Российская архитектура XIX века
В архитектуре первой половины XIX века доминировал классический стиль с его колоннадами и фронтонами. Он пришел на смену барокко в конце предыдущего века. В первые десятилетия нового века развернулось широкое строительство в обеих столицах, в губернских городах. Строились общественные и административные здания, театры, музеи. Это время оставило много замечательных памятников архитектуры. Работала плеяда выдающихся архитекторов. В Петербурге в градостроительной практике преобладал ансамблевый подход. Было завершено формирование основных площадей — Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской. По проектам А.Н. Воронихина были созданы такие архитектурные шедевры, как Казанский собор (1801—1811 н.), Горный кадетский корпус (1806— 1811 гг.). Один из выдающихся архитекторов начала века А.Д. Захаров создал великолепное здание Адмиралтейства как символ славы Петербурга (оно было построено на месте старого адмиралтейства, от которого был оставлен только шпиль). Еще одним архитектурным памятником этих лет является здание Петербургской биржи, построенное работавшим в России швейцарским архитектором Тома де Гомоном. Мастер ансамблевого подхода Карл Иванович Росси, создав Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей) и Здание Главного Штаба, завершил ансамбль Дворцовой площади. Им же был создан Александрийский театр.
Крупнейшим архитектурным сооружением в Петербурге стало строительство Исаакиевского Собора, которое продолжалось 40 лет (с 1818 по 1859 г.), и было решено в формах классицизма. Первоначальный проект А. Монферрана был значительно переработан группой видных русских архитекторов — В.П. Стасовым, К.И. Росси, А.А. Мельниковым и А.И. Мельниковым, которые вошли в специальный комитет по строительству храма. Росписи внутри храма были выполнены художниками К.П. Брюлловым, П.В. Васиным, Ф.А. Бруни и др. А. Монферран спроектировал и Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге (1829—1834), органично вошедшую в ансамбль и придавшую ему большую выразительность. В середине века в Петербурге было построено новое здание Эрмитажа, выполненное в стиле архитектуры Возрождения:
проект П. Кленце, строители — архитекторы Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.
В градостроительной практике Москвы решались несколько иные задачи. Шло интенсивное восстановление города после пожара 1812 г., уничтожившего более две трети города. В ходе восстановления многие старые здания перестраивались. Своеобразием московской архитектуры было сочетание новых идей, пришедших в XIX в., с традициями архитектуры прошлых лет. Архитектор О.И. Бове осуществил реконструкции Красной площади. Она была расчищена от мелких построек и в середине 10-х гг. получила великолепные торговые ряды, удачно сочетавшими старую русскую архитектуру с функциональными задачами. Бове построил новое здание Большого театра, открывшего в 1825 г., и создал ансамбль Театральной площади, органически увязанной со зданием театра и сохранившимися постройками старой архитектуры. О.И. Бове была также создана Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (на заставе Тверского тракта; ныне перенесена на проспект Кутузова).
Другой крупный архитектор Д. Жилярди осуществил перестройку сгоревшего во время пожара здания Московского университета. Очень интересными работами были два частных дома, построенных архитектором А.Г. Григорьевым на Пречистенке: дом Хрущевых (1814 г.; ныне музей А.С. Пушкина) и дом Станицкой (1817—1822 гг.; ныне музей Л.Н. Толстого).
По проектам архитектора К.А. Тона, ученика Воронихина, были построены Большой Кремлевский дворец (1839—1849), Оружейная палата (1844—1851), Николаевский вокзал (1856). Наиболее крупной церковной постройкой К.А. Тона был храм Христа Спасителя в Москве, выполненный в «русско-византийском» стиле. Его строительство продолжалось более 40 лет (1839—1883). В осуществлении росписей внутри храма приняли участие многие видные художники.
Из самых значительных произведений монументальной скульптуры первой половины XIX в. следует назвать Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804—1818) скульптура И. Мартоса. Он органически вливался и как бы завершал оформление Красной площади. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства Ф. Щедрина. Колесница Славы, запряженная шестеркой лошадей и сопровождаемая двумя воинами, выполненная скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Она была водружена на триумфальной арке, перекинутой архитектором Росси между двумя зданиями Главного Штаба. Можно также отметить скульптурную группу, правда, уже несколько другого масштаба и звучания, П.К. Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге. Целый ряд интересных работ скульпторов Ф. Толстого, Б. Орловского.
В архитектуре второй половине XIX в. наблюдаются кризисные явления. В градостроительстве все чаще встречается сочетание элементов различных стилей — Ренессанса, барокко. Древней Византии, Древней Руси. Утрачивается чувство ансамбля. Предаются забвению традиции монументальной скульптуры. С 30-х годов начинается поиск русского стиля в архитектуре. Этого требовали и официальные правительственные круги. Однако поиск часто сводился к простому копированию старых русских форм. И только тогда, когда изучили образцы старинного русского зодчества, были достигнуты определенные успехи. Это движение к русскому стилю шло от реставрации старых форм к их свободному сочетанию для осуществления новых архитектурных задач. Первыми такими зданиями в Москве стали здание Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд), здание Государственной Думы (архитектор Д.Н. Чичагов) и здание Верхних торговых рядов (архитектор А.Н. Померанцев. Ныне здание ГУМа). В области монументальной скульптуры лучшая работа — памятник А.С. Пушкину (1880 г.) в Москве скульптора А. Опекушина. Плодотворно работал скульптор М.М. Антокольский, запечатлевший в своих скульптурах такие личности, как «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874) и др.