Россия — Федерация

План

1. Понятие и сущность Федерации

2. Принципы Федерации.

3. Устройство России.

Список литературы

1. Понятие и сущность Федерации

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Однако всем федерациям свойственны общие черты:

1) территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может отличаться;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер Государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

3) наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему и в таких случаях рассмотрение апелляций и кассационных жалоб заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции и кассационные жалобы на решения судов субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.

Можно выделить федерации: а) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку и территориальные; б) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные, где статус субъектов разнится. Федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действительности они никогда не встречаются в «чистом виде».

2. Принципы российского федерализма.

Вступив на путь федеративного развития позже других государств, Россия использовала основополагающие принципы федеративных отношений. Вместе с тем на российской почве при реализации этих принципов уже обнаружилось определенное своеобразие, вызванное ее геополитическими, историческими, этнополитическими, социокультурными и иными особенностями.

В Конституции Российской Федерации закреплены как непосредственно принципы, на которых базируется федеративное устройство государства, так и иные принципы, без опоры на которые федеративные отношения существовать не могут.

К первой группе можно отнести принципы, сформулированные в статьях 4, 5 и 15 Конституции РФ: государственная и территориальная целостность России; государственный суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Федерации; единство конституционно-правовой системы. Это базовые принципы федеративного устройства, которые конкретизируются в ряде последующих статей федеральной Конституции.

Ко второй группе можно отнести принципы, которые носят общий, универсальный характер, но в федеративном государстве приобретают особую специфику. Они также отнесены к Основам конституционного строя и имеют высокую степень конституционной защиты. Это принципы народовластия, разделения властей, гарантии прав и свобод человека и гражданина, гарантированности местного самоуправления, защиты основ конституционного строя и безопасности государства.

Анализ современного состояния Российской Федерации с точки зрения реализации провозглашенных в ее Конституции принципов федерализма дает основание полагать, что она находится в начальной стадии строительства федеративных отношений, и для того, чтобы этот процесс пошел по пути раскрытия всех преимуществ этой формы государственно-территориального устройства, способного привести Россию к экономическому процветанию и гарантиям демократических свобод, требуется как дальнейшая теоретическая разработка принципиальных положений российского федерализма, так и создание необходимой экономической, политической и правовой основы их реализации на практике.

Российская Федерация, как и любая федерация, представляет собой сложную систему, и в этом смысле может быть рассмотрена под углом зрения важнейшего системного качества, каковым является ее целостность. В теории систем под целостностью понимается такое объединение элементов в единое целое, в результате которого возникает новое качество, принципиально отличное от простой суммы свойств составляющих ее элементов. Закрепив в п. 3 ст. 5 федеральной Конституции положение о том, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности», законодатель тем самым констатировал новое качественное состояние, в которое вступило Российское государство. Однако закрепление государственной целостности как принципа не гарантирует спонтанности достижения безопасности системы, ее стабильности, т. е. сохранения структурно-функциональной организации и внутреннего равновесия при резких колебаниях, вызванных различными обстоятельствами.

Российская Федерация создавалась сверху путем трансформации унитарного государства и поэтому доминирующей тенденцией в процессе ее образования выступала децентрализация. Многими представителями региональных элит это было воспринято как сигнал к ослаблению государственного единства России, удобный момент для извлечения одностороннего преимущества, заявления территориальных претензий. Ошибочность такого подхода очевидна. Смысл и назначение децентрализации совсем в ином. Они заключаются в укреплении системы за счет повышения эффективности функционирования ее элементов. Применительно к Российской Федерации это означает, что глубоко продуманная региональная политика должна привести к активизации огромного внутреннего потенциала страны, которая ранее сдерживалась унитарным государством и командно-распределительной системой.

Принцип государственной целостности Российской Федерации тесно связан с принципом безраздельного суверенитета над всей ее территорией. Суверенитет - это один из неотъемлемых атрибутов государства и до возникновения федераций рассматривался исключительно как международно-правовая категория. С появлением федеративных государств проблема суверенитета значительно усложнилась за счет внутриполитического аспекта.

Вся мировая практика свидетельствует о том, что разделение суверенитета гибельно для федерации. Его не удалось осуществить ни в странах бывшей социалистической системы, ни в Объединенной республике Камерун, ни в Бирме, ни в других странах. Всякий поиск политического компромисса в данном вопросе может привести только к обострению сепаратизма и к гибели федерации.

Федеративная система отрицает прямое подчинение законодательных органов власти субъектов федерации высшему законодательному органу федерации. Однако это вовсе не отрицает единства системы законодательной власти, которая в Российской Федерации имеет свою специфику. Она проявляется в том, что как и во всех федерациях, требования федеральной конституции и федерального законодательства обязательны для всех субъектов Федерации, которые должны в своей законотворческой деятельности строго им следовать. В то же время законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации осуществляется не только по предметам их непосредственного ведения, но и по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Субъекты Федерации оказывают существенное влияние на федеральный законотворческий процесс: их законодательные (представительные) органы являются субъектами права законодательной инициативы в Федеральном Собрании; от позиции первых лиц субъектов Федерации, являющихся членами Совета Федерации, во многом зависит судьба принимаемых федеральных законов.

Важнейшим принципом построения федерации является разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, В этом заключается суть федерации, ее прежде всего экономическое преимущество перед унитарным государством. В большинстве современных федераций этот принцип конституционно закреплен. Однако, как уже отмечалось выше, он формально-юридически не сформулирован в основах конституционного строя Российской Федерации, хотя принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, являющийся вторичным по отношению к нему включен в число базовых принципов федеративного устройства. Едва ли данное обстоятельство следует рассматривать как случайность. Последовавшая вслед за принятием новой федеральной Конституции волна внутригосударственных договоров позволяет усмотреть в этом далеко идущий расчет региональных элит, которые, понимая известную слабость федерального центра и его зависимость от их поддержки на этапе разработки и принятия новой Конституции, постарались максимально реализовать свои интересы.

3. Устройство России.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг-Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также и другие республиканские нормативные правовые акты. Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Вместе с тем, в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики, действует нормативный правовой акт республики.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации.

Наряду с вопросами совместного ведения, имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик. Исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации определены их конституциями на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Они осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Например, согласно Конституции Бурятии (ст. 63) к исключительному ведению республики относится принятие Конституции республики, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением; законодательство республики; территория и административно-территориальное устройство республики; защита государственно-правового статуса республики; гражданство в республике; установление системы республиканских органов государственной власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная служба республики; государственные награды и почетные звания республики.

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития республики.

В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федераций, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (глава 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения является широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор.

Таким соглашением является также Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 января 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»». Этот договор наряду с Конституцией Российской Федерации является основой отношений Российской Федерации с Республикой Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор.

Думается, что такие договоры могут быть подписаны Российской Федерацией и с другими республиками - субъектами Федерации как подписавшими Федеративный Договор, так и не подписавшими его.

Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.

Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Российская автономия построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от количества населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов создаются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения образовать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В Российской Федерации автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.

Государственная автономия характеризовалась более значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, характеризующих государственную автономию, не имела. В настоящее время в Российской Федерации автономия осуществляется только в одной форме - административной.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией Российской Федерации предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами государственной власти Российской Федерации.

Конституция закрепляет предметы ведения, Принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71) и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

2. Государственное право Российской Федерации: Учеб / Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996.

3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 1998.

5. Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1977. № 1. С. 55 -64.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 1996.

7. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.

8. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

9. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

10. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(13.1 KiB, 42 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!