Роль психологического климата в коллективе

Часто бывает так: и зарабатывает человек неплохо, и работа сама по себе интересная, и социально-бытовые условия не хуже, чем в других местах, а все-таки неудов­летворен он работой. В чем же дело?

Причины, конечно, бывают разные, но часто в подобных случаях можно услышать: «Все бы хорошо, да обстановка в коллективе неважная, климат плохой». Случается и обрат­ное: и заработок так себе, и прочие условия не такие уж хо­рошие, а идет человек на работу с удовольствием и говорит: «Замечательный у нас климат в коллективе!»

Климат влияет не только на самочувствие работающих в трудовом коллективе, на рабочем месте, что и само по себе особенно важно. Он оказывает серьезное воздействие на производительность и качество его труда.

Это обнаружили экспериментально еще в 20-е годы XXвека. В одной американской компании по производ­ству электрооборудования проверяли связь между произ­водительностью труда и освещенностью рабочего места. И обнаружили неожиданную вещь: хорошая атмосфера в рабочей группе, дух сотрудничества и товарищества спо­собны поддерживать высокую производительность труда даже при накоплении у рабочего усталости и ухудшения объективных условий работы. Это открытие породило це­лую школу в теории и практике управления.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с недо­оценкой и даже непониманием важнейшей роли психоло­гического климата в трудовом коллективе. Что же это такое и из чего он складывается?

В научной литературе под психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устой­чивая духовная атмосфера или психический настрой кол­лектива, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу.

Климат трудового коллектива влияет на формирова­ние настроения его членов, что в свою очередь оказывает существенное воздействие на производительность труда и качество работы.

Причем это влияние действует с почти одинаковой си­лой в коллективах самого разного вида. Например, оно проявляется как в группах работников низкой квалифи­кации, так и среди коллективов, члены которых заняты высокопроизводительным трудом.

Между тем далеко не везде вопросам создания благо­приятного морально-психологического климата уделяет­ся достаточно внимания. Нередко встречаются большие подразделения и даже целые учреждения и предприятия, где господствует атмосфера повышенной нервной «наэлектризованности», в результате чего происходят неоправдан­ные столкновения между работниками, изнашивается их нервная система, страдает качество работы.

Отнюдь не способствует психологическому раскрепо­щению и активизации потенциала сотрудников и другой из бытующих недостатков этого рода — практикуемая не­которыми руководителями сухая официальность, безлич­ность в отношениях с подчиненными. Подобная «пси­хологическая глухота» свидетельствует о недостаточном уровне управленческой культуры, которая включает в себя не только культуру технологическую, не только уме­ние рационально организовать работу и другие, необходи­мые менеджеру качества, но также и культуру межлич­ностного общения.

Между тем руководитель любого ранга должен пони­мать, что личностный, человеческий фактор является существенным инструментом атмосферы совместной дея­тельности. В сложнейшем мире эмоционального общения и взаимодействия людей, даже если речь идет об общении сугубо деловом, ограниченном служебными рамками, воз­никает немало проблем. И те же самые проблемы в одних случаях рождают сочувствие, соучастие и взаимопомощь, а в других — враждебность и отчужденность.

Над созданием и поддержанием в коллективе благопри­ятного климата нужно постоянно работать, в первую оче­редь — руководителям. Но и рядовые работники должны усвоить и, главное, выполнять хотя бы элементарные «за­поведи» общения в коллективе: быть вежливым, выдер­жанным, справедливым, не унижать чужого достоинства, помогать оказавшемуся в трудном положении, не исполь­зовать чужих неудач для собственной выгоды и т.д.

На современном производстве деловые отношения меж­ду людьми в большей или меньшей степени носят неиз­бежно суховатый, обезличенный характер. Как говорит­ся, такова жизнь. И тем не менее многие люди, особенно молодежь и женщины, переживают это обстоятельство и даже страдают от сухости формальных служебных отно­шений.

Конечно, основная часть эмоциональной жизни чело­века проходит «по ту сторону проходной», но, во-первых, и там не всегда царит благополучие в отношениях, а, во-вторых, работа и быт — все-таки разные сферы жизни, каждая из них нуждается во внутренней гармонии.

Поэтому полностью компенсировать эмоциональную сухость и тем более жесткость объективной стороны дело­вых отношений может только климат в самом трудовом коллективе.

Надо учитывать, что психологический климат сущест­вует на двух уровнях — на уровне всей организации и на уровне малой группы людей, непосредственно и постоян­но соприкасающихся в процессе работы (в бригаде, лабо­ратории, отделе).

Оба они важны, хотя, например, неблагополучие, су­ществующее в «большом» коллективе, до известной сте­пени может скомпенсировать хороший, дружеский кли­мат в микроколлективе. Правда, если человек может находить «отдушину» лишь внутри своей малой группы, он вряд ли станет проявлять особую активность на уров­не всего коллектива — на производственных собраниях, в общественных организациях, при участии в производ­ственном самоуправлении и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!