Роль РФ в международном сообществе

ПЛАН:

1. Геополитическое положение РФ и ее место в ООН и других международных организациях.

2. Коренное отличие ее внешней политики от доперестроечной внешней политики СССР.

3. Роль РФ в СНГ.

4. Другие направления ее внешней политики.

Литература.

1. Геополитическое положение РФ и ее место в ООН и других международных организациях.

С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.

Приоритетные задачи внешней политики России следующие:

1. Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.

2. Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.

3. Стабилизация международного положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.

4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.

Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мира" в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания "холодной войны".

В тоже время отношения России с ООН становятся в последнее время все более напряженными.

Деятельность этого единственного исполнительного органа ООН была парализована на протяжении сорока с лишним лет. Узок круг вопросов, по которым Совету все же удавалось принять решения. Прежде всего это палестинский вопрос, который после 1967 г. стал называться ближневосточной проблемой, а также кипрский вопрос, апартеид в ЮАР, индо-пакистанский пограничный конфликт, конфликты Намибии с Анголой и Родезией, Ирана с Ираком, Аргентины с Британией. Однако решения по этим вопросам носили локальный характер и, вполне способствуя делу мира в частных случаях, нисколько не содействовали, а порой даже вредили делу мира в целом.

Постоянным членам СБ (США, РФ, Англия, Франция, Китай) дано право вето. Слова "вето" в Уставе ООН нет, но оно наиболее точно передает суть особого права пяти государств препятствовать прохождению того или иного решения через СБ. Это право дано постоянным членам СБ для того, чтобы они в полной мере ощущали свою ответственность за защиту мира во всем мире. Данное право можно считать и признанием того факта, что без совместных усилий Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции ни одно из решений СБ не удастся провести в жизнь в полной мере. По сложившейся ооновской традиции отсутствие при голосовании или воздержание от него одного из постоянных членов СБ не считается несовпадением его мнения с мнением остальных постоянных членов.

В систему ООН входят 16 межправительственных специализированных учреждений, независимых в правовом, организационном и финансовом плане. Это Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и т. д.

Секретариат ООН, насчитывающий 30 000 сотрудников, занимается подготовкой, обслуживанием и осуществлением программ, принятых другими органами. С 1996 г. его возглавляет представитель Ганы Кофи Аннан.

ООН была и остается одной из главнейших международных организаций по реализации принципа мирного сосуществования государств на нашей планете.

Война против Югославии - вызов сложившемуся после Второй мировой войны миропорядку, системе поддержания мира и безопасности, за которую народы, прежде всего европейцы, заплатили десятками миллионов жизней.

Оказался подорванным престиж и авторитет ООН и ОБСЕ - признанных легитимных организаций, призванных от имени международного сообщества содействовать обеспечению мира и безопасности. Предложенный Россией проект резолюции СБ ООН с осуждением агрессии не получил необходимой поддержки.

Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира3. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия - НАТО 1997 г.

В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.

В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.

В экономической области - стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономических и торговых организациях.

В военной сфере - сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и Других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.

В многополярном мире всё еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся: США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных вооружений при наличии тенденции занять место мирового лидера; государства Западной Европы, интегрирующие экономические и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятельное место на мировой политической арене и на ближайшую перспективу консолидирующиеся с США; государства Юга, особенно исламского мира, накопившие достаточно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих действиях; страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным потенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.

В течение всей тысячелетней истории России не было, пожалуй, ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих сил, группа личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х - начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.

2. Коренное отличие ее внешней политики от доперестроечной внешней политики СССР.

Вопрос о месте России в мировом сообществе, в том геополитическом пространстве, которое образовалось после распада СССР, весьма непрост, отзывается болью в национальном сознании.

Почему социально-экономический и политический кризисы в СССР породили и геополитический кризис? Ведь переживали подобные и даже более тяжелые кризисы другие государства, не разваливаясь как геополитическая целостность?

В настоящее время нет однозначного ответа на этот вопрос. Все зависит от политико-идеологических позиций. Спектр их весьма широк. Одна из них объясняет развал СССР как исторически неизбежный и давно назревающий процесс крушения «империи зла», «тюрьмы народов» и т. д. Суть другой — этот процесс явился результатом козней западных держав, предательства собственными политиками национально-государственных интересов, измены принципам патриотизма, идеалам социализма и т. д. Между этими позициями лежит много промежуточных вариантов.

В этом плане показательна и полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе, ее месте в системе международных отношений.

Одна из высказываемых точек зрения заключается в том, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладая мощным ядерным потенциалом, обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения, оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене (76 % по территории, 60 % — по населению, около 50 % — по ВНП от показателей СССР 1985 г.), низводят Россию лишь до уровня региональной державы.

Самоидентификация России в современном мире происходит в труднейших условиях.

Во-первых, страна переживает глубокий и всеохватывающий социально-политический и духовный кризис. Идет острая дискуссия вокруг вопросов о стратегии модернизации, средствах и методах ее реализации; общество расколото социально и политически, не способно сформировать сколько-нибудь общепринятое понимание общероссийских национально-государственных интересов, в том числе и реализуемых на международной арене.

Во-вторых, фактом является незавершенность становления России как суверенного государства современного типа. Признание Российской Федерации правопреемницей СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько самоочевидных вещей: что государственность новой России не может выводиться из советской государственности. Ее нынешние лидеры, внеся определенный вклад в ликвидацию Советского Союза, тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью (в том числе периода существования царской империи). Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г. против центра, Россия во многом боролась и против себя, так как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.

В-третьих, с разделом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

Специалисты в области международной политики, исходя, из реальностей современного мира, прогнозируют три пути формирования мирового порядка. Согласно первой мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР займет социалистический Китай. Однако этот вариант, по мнению большинства исследователей, маловероятен и умозрителен.

Вторая, однополюсно-авторитарная модель, в которой США по своей воле и вынужденно станут заниматься «устройством мира», исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.

Третья, как некоифронтациоиная демократическая система, связанная с явно обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами и буквой международного права и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами — центрами политического влияния и мощи.

И, хотя наиболее вероятной и перспективной в настоящее время представляется последняя модель, все же не исключено, что ее реализация будет испытывать на себе давление и влияние двух первых вариантов развития.

3. Роль РФ в СНГ

Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., базируется на следующих положениях.

Приоритетность отношений со странами СНГ в политике России определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян.

К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки их Россией.

В настоящее время можно говорить о трех уровнях интеграции в рамках СНГ.

Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997 г. договоре России и Беларуси. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России, положения которого четко определяют основные параметры интеграционного процесса двух государств. Текст договора отвечает требованиям норм международного права.

Главными целями Союза станут дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни народов двух государств, социально-экономический прогресс государств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт гражданства Союза, предусматривает постепенное формирование унифицированной валютной системы. Союз создается на конституционных основах двух государств. В качестве важнейших обязанностей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова и СМИ, гарантии деятельности партий и общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав инвесторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по внешней и оборонной политике сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негативные последствия минимальны.

Второй уровень представлен договором России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Его главная цель — согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполнения всеми участниками совместных программ ведения экономических реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана и Киргизии, Пентральноазиатский Союз и другие органы. Третий уровень — деятельность в рамках всего СНГ. Истекший период жизни СНГ отмечен решительными действиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритеты и закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Сегодня дело миротворчества опирается на прочный правовой фундамент. Это Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.

Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества еще 15 мая 1992 г. приняли решение о создании военно-политического союза, подписав Договор о коллективной безопасности.

С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г. главы стран СНГ подписали меморандум Совета глав государств Содружества "Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств". 10 февраля 1995 г. всеми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафиксирована как первоочередная задача, причем формирование такой системы будет идти последовательно и поэтапно. Конкретные мероприятия отражены в плане реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлениях углубления военного сотрудничества.

Вот некоторые из этих мероприятий: завершение создания национальных вооруженных сил; разработка программ военного и военно-технического сотрудничества, разработка правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности; создание совместной (объединенной) системы ПВО и т. д. В активизации процесса военной интеграции сегодня заинтересованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических, экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок договора о коллективной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписали только 6 стран — Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Три других страны - участницы ДКБ - Азербайджан, Грузия, Узбекистан — решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора новым политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран — участниц ДКБ противостоит другой формирующейся военно-политической группировке ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова), делающей ставку на поддержку НАТО.

4. Другие направления ее внешней политики

Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.

Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.

Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмотру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО - нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.

С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующейся новой системе европейской безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.

Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.

Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу ("германский фактор"), которая будет оказывать существенное влияние на состояние стабильности в Восточной Европе.

Кстати, нужно признать, что результатами окончания "холодной войны" между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.

Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что наделе может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности, прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.

В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных торгово-экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.

Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.

Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.

Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:

1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрачности границ между республиками бывшего СССР).

2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство военного союза исламского типа.

3. Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие страны) .

4. Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.

5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.

6. Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).

7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).

Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономические, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.

Обстановка на юге Европы во многом определяется развитием ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья.

На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические изменения практически во всех, за исключением Греции, странах — Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).

В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохранением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в странах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологии, включая технологию производства оружия массового поражения.

Литература

1. Белов Г. А. Политология. – М.: Черо, 1997.

2. Зеркин Д. П. Основы политологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

4. Мухаев Р. Т. Политология. – М.: Приор, 2000.

5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

6. Панарин А. С. Политология. – М.: Проспект, 1999.

7. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

8. Перевалов В. Д. Политология. – М.: Норма, 1999.

9. Радугин А. А. Политология. – М.: Центр, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(18.0 KiB, 39 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!