Российская живопись XIX века
В живописи переход к реалистическому искусству произошел позднее, чем в литературе. Этому было несколько причин. Определенную роль в этом сыграла церковь, осуждавшая любые отступления от византийского образца, возникавшие под влиянием народного творчества. Это приостановило начавшееся развитие самобытного искусства. Другая причина состояла в том, что основными заказчиками художников были представители высшего класса. Только они могли дать живописцу средства к существованию. Но они нуждались скорее в копировальщиках западных произведений для украшения своего быта, нежели в оригинальных произведениях из русской жизни. Широкая публика стала оказывать влияние на развитие живописи значительно позднее, по мере того, как стали входить в обычай художественные выставки, появились художественные музеи. Это произошло лишь в 30—40-х гг. XIX в. До этого времени в живописи царили классицизм и условность, поощрявшиеся заказчиками и закрепленные системой подготовки художников.
Основным центром обучения была Петербургская академия живописи и ваяния. В академии насаждались жесткие каноны живописи и строгая иерархия тематики. На первое место ставились темы библейские и исторические. Обучались в академии дети простых людей — крестьян, мещан и т. д. Для дворянских детей ремесло художника считалось недостойным. Академия давала хорошую профессиональную подготовку, позволявшую художникам овладеть европейской техникой живописи, которая затем стала служить для выражения оригинального духовного содержания. Этому же способствовали и регулярные поездки учеников академии в Италию, для чего выделялись специальные стипендии.
Первая половина XIX в. была связана с творчеством выпускников Петербургской академии. Они создали галерею прекрасных портретов известных людей. Это работы Кипренского, Тропинина, Брюллова. Пейзажи С. Щедрина на итальянские темы. Особо стоит картина выпускника академии Александра Иванова «Явление Христа народу» (явление Мессии). Это — одно из великих произведений русского искусства, над которым автор работал двадцать лет, живя в Италии.
Характерно то, что к каким бы темам и сюжетам ни обращались художники, содержанием их произведений была Россия с ее проблемами. Так задумывали художники, так воспринимали это и зрители. «Взгляните на это странное произведение,— писал по поводу «Последнего дня Помпеи» К.П. БрюловаА-И. Герцен.— На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они напрасно ищут спасения... Их уничтожает дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой всякое сопротивление невозможно. Это вдохновения, навеянные петербургскою атмосферою».
В «Явлении Христа народу» А.А. Иванова за основу взят библейский сюжет, но «...тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы», который «только ждет решительного призыва к действию»,— писал И.Е. Репин.
Тот же современный подтекст был и в картине И.Н. Крамского «Христос в пустыне» и во многих других полотнах художников его круга.
Живопись, как и литература, шла от классицизма через увлечение романтизмом к реализму. Заметным шагом от жестких канонов академической живописи к реализму стала картина выпускника академии Брюллова «Последний день Помпеи», выставленная в Петербурге в 1836 г., хотя и носившая еще печать схематизма и отвлеченности. В этом же направлении шли искренние работы А.Г. Венецианова на крестьянскую тему («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно»). В 40-х гг. в Москве сложился очаг реалистического искусства: было открыто училище живописи, ваяния и зодчества. Основателем и попечителем училища был один из замечательных русских людей того времени М.Ф. Орлов, друг Пушкина и Чаадаева, в прошлом блестящий молодой генерал, руководивший взятием Парижа. За участие в декабристском движении он был лишен всех чинов и званий и выслан под надзор полиции. В Московском училище постепенно возобладали методы обучения «более близкого к природе».
Ростки социальной живописи в картинах Венецианова более явственно обозначились в творчестве другого художника — ПА. Федотова, также не связанного с академией. Его картины на бытовые темы («Сватовство майора», «Анкор, еще анкор» и др.) не только дают яркие кусочки реальной жизни, но и несут печать трагического звучания. Картины Федотова стали предшественниками того широкого движения, которое началось в русской живописи во второй половине XIX в., и привело к образованию самостоятельной русской школы.
Конец академической монополии был положен в 1863 г. 14 выпускников академии во главе с И.Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный им сюжет «Пир в Валгалле» и просили предоставить им самим выбор сюжета. Им было отказано и тогда они демонстративно вышли из Академии («Бунт 14-и»), образовав независимую артель художников. В 1870 году было создано «Товарищество передвижных выставок», душой которого был Крамской. «Товарищество» ставило своей целью отражать все многообразие реальной жизни, сделать изобразительное искусство ближе, понятнее народу и сюжетами картин, и организацией передвижных выставок. Оно объединяло в своих рядах лучшие художественные силы России.
За время существования «Товарищества» (оно прекратило свое существование в 1923 г.) им было проведено 53 выставки (годичных и этюдных, не считая параллельных в губернских городах и так называемых народных выставок). За это время в «Товариществе» состояло 110 членов. Кроме них на выставках участвовало около 440 экспонентов — художников, не являвшихся его членами. Новое по своему характеру, целям и задачам, Товарищество передвижников внесло огромный вклад в русское изобразительное искусство и явилось одним из крупнейших прогрессивных явлений в мировом искусстве (14; 319).
Вся оставшаяся часть века прошла под влиянием «передвижников». Их нередко, может быть, и не без оснований упрекали за излишнюю тенденциозность в некоторых работах, но бесспорно, что почти все самое значительное в русской живописи, созданное в этот период, испытало их влияние. Сформировалась русская школа живописи. Она развивалась не изолированно, а во взаимодействии с Западным искусством, но всегда сохраняла свое неповторимое лицо, свой почерк.
Движение передвижников объединяло самых разных художников как по тематике их работ, так и по манере исполнения. Получили развитие все основные жанры живописи — исторической, жанровой, пейзажной, портретной. Чтобы представить себе все богатство этого периода, наверное достаточно перечислить хотя бы малую часть имен выдающихся мастеров и их работ. Полотна на исторические темы: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», Н.Н. Ге «Петр и царевич Алексей», И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», на библейские темы:
Крамской «Христос в пустыне», Ге «Тайная вечеря», В.Д. Поленов «Христос и грешница». Великолепная пейзажная живопись, запечатлевшая задумчивую красоту русской природы. Изумительная по одухотворенности работа Саврасова «Грачи прилетели», поэтические пейзажи Левитана, Шишкина, картины мариниста Айвазовского, неповторимые по цвету и колориту работы Куинджи, Врубеля, картины В.А. Серова, С.А Коровина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, Н.А. Ярошенко, И. Е. Репина и др. галерея портретов выдающихся людей литературы, искусства, государственных деятелей. На полотна передвижников перенесена жизнь города и деревни, столицы и провинции, все гамма душевных потрясений, от легкой шутки до трагического, все бесконечно разнообразное содержание действительной жизни. Произведения передвижников являются выдающимся вкладом в сокровищницу русского и мирового изобразительного искусства.
В конце 90-х гг. XIX в. в Петербурге возникло художественное объединение «Мир искусства» (по названию журнала, издававшегося с 1899 г. на средства княгини М.К. Тенишевой и художника В.А. Серова). У основания этого движения стояли художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере. Это новое объединение отвергало как салонность академизма, так и «тенденциозность» передвижничества. Оно провозгласило новые эстетические принципы и намерение искать новые пути в искусстве, стремление посредством искусства изменить жизнь. Так начиналась новая полоса в развитии русской культуры, вошедшая в историю как Серебряный век.