Российская музыка и театр в XIX веке
В истории русской музыки XIX в. занимает особое место. Именно в это время была создана русская опера, русская симфоническая и камерная музыка, своими корнями уходящая в народное музыкальное творчество. Сформировалась русская музыкальная школа. Но путь к этому был особенно труден в сравнении с литературой и изобразительным искусством. В начале века на музыкальной арене России безраздельно господствовали итальянцы. Еще во второй половине XVIII в. на казенную службу в Россию приглашались итальянские композиторы и певцы. Они подняли пение на высоту современной европейской техники, но вместе с тем окончательно лишили его национального колорита. На придворной сцене доминировала итальянская опера — нечто вроде музыкальных водевилей с куплетами и танцами. Затем пришла серьезная музыка известных итальянских и других европейских композиторов. Как справедливо замечал Милюков, итальянизм сделался у нас такой же условностью в музыке, как классицизм в литературе и живописи. То и другое одинаково означали отчуждение искусства от живых родников национального творчества (15; 104). Итальянщина льстила вкусам совершенно неподготовленной публики, поэтому поворот к национальному и сближение с жизнью в музыке был труден.
Трудности становления русской национальной музыки можно проследить на судьбе произведений основоположника русской музыкальной школы, русской национальной оперы и симфонической музыки М.И. Глинки (16). Первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») была представлена публике в 1836 г. Она была встречена благожелательно. Но публике она понравилась не тем, что в ней было нового и оригинального, а своими слабыми сторонами — имевшимися в ней итальянскими элементами. Еще более новаторской была музыка оперы Глинки «Руслан и Людмила», представленная в 1842 г. Но у публики музыка оперы вызвала, как говорилось в одной из критических статей, лишь недоумение, хотя декорации и костюмы были встречены с восхищением. И опера исчезла с театральных подмостков на целых пятнадцать лет.
Положение не изменилось и тогда, когда выступил еще более смелый новатор —А.С. Даргомыжский (17), заявивший, что он не намерен низводить музыку до забавы; музыка должна выражать слово, правду. Даргомыжский стал вместе с Глинкой одним из основателей русской классической музыкальной школы. Его оперы «Русалка», «Каменный гость», «Эсмеральда» и другие музыкальные произведения стали одной из ярких страниц русского музыкального искусства.
В 50-х годах под покровительством Даргомыжского образовался кружок молодых талантливых музыкантов — любителей: М.П. Мусоргский (18), ЦА. Кюи (19), НА. Рнмский-Корсаков (20), А.П. Бородин (21) и М.А. Балакирев (22). Последний был признанным руководителем кружка. Кружок заявил о себе почти одновременно с «бунтом 14» и вошел в историю русской музыки как «Могучая кучка». На первых порах этим пионерам русской музыки пришлось трудно. Они оказались, как и «передвижники» в отношении академии художеств, в оппозиции открывшейся в 1862 г. Петербургской консерватории, которая пропагандировала музыкальный космополитизм. Молодые музыканты создали свою бесплатную музыкальную школу, которая стала своеобразной выставкой новой русской музыки, давая регулярно концерты.
Пониманию, принятию публикой новой, национальной русской музыки во многом способствовала деятельность выдающихся музыкальных критиков и общественных деятелей В.Ф. Одоевского и В.В. Стасова, а также поддержка писателей, деятелей культуры, передовых представителей высшего общества. В.Ф. Одоевский (1804—1869) — друг Пушкина, Глинки, Гоголя, Лермонтова, первый русский музыковед и музыкальный критик много сделал для пропаганды и утверждения русской национальной музыки. Его музыкально-критическая деятельность продолжалась свыше 40 лет и охватила время от начала творческого пути А.Н. Верстовского (20-е гг.) (23) до появления ранних произведений П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова (60-е гг.).
Многочисленные статьи и выступления Одоевского по поводу оперы Глинки «Иван Сусанин» сыграли большую роль в понимании современниками этого выдающегося музыкального явления. В одной из статей он писал: «С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки» (24; 21). Критик подчеркивал, что музыка глинковской оперы — продолжение вековых традиций русской народной музыки, что Глинка творчески развил эти традиции, глубоко проникнув в народную жизнь, в народное искусство. Одоевский приветствовал появление оперы «Руслан и Людмила» Глинки как новый шаг в развитии русского музыкального искусства. Он подчеркивал, что эта опера по глубине и народности содержания, национальности музыкального языка поднялась выше всего, что было в западноевропейской опере (25; 8).
Одоевский активно поддержал выступление на музыкальной арене Даргомыжского. В последние годы жизни пропагандировал творчество А.Н. Серова, проницательно предсказывал великое будущее Чайковскому, Римскому-Корсакову. Эстафету Одоевского подхватил другой выдающийся общественный деятель и музыкальный критик В.В. Стасов. Стасов стал идейным вдохновителем «Могучей кучки» и как и Одоевский многое сделал для утверждения и понимания русского национального музыкального искусства. Стасов также до конца своей жизни поддерживал движение «передвижников» и многое сделал для развития этого направления русской живописи.
Музыка «Могучей кучки» постепенно завоевывала успех. Публика начинает все более ценить мощь музыки Бородина, своеобразие и выразительность Мусоргского, красоту и изящество музыки Римского-Корсакова и Кюи. Ее творчество стало важным этапом становления русской музыкальной школы. Шедевры русского оперного искусства — оперы Мусоргского («Борис Годунов» и др.), Бородина («Князь Игорь»), прекрасная симфоническая музыка стали подлинной классикой, продолжали и развивали традиции русской музыкальной школы, заложенные Глинкой. Выдающийся вклад в русское музыкальное искусство внес П.И. Чайковский (26). Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», прекрасные балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и камерные произведения вот уже более ста лет не сходят со сцен музыкальных театров, звучат в концертных залах. Русская музыкальная классика стала важнейшей частью мирового музыкального искусства. У нас родилось и такое прекрасное и уникальное явление, как русский романс, который и сегодня никого не оставляет равнодушным.
Характерными чертами русской национальной музыки и русской музыкальной школы стали реализм, глубокая связь с народным творчеством. Ее отличали оригинальность, своеобразие мелодии и гармонии, свежесть, непосредственность и темперамент музыкального языка, а важнейшим принципом была программность, служение обществу.
В XIX в. шло становление и развитие русского театра, драматического и музыкального. Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С. Щепкин (1788—1863). Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров (Е.С. Семенову, ВА. Каратыгина, П.С. Мочалова, М.Е. Мартынова и др.), которыми гордится отечественная сцена. Основными центрами театральной культуры на протяжении XIX в. были Малый (Москва) и Александрийский (Петербург) театры. Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, не уступавших по своему художественному уровню столичным, и имевшим богатую историю (нар. Театр Волкова в Ярославле). Появился новый демократический зритель. Театр стал играть все более заметную роль в общественно-культурной жизни страны.
Для «простого» народа в последние десятилетия стали открываться «общедоступные» театры. Это были отнюдь не театры второго сорта. В них ставилась классика, играли талантливые артисты. В 1887 г. был открыт театр для рабочих на Васильевском острове (Петербург). Спектакли для народа давались в театре за Невской заставой. Функционировали театры на ряде крупных заводов. В 1890 г. был открыт Народный дом на Петербургской стороне с залом на 1500 мест и т. д. Крупным событием в культурной и общественной жизни страны стало открытие МХАТа в 1898 г. (пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоанович»), театра новаторского, всегда находившегося в творческом поиске. Сформировалась русская театральная школа, которая по праву считается лучшей в мире.
Центрами оперного искусства в России XIX в. были Мариин-ский (Петербург) и Большой театр в Москве. Отличные оперные театры были также в Киеве и Тифлисе. Особую известность в конце XIX в. получила Московская частная опера С.И. Мамонтова. Оперные театры отличались богатым репертуаром, в котором была широко представлена и русская классика, и западные композиторы. Всемирную славу в XIX в. получил русский балет. Большую роль в развитии балетного искусства сыграл известный танцовщик, а затем знаменитый балетмейстер М.И. Петипа (1818—1910). Русская балетная школа, так же как и театральная, считается лучшей в мире.
В разговоре о развитии художественной культуры нельзя обойти такое явление, как меценатство, свойственное, по крайней мере, в таких масштабах, только России. Многие представители торгово-промышленной буржуазии — люди неординарные, широких взглядов, яркие личности. Среди части предпринимателей второго и третьего поколения не было «культа денег», как на Западе. На свою деятельность они смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на своеобразную миссию, возложенную Богом или судьбою. Они оказывали широкую материальную поддержку искусству и науке. Многие крупные учреждения культуры, художественные галереи, театры, учебные заведения были созданы и функционировали благодаря патриотической щедрости меценатов. Музеям они передавали свои коллекции произведений искусства, собранные в течение многих лет. Это относится не только к столицам, но и к губернским городам.
И еще об одном. Русские государи, независимо какую политику они проводили, традиционно покровительствовали искусству, оказывали материальную поддержку. Они покупали произведения искусства у отечественных и зарубежных художников. Нам сегодня не столь уже важно, руководствовались ли они династическим тщеславием, желанием положительно выглядеть в глазах собственного народа. Важно, что многие произведения, приобретенные царским двором, передавались музеям, на их основе создавались картинные галереи и т. д.
Художественная культура XIX в. — это дворянская культура, поскольку ее создателями, творцами были по преимуществу выходцы из дворянского класса. Однако эта культура отражала не узкосословные интересы дворянства, а жизненные реалии всего российского общества. Начиная особенно со второй половины XIX в. в литературе и искусстве все более громко и значимо заявили о себе представители третьего сословия.
Одним из важнейших источников литературы и искусства XIX в. явилось обращение к народу, к богатству народного творчества, пронесшего сквозь века легенды, сказания и песни, в которых была выражена душа народная. Это придавало литературе и искусству особую глубину, важный смысл и значение. И, наверное, самой характерной чертой русской литературы и искусства XIX в. было доминирование высоких нравственных ценностей, служение народу, напряженный поиск истины. Русская художественная культура XIX в., стала огромным, неповторимым вкладом в мировую культуру.