Российские политические лидеры

ПЛАН

1. Роль лидеров в политике.

2. Основные критерии оценки политических лидеров.

3. Характеристика политических лидеров Российской Федерации.

Список литературы.

1. Роль лидеров в политике.

Люди, субъекты политики по-разному вовлечены в социальные процессы общества. Американский политолог Г. Алмонд следующим образом различал субъектов политики по характеру их участия в политической жизни: 1) те, кто делает это полностью бессознательно, стихийно; 2) те, чье участие в ней полусознательно, т. е. с пониманием ролей как изначально заданных, неоспоримых, при безусловном подчинении им; 3) вполне сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.

Все субъекты преследуют в своей деятельности конкретные интересы. Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений участников политической жизни политический лидер. Дело в том, что даже внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером.

Лидер в переводе с английского языка означает "ведущий", "указывающий путь". Особое значение лидеров в истории подчеркивал Ф. Ницше, который писал: "Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача". Выясним, кто и что дает лидеру право руководить другими людьми, какими мотивами он руководствуется в своей политической деятельности.

Лидерство - понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.

Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действий. Потребовался политический лидер, т. е. человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.

Несмотря на то, что термин "политический лидер" широко используется в современной политологии, до сих пор за ним не закрепилось какое-то определенное значение. Нередко он отождествляется с понятиями "руководитель", "вождь", "правитель", "глава", "управляющий" и т. д. Однако очевидно, что не каждый правитель является лидером. Вероятно, политическим лидером правильнее называть того, кто способен возглавить массы, мобилизовать их, повести население за собой, постоянно направлять его. Кроме того, в его руках должны быть средства, с помощью которых возможно достижение поставленных им целей (власть, сторонники, наличие организации, деньги и т. д.). В политическом лидерстве наряду с функциями осуществления руководства и управления следует особо выделить способность лидера выражать общие интересы, устремления, идеалы своих реальных и потенциальных сторонников.

Конечно, возможности и роль лидера оппозиционной партии, который отражает групповые интересы, будут отличаться от функций общенационального лидера, призванного выразить и интегрировать общие интересы нации. Не случайно современный французский политолог Ж.-Л. Кермонн различает следующие типы лидеров: "государственный муж", "нотабль" и "собственно лидер". Государственный деятель - это человек, причастный к управлению страной, но не связанный с конкретной партией; его способности позволяют вывести власть и вместе с ней государство из сложной ситуации. Нотабль - человек, собравший в определенном округе подавляющее число голосов избирателей, что позволяет ему выдвинуться в первые ряды "политического класса". Политический лидер - это, по Ж.-Л. Кермонну, личность, обладающая способностью решающим образом влиять на партаппарат и одновременно успешно выполнять важные правительственные обязанности.

Следовательно, исходя из концепции французского ученого, можно сказать, что политический деятель - это человек, занимающий властные позиции и способный постоянно и решающим образом влиять на общество, социальную группу, объединение.

Однако природа данного влияния объясняется в политической науке по-разному. Многообразие теорий лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то одном его аспекте.

Самые первые объяснения природы лидерства исходили из индивидуальных качеств лидера. Так появилась теория черт. Она возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная идея такого подхода заключалась в том, что лидер обладает качествами, отличающими его от своих сторонников, и эти качества можно выделить и изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции, позволяет принимать властные решения в отношении других. Как отмечал один из авторов теории черт, американский социолог Э. Богардус, "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящие к лидерству". Среди достоинств лидера он выделил такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер. Определенные личностные качества могут иметь важное значение, но, как показывают социологические исследования, индивидуальные черты лидера почти ничем не отличаются от набора психологических и социальных качеств личности вообще.

Психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная 3. Фрейдом. Политическое лидерство он трактовал как сферу проявления подавленного либидо - бессознательного сексуального влечения. Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида. Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от различных комплексов, связанных, например, с физическими недостатками, непривлекательной внешностью и т. п. В политической деятельности подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.

Но объяснение природы лидерства исключительно наличием у личности особых психологических черт и мотивов, толкающих ее к политическому господству, не поможет ответить на простой практический вопрос: почему власть зачастую оказывается в руках далеко не самых умных и благородных людей, а авантюристов, проходимцев?

Найти ответ на этот вопрос пытались авторы ситуационной теории лидерства, считавшие, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов - места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в социальных группах выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве. И поскольку именно данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку этот индивид становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера как функцию определенной ситуации. Они подчеркивают относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства могут требовать принципиально разных лидеров.

Следовательно, политическое лидерство представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

2. Основные критерии оценки политических лидеров.

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.

Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие "авторитет", т. е. "вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей". Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. М. Вебер выделил при типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т. е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

В противоположность идеальным типам лидерства М. Вебера в современной политической науке преобладают практически-ориентированные классификации. Они основаны на эмпирических исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых реакций, мотивов. Актуальность подобных исследований обусловлена стремлением обнаружить и зафиксировать наиболее эффективные стили политического лидерства. Политический стиль отражает не только индивидуальность лидера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса. Стили политики бывают эффективными и неэффективными, авторитарными и демократическими.

Лидерство характеризуется использованием различных политических стилей. Стиль, ориентированный на решение конкретных задач за счет четкого распределения ролей и функций, подчинения официальному лидеру всех ресурсов и выполнения его требований, составляет основу инструментального лидерства. Однако результаты совместной деятельности лидера и его сторонников могут быть не менее впечатляющими и в том случае, если лидер не занимает руководящей должности, а воздействует на ситуацию, создавая благоприятную эмоциональную среду, в которой каждый член группы стремится к максимально высоким результатам. Такой стиль лидерства называется экспрессивным.

Современный американский политолог Дж. Барбер, исследовав политические стили президентов США, выделил четыре стиля. Основанием типологии стилей послужило качество выполнения президентами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса и т. д.) может быть ориентировано либо на субъективное понимание выполняемой роли, либо на ожидания конкретных групп, общества. Так, стиль, ориентированный на эффективную, результативную и созидательную деятельность на общее благо, Дж. Барбер назвал активно-позитивным (в качестве примера такого стиля он привел деятельность президентов США Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых, узко партийных предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих политических функций порождает пассивно-негативный стиль (Дж. Буш).

Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, в которых описывается политических стиль. Они более полно отражают мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, в том числе стрессовые, позволяют учитывать значение бессознательных факторов. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, эффективность его для конкретных условий, предсказуемость его действий. На этом основании можно выделить пять политических стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином "Хозяин". Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидаль-ного стиля обычно не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Мышление подобного политика инверсионное, разделяющее реальность на крайности по типу "белое" - "черное", "друзья" - "враги" и т. д. Стремление к безграничной власти обеспечивается постоянным манипулированием своими подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием во что бы то ни стало подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах, в которых отсутствуют устойчивые демократические традиции, зрелая культура. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность индивидов формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска "врагов", что является благоприятным для установления тоталитарных режимов. Подобный политический стиль внешне не столь эффектен, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой курс. Однако "Хозяин" может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, на политический террор.

Демонстративный политический стиль. Для него характерен тип лидера, которого можно назвать "Артист". Он всегда "играет на публику". Его отличают любовь к внешним эффектам и демонстрациям, страстное желание нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли он ими. Поэтому "Артист" достаточно управляем, предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстеца, может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. Реализация продуманного политического курса лидером с таким политическим стилем оказывается невозможной в силу изменчивости мотивации его политического поведения. Ориентация на стимулы, в основе которых лежит желание любой ценой получить одобрение масс, политическое признание, вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.

Представители демонстративного стиля менее всего предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо возбудить и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, вследствие чего им редко удается завершить начатое дело.

Компульсивный политический стиль характеризует лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином "Отличник". Ему свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам. Это - фактор постоянных конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно "Отличник" чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Поэтому "Отличник" строго следует избранному политическому курсу, хотя он может и не отражать реальности времени, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими "Отличниками". Постоянно изменяющиеся условия способствуют потере социальных ориентиров, чувства времени у "Отличника". Он всегда рискует завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства.

Депрессивный политический стиль олицетворяет "Соратник". Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может "делать политику". "Соратник" часто идеализирует других политиков и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность воспринимает настороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и политическое безволие.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер "Одиночка". Самоизоляция, и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. "Одиночка" не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в подобных случаях практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет долго удерживаться на позициях стороннего наблюдателя, заставляя либо присоединяться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ и неэффективен. "Одиночка" по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий, как правило, трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля.

Необходимо заметить, что описанные выше идеальные (теоретически сконструированные) типы политических стилей в реальной политической практике встречаются крайне редко, если встречаются вообще; они скорее выступают как тенденции. Обычно политический стиль обусловлен ментальностыо и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в ней, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу самобытности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентации, свойственных лидерам. Наконец, многое в политическом стиле диктуется конкретными обстоятельствами и в судьбе самого лидера, его окружения, и в жизни страны, мира. Но даже учитывая все указанные моменты, нельзя забывать, что в разное время у человека, в том числе политического лидера, реакций на одни и те же события могут быть совершенно разными, вплоть до прямо противоположных.

3. Характеристика трех политических лидеров Российской Федерации.

Роль политических лидеров в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велика. Проблема лидерства для современного российского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет несомненный интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований.

В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.

Однако особенность политического лидерства в современной России заключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовом сознании сохраняются устойчивые представления о лидере, чертах, которыми он должен обладать.

Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться.

Советский период породил особую разновидность лидерства - вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. И все-таки самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, не достижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь".

Следовательно, в основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

В конце 70-х - начале 80-х годов мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л. И. Брежнева и К. У. Черненко оказалась практически неосуществимой. Что касается М. С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности он несомненно обладал харизмой. Это объясняется тем, что поначалу он формировал свой образ мудрого политика, опираясь на тезис о "верности социалистическому выбору" и идею "очищения социализма" от разного рода извращений. Он часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения весьма убедительных речей. Почти с первых же дней М. С. Горбачев начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности.

После разрушения коммунистических идеалов и мифов массовое сознание обнаружило потребность в новых, в том числе и о лидере страны. Однако формирование нового облика лидера - современного, аристократичного, духовно раскованного, который надеялся предложить народу М. С. Горбачев на втором этапе своей деятельности, явно отставало от процессов, инициированных им самим. С распадом советской системы и СССР, вызвавшим острое ощущение дискомфорта у большинства населения страны, этот новый облик вождя совсем утратил свою привлекательность, поскольку произошло рассогласование между имиджем М. С. Горбачева - президента СССР и ожиданиями, надеждами, требованиями населения к нему как главной фигуре в политической элите страны. Не удивительно, что новое время, которое подготовили М. С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

Б. Н. Ельцин выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей, собиравшихся на площадях, и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На этом, первом этапе народ в основном воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс, которые активно втягивались тогда в политическую жизнь. Лидерство Б. Н. Ельцина в тот период основывалось на его харизме, на популистском мифе.

Приход к власти в качестве президента России потребовал поиска новых идей, созвучных настроениям масс. Сохраняя многое из прежних методов политического руководства (по существу авторитарного), Б. Н. Ельцин обратился к традиционным ценностям российского национального самосознания - справедливости, честности, национальному суверенитету, государственному интересу. На этой идеологической основе складывался образ лидера новой политической элиты - красивого и могучего россиянина, чья размеренная речь, своеобразная жестикуляция и добрая с хитринкой улыбка производили впечатление близости и доступности его простому народу и вместе с тем - особой значимости его как политической фигуры, высочайшей ответственности и мудрости.

Как и при М. С. Горбачеве, творцом и носителем популистского мифа выступила интеллигенция. Именно она - автор и главный пропагандист нового мифа о целостности, сплоченности российского общества, где нет места конфликту интересов. Олицетворением этого единства, по ее замыслу, вновь должен был стать Б. Н. Ельцин. С учетом роли и значения иррационального в сознании российских граждан (мифов, символов, стереотипов, привычек, традиций), их специфического психологического настроя в весьма трудное для страны время (потребности в прочной опоре и надежной защите) была проведена избирательная кампания 1996 года по выборам в президенты, главным лозунгом которой было: "Голосуй сердцем!".

Однако российское общество уже перестало быть единым, социально и политически однородным; оно раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению к собственности и др. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического лидера оказалось в известной мере подорвано. Этому в немалой мере способствовало несоответствие предлагавшихся от его лица существующими институтами власти проектов и программ реальной обстановке в стране.

Велика была роль Б. Н. Ельцина а разрушении тоталитарной системы, однако в современных условиях созидательный потенциал его лидерства напрямую связан с позитивными изменениями в различных сферах жизни общества, и в первую очередь с реальным повышением уровня жизни большинства населения страны, с преодолением экономического кризиса, успешной борьбой против преступности и коррупции и т. д.

В. В. Жириновский стал одним из популярнейших лидеров постсоветской России. Свою политическую деятельность этот политик начал еще в конце семидесятых годов.

Весной 1989 года вместе с Богачёвым, отколовшимся от Демократической партии (У. Убожко) Жириновский создал инициативную группу Либерально-Демократической партии. 13 декабря 1989 года на организационном собрании ЛДП он был избран ее председателем.

На президентских выборах, состоявшихся 12 июня 1991 года почти неизвестный никому Жириновский набирает феноменально огромное число голосов (7.81 % ), заняв третье место после Ельцина и Рыжкова. Что же позволило ему собрать 6 млн. голосов избирателей? Все, оказывается обстоит очень просто: в своей предвыборной кампании Жириновский использовал настроения масс, т. е. он сделал ставку на остановление развала Союза, и многие люди, еще не разобравшись, что к чему, и испугавшись перемен, захотели вернуть былое, и в итоге ЛДПР заявила о себе, по словам В. В. Жириновского, как "третья сила".

Если же рассматривать Жириновского как политического лидера более конкретно и личностно, то среди его природных качеств следовало бы выделить следующие: решительнось и наряду с этим какая-то странная и несколько "нервная" манера поведения, благодаря которой и снизился в последние годы его рейтинг; в какой-то мере магнетизм личности, которая умело используется Ж., особенно при "выходах в простой народ": многие люди, как правило испытывающие недостаток в умственных способностях, проникаются его речами, резкими заявлениями и критикой во все стороны; несдержанность и бестактность поведения, а также вызывающе- раздражающая нескромность.

Среди нравственных качеств можно отметить высокую патриотичность, так как ни в речах, ни в публикациях ЛДПР ничему не отводится такая роль, как России. Однако из этого, понятно, совсем не вытекает, что лично я отношусь к Жириновскому с пониманием и почтением. Среди профессиональных качеств я бы отметила лишь энтузиазм и чувство юмора.

Таким образом, хотя рейтинг В. В. Жириновского продолжает неуклонно падать, надо сказать, что он оставит в истории след как "уличный", "народный" политик, для которого политика является не столь профессиональной деятельностью, сколь искусством сродни актерскому на комедийной сцене, при этом приносящее солидный доход.

Григорий Явлинский показал себя деятельным, но далеко не дальновидным политиком либерально-демократического толка. Среди ведущих качеств этого политика следует отметить следующие: политическое безволие, неспособность к принятию нестандартных политических решений, отсутствие большого политического веса в самой партии («Яблоко»), утопичность во взглядах на будущее России. К большому сожалению Г. Явлинский придерживается прозападной ориентации, поэтому в качестве перспективы рисует для России развитое капиталистическое общество (по типу Франции, Великобритании, Германии). Следствием всего вышеперечисленного является падение авторитета данного политика в настоящее время как внутри партии, так и массах, поэтому популярность партии «Яблоко» также постоянно падает, сторонники партии уходят в более активные и деятельные объединения.

Список литературы

1. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

2. Кривогузов И. М. Основы науки о политике. – М., 1993.

3. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

4. Что такое демократия? // Политические исследования. 1992. № 3.

5. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

6. Эхо планеты.

7. Российская газета.

8. Новое время.

9. Комсомольская правда.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.0 KiB, 59 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!