупречно верных сочетаниях, что им присуща, подобно творению великого музыканта, абсолютная чистота звучания" (9, С.59).

5. НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI века сохранились различного рода учетные книги, документы духовных обителей — монастырей, копии с документов более ранних времен (7, С.67).
В распоряжении ученых, несмотря на все потери Батыевой эпохи и более поздних ордынских «ратей», имеется все же немало рукописного материала за XIV—XVI века. Это — документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числе московских, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр, монастырей), жития святых, летописи и многое  другое. Появляются руководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники, травники и др.).
Накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из пушек, которые появились в конце XIV века), прикладной физике (чеканка монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил). арифметике и геометрии (описание земель, торговые дела и пр.).
Описания явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольно часты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения — «Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI века), «Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Астрономические наблюдения приводятся в русских рукописных сборниках; медицинские — в тех же летописях (описание болезней). А сборник XV века, вышедший из Кирилло-Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II века н.э., к сочинению Гиппократа, древнегреческого «отца медицины» (V—IV века до н.э.). Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошному письму» (середина XIV века) — в ней описаны способы исчисления земельных площадей и налогов с них (6, С.78).
Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставили описания своих странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший в Константинополе (середина XIV века); Григорий Калика (вероятно, посетил тот же город в XIV веке; позднее, под именем Василия Калики, стал новгородским архиепископом); дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима (Константинополь, Палестина; 1420 год); суздальский инок Симеон (Феррара, Флоренция; 1439 год); знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец (Индия; 1466—1472 годы). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» увиденных земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах

2. Русская культура XV – начала XVI веков

1. КНИЖНОЕ ДЕЛО.
В рассматриваемый период более широкое распространение получила рукописная книга. Основными центрами хранения книг продолжали оставаться монастыри, имевшие у себя значительные библиотеки. В них собиралась преимущественно церковная литература, однако встречались книги и светского содержания: летописи, хронографы, сказания, повести, Но книги, судя по владельческим записям на некоторых из них, находились не только в монастырях, но и в боярских усадьбах, у посадских людей и даже у крестьян. (7, С.89).
Изготовление рукописных книг в основном было сосредоточено в монастырских мастерских-скрипториях, хотя перепиской их занимались и профессионалы-писцы в городах и даже в сельской местности. Книги продавались на рынках. Стоглавый собор, чтобы оградить рынок от рукописей нежелательного содержания, специальным решением запретил продажу рукописей без предварительной проверки их церковниками. В этом, как и в других постановлениях Стоглавого собора, проявилось стремление церкви к установлению контроля над духовной культурой. В связи с возросшей потребностью в книге ускорился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой письменности, но и в книгописании.
Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государственным потребностям, служило укреплению самодержавной власти, усиливало роль церкви. Церковно-богослужебная книга была одним из средств распространения официальной идеологии. Поэтому книгопечатание в России началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью.
Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV века, но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, т. е. не содержали имен издателей, выходных данных Всего таких изданий известно в настоящее время семь. Их несовершенство говорит о том, что они создавались в период становления печатного дела. О первых печатниках пока нет никаких сведений.  Наиболее ярко книгопечатание начинает развиваться  во второй половине XVI века, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве (9, С.63).

2.  ЛЕТОПИСАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА
Публицистическим содержанием, как и прежде, были проникнуты традиционные литературные жанры. Появляются и собственно публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенные не одному адресату, а широкой аудитории.
Целям идеологического обоснования самодержавия были подчинены исторические сочинения, прежде всего летописи. В  связи с этим значительно усилился официальный характер летописания. Для средневековья вообще характерно обращение к историческому материалу для обоснования определенных политических позиций. Летописание становилось государственным делом и, как правило, было связано с правительственными кругами. Включавшиеся в летопись предшествующие летописные своды подвергались определенной обработке в политических целях.
Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление "Великих Четьих Миней". Макарий поставил цель собрать воедино "все книги четьи, яже в Русской земле обретаются". Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков более 20 лет трудился над осуществлением этого замысла. В результате был создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из двенадцати томов большого формата (более 27 тыс. страниц).В него вошли сочинения, предназначавшиеся для "душеполезного" чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой "круг чтения" на каждый день (5, С.45).
Весь материал в этом своде расположен по месяцам. В состав каждого тома вошли жития всех святых, память о которых отмечается в данном месяце, и вся литература, прямо или косвенно связанная с этими святыми: сочинения греческих "отцов церкви" и русских церковных писателей, послания митрополитов, церковные уставы, грамоты. Сюда вошли также популярные на Руси сборники "Пчела", "Золотая цепь", "Измарагд"; помимо них, "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, "Космография" Косьмы Индикоплова, "Хождение" игумена Даниила и др. Конечно, далеко не все произведения, читавшиеся на Руси в XVI веке, включены в этот свод. Здесь нет летописей и хронографов, а также сочинений, признанных церковью "не полезными". Тем не менее "Великие Четьи - Минеи" - ценнейший памятник русской культуры; это самое ценное собрание произведений литературы до  середины XVI векка: многие из них сохранились только потому, что попали в этот свод (5,  С.46).

3. АРХИТЕКТУРА
С конца XV века наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальными предпосылками расширения масштабов каменного строительства как в культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.
Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности (2, С.132).
Москва становилась общерусским художественным центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов из других феодальных центров. В Москву были приглашены итальянские мастера - Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и другие, познакомившие русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.
Поскольку Москва стала общерусской столицей, полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил окончательное оформление в конце XV - начале XVI века. Вид резиденции "государя всея Руси" должен был соответствовать возросшему значению и авторитету великокняжеской власти. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475-1479) не был простым подражанием образцу. Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный. Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества ХVI века. Пятиглавие, венчавшее собор, получило распространение в строительстве и других церковных сооружений (3, С.145).
С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484-1489 годах и являвшийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются псковские, владимиро-суздальские и раннемосковские черты,
В 1505-1508 году Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже в архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, применив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.
Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились и светские постройки. Строится новый великокняжеский дворец, который, согласно старым традициям, состоял из отдельных зданий, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Латопио Солари, (1487-1491). Она служила в качестве тронного зала, в котором происходили торжественные дворцовые церемонии и приемы иноземных послов. Палата представляет собой просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. В 1485 году началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили единый  живописный ансамбль. Архитектурным центром его стала построенная в 1505-1508 году столпообразная церковь-колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства (3, С.149).
Примеру Москвы следовали и другие города. По образцу московских Успенского и Ахангельского соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также и больших монастырях: Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Белогорском, новгородском Хутыпском, можайском Лужском и др. Каменные дворцы появлялись и в удельных столицах. От построенного в Угличе в конце XV века дворца сохранилась парадная палата, сложенная из кирпича и богато украшенная узорчатой кирпичной кладкой в верхней части фронтонов.
В культовом зодчестве, кроме создания монументальных соборов по образцу московских, существовало и другое направление, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. Изобретение новой системы кирпичных перекрытий - так называемого кресчатого свода - привело к возникновению нового типа построек - небольшого бесстолпного храма с единым нерасчлененным пространством. В посадских храмах более отчетливо проявлялись светские элементы.
Еще в XV веке выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря). Это нашло выражение также и в строительстве столпообразных церквей. Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль решительно порывал с традиционным, принятым из Византии крестово-купольным типом храма. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество: шатровые храмы возводились "на деревянное дело", т.е. по образцу деревянных шатровых построек (3, С.112). Появление этого стиля - наивысшее достижение русской архитектуры XVI века.
Самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры - храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году. Идея устремленности вверх, подъема, воплощенная в церкви Вознесения, отразила духовную атмосферу первой половины XVI века, рост национального самосознания, чувства и настроения людей того времени. Восхищение современников этой постройкой летописец выразил следующими словами: "..бе же церковь та велми чюдна высотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси" (5, С.98).
Собор Покрова "на рву", воздвигнутый в честь взятия Казани, представляет собой группу из десяти столпообразных храмов, размещенных на общем постаменте - высоким подклете - и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму "восьмерика", идущую от традиций деревянного зодчества. Необычайно богато и разнообразно архитектурно-декоративное убранство здания. Малая внутренняя площадь здания (в отдельных приделах помещается не более 5-6 человек), его пышное наружное убранство и живописность композиции говорят о том, что Покровский собор был рассчитан на внешнее восприятие, представлял собою скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение на общей основе девяти различных, не похожих друг на друга церквей символизировало объединение русских земель и княжеств в едином государстве (3, С.157-158).
В XVI веке огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли. Но при этом решались и практические задачи градостроения. Крепостные сооружения этого времени представляют собой целостные архитектурные ансамбли, они играли большую роль в формировании облика городов, определяли их общую планировку-
В 1508-1511 годах. были возведены каменные стены Нижегородского кремля. Затем были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525-1531)» Зарайске (1531), Серпухове (1556) и в других городах, реконструированы стены Новгородского кремля. В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, опоясавшая торгово-ремесленный район столицы. Китай-город. Мощными крепостями стали и многие монастыри: построены каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей (3, С.158) .
Грандиозное крепостное строительство требовало огромных материальных средств и большого количества рабочей силы...."
Среди всех видов искусства архитектура в XVI веке получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперед, что предопределило последующее развитие русского зодчества

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!