Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей
Основным противоречием является противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Данное противоречие разрешается в новой ведущей деятельности-игре.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой ребенок берет на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях воспроизводит деятельность взрослых и их отношения путем моделирования. Именно в игре ребенок проживает и прорабатывает те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни.
Теории игры и ее происхождения.
- Биогенетическое направление: С.Холл, Г.Спенсер, З.Фрейд, Ж.Пиаже (теория рекапитуляции, теория избытка нервных сил, теория функционального удовольствия и врожденных рефлексов).
С позиций психоанализа, игра - это механизм выхода запрещенных влечений, форма сублимации. В период детства ребенок подвергается различным травмам: рождения, отнятия от груди, «неверности» любимой матери, наказаний. Все эта травмы препятствуют удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство - тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра является естественным терапевтическим средством против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживет их.
Ж.Пиаже отмечает, что ребенок одновременно живет в двух мирах - в своей, детском мире игры и мире взрослой реальности. З.Фрейд и Ж. Пиаже подчеркивают: изначальная борьба ребенка и общества, мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы.
Несостоятельность теорий биогенетического направления в том, что игра имеет свои особенности у детей, живущих в разных географических, экономических и культурных условиях. Исследования показали, что детская игра не всегда сопровождает детство и имеет историческую и социальную природу, а не биологическую (например, дети из племени аруака, которые не играют ни в какие игры), даже в случае противостояния взрослому (кризис 3-х лет) взрослый совершенно необходим ребенку, т.к. он живет в обществе людей и остановке человеческих предметов. Специфика детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существования в нем (не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него).
Игра возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда и возникает пустой промежуток, который ребенок заполняет игровыми действиями. Т.е. ребенок стремится к участию в жизни взрослых, но не может сделать это непосредственно в силу сложности орудий труда для ребенка.
В примитивных обществах, когда орудия труда примитивные и дети удовлетворяют свои потребности, принимая участие в трудовой деятельности, - объективные условия для возникновения игры отсутствуют. Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Таким образом, сюжетно-ролевая игра социальна по своему происхождению и природе, т.е. ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
Влияние игры на развитие психических и личностных качеств ребенка
- Произвольность поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия.
- Умственное развитие ребенка. Игра носит символический характер, поэтому очень важна функция обобщения. Используя предметы-заместители, ребенок начинает действовать с мыслимом, условном пространстве, т.е. переходит к мышлению в плане образов и представлений.
- Воображение. Игровые действия происходит в воображаемой ситуации.
- Общение со сверстниками, обмен информацией. Дети начинают учитывать желания и действия другого, строить и реализовывать совместные планы.
- Эмоциональная сфера. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, т.к. он еще испытывает нехватку вербальных средств (игрушки - это слова, а сама игра - речь). Ребенок осмысливает в игре свой опыт, прежде всего, - эмоциональный.
- В игре складываются другие виды деятельности (рисование, конструирование, трудовая, познавательная).
- Игра - это первая школа социального научения (основной мотив - не получение результата, а сам процесс выполнения действия, «проработка» содержания рол» взрослых).
Структура сюжетно-ролевой игры
- Центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. При этом ребенок действует как взрослый, как бы отождествляя себя с ним Роль воплощает в себе связь ребенка с обществом. Д.Б.Эльконнн предложил рассматривать роль как основную единицу игры, которая осуществляется в игровом действии, а не в уме.
- Сюжет - область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семы, магазин). Сюжет отражает конкретные условия жизни ребенка (в разные исторические эпохи в зависимости от социальных, семейных, бытовых условий). Основной источник сюжетов ролевых игр - знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Современные негативные тенденции - снижение уровня ролевых игр; примитивность и однообразие сюжетов; воспроизведение в играх сюжетов и ролей из телесериалов. Причиной такого состояния является то, что ребенок все более отдаляется от взрослых, не видит и не понимает их деятельности; проводит много времени у телевизора.
- Содержание - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. В содержании выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей, т.е. то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжет, но прежде всего содержание игр (например, игра в семью может иметь разное содержание). Таким образом, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе, но и отражает их.
- Игровые действия - действия со значением, которые носят изобразительный характер.
- Воображаемая ситуация («как будто») - игровое поведение, которое рождает игровые действия.
- Правила игры - предписания, которые устанавливают логический порядок игры.
- Выигрыш (результат) - то, как осуществляется роль; удовольствие и положительные эмоции; в подвижных играх - победа, соперничество, которое является внутренней пружиной игровых действий.
Таким образом, игра является свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью. Но именно в игре ребенок быстрее всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает на себя систему жесткой необходимости выполнения определенных действий, т.к. свобода в игре - относительна. Но ребенок берет на себя эти ограничения добровольно, и подчинение принятому закону доставляет ему максимум удовольствия (преодоление непосредственных побуждений).
До начала игрового взаимодействия в группе существует сложившаяся система взаимоотношений, в которой ребенок занимает тот или иной статус. Эта реальные внутригрупповые взаимоотношения определяют роли играющих.
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
1.Содержанием игр младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, отражение трудовой деятельности взрослых (варят кашу, режут хлеб). При этом результат действия детьми не используется (хлеб не ставится на стол, каша не раскладывается по тарелкам). Роль определяется характером действия, а не существует в сознании ребенка.
- В среднем дошкольном возрасте основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли ярко очерчены еще до начала игры; выделяются игровые действия (каша раскладывается по тарелкам на обед). Действия выполняются не ради них самих, а для осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с ролью.
3.Содержание игры старших дошкольников - выполнение правил из взятой на себя роли, регулирующих поведение и отношения людей.
- Конфликты в игре:
- младший дошкольный возраст: из-за обладания предметом, с которым будет производиться игровое действие (нередко можно наблюдать 2 шоферов, мам);
- средний дошкольные возраст: ссоры из-за ролей;
- старший дошкольный возраст: игра начинается с договора, а споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».
Условия (предпосылки) возникновения и развития игры
- Умение ребенка подражать действиям взрослых (младенчество).
- Наличке предметных или орудийных действий (ребенок может использовать предмет по назначению и в качестве заместителя).
- Наличие разных впечатлений. Дети из домов ребенка лишены возможности интенсивно общаться и наблюдать жизнь взрослых во всех ее проявлениях, поэтому их игровая деятельность свернута и скупа.
- Наличие переноса действий с одного предмета на другой (гибкость дает возможность долго развивал, сюжет с небольшим количеством игрушек).
- Роль взрослого. Игра складывается под руководством взрослого и в совместной с ним деятельности. Руководство игрой - сложный процесс, при котором необходимо давать простор детской инициативе. Этот процесс требует глубоких теоретических знаний игровой деятельности и внутренних законов игры.
Руководство игрой включает:
1) умение наблюдать игру, анализировать и оценивать уровень развития игровой деятельности;
2) проектировать развитие игры и планировать определенные приемы;
3) обогащать впечатлениями детей и выбирать наиболее яркие сюжеты;
4) организовать начало игры;
5) использовать косвенные приемы руководства (вопросы, напоминания, подсказки, советы);
6) умение изменять характер и содержание общения между детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности;
7) включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
8) умение предложить новые роли с целью развития игры;
9) умение обучить игре;
10) умение регулировать взаимоотношения и конфликты в игровой деятельности;
11) умение обсуждать и оценивать с детьми игру.