Российская реклама в конце ХХ века

Рыночная экономика внесла существенные коррективы в формы и содержание рекламной деятельности. Рекламная деятельность становится связующим звеном между производством и потреблением. С ее помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потребителем. Целенаправленные рекламные усилия должны осуществляться как в сфере производства, так и в сфере торговли. Без умения пользоваться средствами рекламы резко снижается возможность активно воздействовать на рынок, обеспечения успеха в конкурсной борьбе за рынки сбыта.

Реклама должна способствовать созданию потребителю условий для свободного выбора торговых и других предприятий, услуг и товаров. Это позволяет контролировать продвижение товаров на рынки, создавать и закреплять у покупателя систему предпочтений рекламируемых объектов, что необходимо в условиях насыщения рынка товарами и услугами. Российская реклама, не имея опыта работы в рыночной экономике, в перестроечный период широко заимствует опыт рекламы других стран, но зачастую далеко не лучшие его образцы.

Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств разваливалась — рекламные организации и предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественно акционерными формами собственности. На рубеже 80-х и 90-х гг. создаются первые крупные частные рекламные агентства: Видео Интернэшнл, Аврора, Премьер СВ и др.

Основным типом рекламодателя  в это время стали посреднические организации и биржи. Вслед за биржами и крупными торговыми домами наступил пик рекламной активности банков и различных финансовых организаций, значительную долю которых составляли так называемые «финансовые пирамиды». Повышенная рекламная активность таких «пирамид» как МММ, Русский дом Селенга, Хопер, Чара и т.д. сильно ударила по имиджу российской рекламы и резко снизила доверие к ней со стороны населения.

Петербургский рекламист А. Ульяновский выделяет три этапа в развитии российской рекламы конца ХХ века.

Первый этап (1991–1994 гг.) характеризуется подходом, который можно условно назвать «реклама – это искусство». В это время в российской рекламе доминируют люди искусства, которые занимались собственным творческим выражением. Целью рекламы было создание красивых имиджей. Достаточно вспомнить серию рекламных роликов «Банка Империал». К сожалению, об учете интересов потребителей речь не шла.

Второй этап становления российской рекламы относится к 1995 - 1998 гг. В это время в практике рекламы широко используется концепция маркетинга, внедряются различные методы планирования и оценки рекламных кампаний.

На данном этапе значительно расширилась экспансия на рекламный рынок России со стороны зарубежной рекламы. В десятке самых крупных рекламодателей на отечественном телевидении в 1996 г. – 10 иностранных брэндов.

Развитие российской рекламы потребовало формирования соответствующей ей правовой базы. Одним из первых российских законов, непосредственно связанных с практикой рекламы, стал Закон России «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Закон Российской Федерации «О рекламе» был принят 18 июля 1995 г. Он определил основные принципы рекламной деятельности в стране и даже признан Европарламентом лучшим в Европе.

В этот период в России были созданы первые общественные организации, объединившие рекламистов страны. Среди них – Российская ассоциация рекламных агенств (РАРА), Ассоциация рекламодателей и др.

В феврале 1995 г. был основан Общественный Совет по рекламе, сейчас это – Рекламный Совет России. Основными целями Совета провозглашены: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных Советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В 1998 г. начался третий этап развития российской рекламы. Его основные черты – упор на формирование символической ценности и мифов о товаре; имплантация рекламных сообщений в систему ценностей и внутренний мир  потребителей; интенсивное развитие отечественных брэндов и полная интеграция лучшего мирового опыта в технологии российской рекламы.

Что касается количественных оценок, следует отметить, что августовский кризис 1998 г. отбросил российский рекламный рынок до уровня 1994 г. Так, в 1997 г. оборот денежных средств на рекламном рынке составлял $1820 млн, в 1999 г. он снизился до $760 млн.

Последовавший за кризисом экономический рост в России способствовал постепенному улучшению ситуации на рекламном рынке. Уже в 2000 г. объем рекламного рынка составил $1100 млн. В 2003 г. ожидается увеличение рекламных объемов в денежном выражении. TNSGallup прогнозирует рост российского рекламного рынка приблизительно до $2,3 млрд.

В настоящее время в структуре затрат на рекламу наибольшую долю занимает общенациональная реклама, хотя существует тенденция к увеличению объемов региональной рекламы. Ее рост связан с двумя причинами. Во-первых, увеличилось число местных рекламодателей со своими локальными брэндами. Во-вторых, общенациональные рекламодатели, особенно после кризиса, стали проводить значительно больше рекламных кампаний, ориентированных на конкретные регионы. Если до кризиса многие производители могли себе позволить охватывать всю Россию вне зависимости от того, распространяется товар по всей стране или лишь по нескольким ключевым городам, то сегодня ситуация изменилась. Рекламные бюджеты сократились, а производители стали более разборчиво подходить к географии своих рекламных кампаний в зависимости от дистрибуции своего товара в том или ином регионе.

В целом на российском рекламном рынке происходит медленное, но уверенное интегрирование носителей рекламы в единую систему маркетинговых коммуникаций, содержащую не только классические медиаканалы, но и:

  • новые медиа, такие как реклама в кинотеатрах;
  • связи с общественностью во всех их проявлениях;
  • брэндинг, т.е. ориентация на репутацию товара;
  • стимулирование сбыта;
  • личные продажи;
  • директ маркетинг;
  • телемаркетинг;
  • рекламу прямого отклика.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!