Русская архитектура и живопись в XVI веке
С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальными предпосылками расширения масштабов каменного строительства как в культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.
Объеденение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности.
Москва становилась общерусским художественным центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов из других феодальных центров. В Москву были приглашены итальянские мастера - Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Со-лари, Алевиз Новый и другие, познакомившие русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.
Поскольку Москва стала общерусской столицей, полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбаль которого получил окончательное оформление в конце XV - начале XVI в. Вид резиденции "государя всея Руси" должен был соответствовать возросшему значению и авторитету великокняжеской власти. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475-1479) не был простым подражанием об-разцу.Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный. Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества XVIв. Пятиглавие, венчавшее собор, получило распространение в строительстве и других церковных сооружений.
С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484-1489 гг. и являвшийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются псковские, владимиро-суздаль-ские и раннемосковские черты.
В 1505-1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже в архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, применив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.
Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились и светские постройки. Строится новый великокняжеский дворец, который, согласно старым традициям, состоял из отдельных зданий, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491). Она служила в качестве тронного зала, в котором происходили торжественные дворцовые церемонии и приемы иноземных послов. Палата представляет собой просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. В 1485 г. началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили единый живописный ансамбль. Архитектурным центром его стала построенная в 1505-1508 гг. столпообразная церковь-колокольня Ивана Дествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.
Примеру Москвы следовали и другие города. По образцу московских Успенского и Архангельского соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также в больших монастырях: Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Бело-зерском, новгородском Хутынском, можайском Лужецком и др. Каменные дворцы появлялись и в удельных столицах. От построенного в Угличе в конце XV в. дворца сохранилась парадная палата, сложенная из кирпича и богато украшенная узорчатой кирпичной кладкой в верхней части фронтонов.
В культовом зодчестве, кроме создания монументальных соборов по образцу московских, существовало и другое направление, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов.Изобретение новой системы кирпичных перекрытий - так называемого кресчатого свода - привело к возникновению нового типа построек - небольшого бесстолпного храма с единым нерасчлененным пространством. В посадских храмах более отчетливо проявлялись светские элементы.
Еще в XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря). Это нашло выражение также и в строительстве столпообразных церквей. Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль решительно порывал с традиционным, принятым из Византии крестово-купольным типом храма. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного нача-лав зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество: шатровые храмы возводились "на деревянное дело", т.е. по образцу деревянных шатровых построек. Появление этого стиля - наивысшее достижение русской архитектуры XVI в.
Самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры - храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. Идея устремленности вверх, подъема, воплощенная в церкви Вознесения, отразила духовную атмосферу первой половины XVI в., рост национального самосознания, чувства и настроения людей того времени. Восхищение современников этой постройкой летописец выразил следующими словами: "...бе же церковь та велми чюдна высотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси".
Неповторимо своеобразен храм Иоанна Предтечи (1547) в селе Дьякове недалеко от Коломенского.Он интересен своей архитек-турно-планировочной композицией: центральный столпообразный храм, выполненный в виде многоярусной башни, окружен четырьмя столповидными приделами. Храмы Вознесения и Иоанна Предтечи явились важными вехами на пути к созданию главнейшего памятника эпохи - Покровского собора (1555-1560) на Красной площади в Москве (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного в одном из его приделов).
Собор Покрова "на рву", воздвигнутый в честь взятия Казани, представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете - и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму "восьмерика", идущую от традиций деревянного зодчества. Необычайно богато и разнообразно архитектурно-декоративное убранство здания. Малая внутренняя площадь здания (в отдельных приделах помещается не более 5-6 человек), его пышное наружное убранство и живописность композиции говорят о том, что Покровский собор был рассчитан на внешнее восприятие, представлял собою скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение на общей основе девяти различных, не похожих друг на друга церквей символизировало объединение русских земель и княжеств в едином государстве.
Усиление консервативных тенденций в жизни страны во второй половине XVI в. сказалось и на архитектуре, что выразилось в строительстве храмов традиционного типа по образцу московского Успенского собора.Такими упрощенными, неудачными подражаниями Успенскому собору стали громадный Софийский собор в Вологде (1570) и массивный Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли. Но при этом решались и практические задачи градостроения.Крепостные сооружения этого времени представляют собой целостные архитектурные ансамбли, они играли большую роль в формировании облика городов, определяли их общую планировку.
В 1508-1511 гг. были возведены каменные стены Нижегородского кремля.Затем были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525-1531), Зарайске (1531), Серпухове (1556) и в других городах, реконструированы стены Новгородского кремля. В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, опоясавшая торгово-ремесленный район столицы- Китай-город. Мощными крепостями стали и многиемонастыри: построены каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Бело-зерского. Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоко-ламского и других монастырей.
Грандиозное крепостное строительство требовало огромных материальных средств и большого количества рабочей силы. Оно могло успешно вестись только при централизованном государственном руководстве.В связи с этим в 80-х годах был создан Приказ каменных дел. Одной из первых проведенных им работ было возведение в 1585-1593 гг. третьей линии каменных укреплений Москвы - Белого города. Работами руководил известный "городовых дел мастер" Федор Конь. Итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. стал построенный Федором Конем грандиозный Смоленский кремль (1595-1602), в котором техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления. Борис Годунов назвал этот город-крепость "ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства..."
Среди всех видов искусства архитектура в XVI в. получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперед, что предопределило последующее развитие русского зодчества в XVII в.
Политическая и идейная обстановка конца ХУ-ХУ! в.сказалась на развитии живописи. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV - начала XVI в. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503). Современники называли его художником, "пресловущим паче всех", т.е.знаменитейшим. Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, пышная декоративность. Они прнизаны настроениями торжественной праздничности, светлой радости, созвучными духу времени.
Для живописи XVI в. характерно расширение круга тем,' возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной и особенно русской истории. Все большее влияние на идейное содержание живописи оказывала официальная идеология. Прославление и возвеличение царской власти и церкви становилось основной темой творчества мастеров, выполнявших заказы великого князя и митрополита.
Официальная государственная идея об исторической преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских, а через них - от византийских императоров воплотилась в росписи Благовещенского собора,выполненной под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь изображены византийские императоры и императрицы и наиболее чтимые русские князья. Та же идея отрзилась в несохранившейся, но известной по описанию XVII в. росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-1552). Наряду с библейскими рассказами и притчами, использованными для прославления в иносказательной форме деятельности Ивана Грозного, в ней широко были представлены темы русской истории: принятие христианства в Киевской Руси, легендарное венчание князя Владимира венцом Мономаха и т.п. Здесь же были изображены аллегорические фигуры -"Целомудрие", "Разум", "Правда" и др.
В середине XVI в. в Москве была написана большая, длиной в четыре метра, икона-картина "Церковь воинствующая", посвященная реальному историческому событию - взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие "победоносного воинства" во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов-князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне летит предводитель "небесного воинства" архангел Михаил. В центре - фигура византийского императора Константина с крестом в руке. На встречу летят ангелы. Войско встречает Богоматерь с младенцем. Идейный замысел этой аллегории - подчеркнуть значение религии и церкви, истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов - как служение православию.
С возрастанием интереса к историческим темам связано развитие жанра исторического портрета, хотя изображения реальных лиц носили условный характер. Примечательна в этом отношение роспись галереи Благовещенского собора (1563-1564), где наряду с изображениями московских князей, начиная с Даниила Александровича, помещены и изображения "античных мудрецов" - Аристотеля, Гомера, Вергилия, Плутарха и др.
Церковь, опасаясь еретического вольномыслия в иконописании, стремилась к регламентации живописи, к подчинению ее определенным канонам. Вопросы живописи рассматривались на церковных соборах. Стоглавый собор в 1551 г. принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников-трафаретов для изображения святых и целых композиций. Иконописцы должны были писать "с древних образцов, а от самомышления бы своими догадками божества не описывали". Специальные старосты из "нарочитых мастеров" обязаны были следить за соблюдением всех этих требований. Собор 1554 г. вынужден был узаконить символико-дидактический жанр, разделив живопись на два вида:
"письмо бытейное" (традиционные евангельские и библейские сюжеты) и "письмо притчам" (композиции на темы притч, житий святых, литургических песнопений).
Регламентация художественного творчества, подчинение его церковным канонам отрицательно сказались на развитии живописи. О днако полностью остановить этот процесс цековь не могла. И в этих сложных условиях новые веяния пробивали себе дорогу, хотя и с большим трудом. Более заметны они в творчестве мастеров, связанных с посадскими кругами, и в первую очередь в городах среднего Поволжья - Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Шел процесс накопления элементов нового направления в живописи, которое отчетливо проявило себя в следующем, XVII столетии.