Роль этнокультуры в развитии регионального туризма
На современном этапе развития общества в результате происходящих между странами интеграционных процессов в сфере искусства, экономики, науки и техники, образования и культуры все области человеческой деятельности тесно взаимодействуют между собой и, в свою очередь, являются слагаемыми такого значимого общественного явления, как культура. Роль культуры в развитии прогресса трудно переоценить: «Одни из важнейших свидетельств прогресса культуры - развитие понимания культурных ценностей прошлого, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история созидания не только новых, но и обнаружение старых культурных ценностей. И понимание культур других времен сливается с историей гуманизма», - пишет исследователь культуры Д. С. Лихачев.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда интерес общественности к вопросам межэтнической коммуникации предельно высок и обуславливается не только политической ситуацией, но и проблемами возрождения межнациональной интеграции - интерес, обращенный к народной и традиционной культуре, является необычайно злободневным. Народная культура приобретает новые направления развития своего наследия в постиндустриальном пространстве, являясь нескончаемым источником творческого вдохновения и основой для формирования культуры будущего.
Проблемы этнокультурной интеграции и коммуникации актуальны и сегодня. Поэтому в диалоге азиатской и европейской культуры слова великого мыслителя и культуролога Мирна Элиаде звучат по-новому: «рано или поздно диалог с «другими» - с представителями традиционных, азиатских и «первобытных» культур - должен будет начаться уже не на сегодняшнем эмпирическом и утилитарном языке (который в силах выразить лишь социальные, экономические, политические, медицинские реалии и т.п.), но на языке культуры, способном к выражению человеческих реальностей и духовных ценностей. Такой диалог неизбежен; он вписан в судьбу Истории,... западный человек не сможет бесконечно обходиться без отсеченной от него важной части его личности, той самой, что слагается из фрагментов духовной истории, значения и содержания которых он не в силах расшифровать» Развитие культуры не только обусловливает прогрессивное изменение личности, преобразование ее внутреннего мира на фоне совершенствования существующих социальных явлений, общественных отношений, но и приводит к развитию новых организованных форм жизнедеятельности людей, формированию новых областей науки и искусства, направлений научно-исследовательской работы, к появлению новых общественных формаций, социокультурных систем и явлений.
Одним из таких сравнительно молодых социокультурных явлений является туризм, зародившийся в XIXвеке как особая сфера человеческой деятельности и получивший массовое распространение в XXвеке. Главным условием его развития и процветания является высокий уровень культуры общества - материальной, духовной и художественной. В свою очередь, туризм способен обеспечить благоприятные условия для дальнейшего быстрого и эффективного развития всех сфер общественной жизнедеятельности, так как представляет собой сложную систему, функциональными подсистемами которой являются сферы экономики, политики, образования, здравоохранения, культуры, искусства и др. С развитием общества потребности людей постоянно расширяются и изменяются. Объёмы современных знаний, новой информации обусловливают появление у населения потребности насыщения своего отдыха активными познавательными элементами. Одним из таких элементов может стать искусство и культура. Искусство и культура способны не только создать региону достойный, привлекательный для предпринимателей имидж, но всё чаще рассматриваются как «волшебное» средство, способное поддержать туристский бизнес, сферу обслуживания, промышленность и торговлю. Такие виды деятельности, как культурно-познавательный туризм и традиционные промыслы, с их бережным отношением к местным обычаям, являются идеальной стартовой площадкой, как для развития малого бизнеса, так и привлечения средств в развитие культуры и искусства региона. Культурное предпринимательство есть то новое измерение туристской деятельности, которое позволяет культуре претендовать на роль важнейшего ресурса регионального развития. Перенос акцента с традиционного представления о «ресурсах для культуры» на «культуру как ресурс» является наиважнейшим для культурного менеджмента в целом.
Культурно-познавательный туризм превратился в успешную технологию, позволяющую создавать новые туристские центры и комплексы, выявлять, сохранять и успешно использовать историко-культурное наследие, давать возможность тысячам и миллионам людей познакомиться с национальным и мировым культурным достоянием. Основу культурно-познавательного туризма составляет природное, культурное и историческое наследие, его разнообразная интерпретация и различные формы представления. Памятники историко-культурного наследия нашего региона могут выступать своеобразной «приманкой» для оживления экономики региона, стать основой стратегии развития, привлекать значительные инвестиции, повысить стоимость земли и услуг, совершенствовать региональную инфраструктуру, развивать культуру и образование. По оценкам экспертов, на фоне превращения туризма в одну из ведущих отраслей экономики, культурно-познавательный туризм может стать в этом процессе главным, превратив историко-культурный потенциал в стимулирующий развитие регионального туризма ресурс.
В связи с этим разрабатываются комплексные программы культурно - познавательного туризма в нашем Южно-Уральском регионе с учетом этнографических особенностей населения, проживающего на этой территории. Если говорить о населении нашего региона, то можно утверждать, что по составу оно много национально. Исторически на Южном Урале проживали башкиры, казахи, татары, русские, нагайбаки. Родоплеменные образования башкир былираспространены на огромной территории от Волго-Камского бассейна на западе до Сибири на востоке. Вероятно, древнейшими жителями края после отступления ледника примерно 15 тысяч лет назад были носители евразийских языков, о чем свидетельствует характер наскальных пиктограмм в пещерах эпохи палеолита (Каповая или Шульган-таш, на реке Белой, Ямазы-Таш близ станции Аша в Челябинской области).
Привлекательность региона формируется целым рядом факторов, влияющих на общественную значимость или ценность туристских объектов. Это может быть манера представления, исторический контекст, возможность использования в целях досуга и развлечений и пр. - всё, что повышает посещаемость туристского объекта самым широким кругом общественности. Требуется подчеркнуть специфику данного объекта, чтобы выделить его из числа подобных, сделать отличным от других и исключительно узнаваемым. На Южном Урале специфической чертой, несомненно, представляется такой важный фактор как самобытная этнокультура. Этно-культура включает историческое, художественное и культурное наследие народа, населяющего территорию.
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках, фактически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. В целом среди объектов историко-культурного наследия, по классификации Е. В. Болотовой, можно выделить:
1. памятники археологии;
2. культовую и гражданскую архитектуру;
3. памятники ландшафтной архитектуры;
4. малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;
5. музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;
6. объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;
7. технические комплексы и сооружения.
Являясь специфическими объектами этнокультуры, народное искусство и традиционные промыслы могут играть исключительную роль в привлечении туристского потока к региону Южного Урала.
8. А. Квартальное так характеризует роль искусства: «Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона».
Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, Златоустовской гравюрой на стали, камнерезным искусством, художественной ручной вышивкой. Все эти знаменитые промыслы Урала представлены в музее декоративно-прикладного искусства Урала в городе Челябинск. К музеям местного значения, представляющего коллекции прикладных ремесел Урала можно отнести Белорецкий историко-кра-еведческий музей, в котором турист познакомится с коллекциями каслинского и белорецкого художественного литья, вышивкой русских и башкирских мастеров.
Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства Челябинской области и республики Башкортостан - это не только объекты познавательного туризма, но и школа современного декоративно-прикладного искусства.
Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент произведений традиционного и современного искусства, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о поездке. В нашем случае это могут быть изделия декоративно-прикладного искусства, являющиеся традиционными народными промыслами или авторскими произведениями художников. В качестве примера можно привести Каслинское литье, Златоустовская гравюру или другие ювелирные изделия, выполненные мастерами Миасса, Златоуста, это могут быть также изделия из драгоценных или полудрагоценных минералов, находящихся на территории региона. Сувенирная продукция может быть представлена рядомизделий традиционного башкирского искусства: декоративное оружие, изделия из металла, дерева, кожи.
В столице Республики Башкортостан Уфе также можно узнать о народным промыслах Урала (прядение, ткачество, изготовление одежды и украшений), посетив Этнографический музей Башкирского государственного университета. В Башкирии сохранилась до сих пор уникальная ручная техника войлоковаляния и изготовления одежды и обуви из войлока. Также в музее представлены великолепные образцы ковров, выполненных в этой технике. Уникальными составляющими частями культуры каждого этноса являются национальная музыка и танцы. Курай, изображенный на флаге Башкирии явился не только символом республики, но и древнейшим музыкальным инструментом. У гостей региона вызывает огромный интерес самобытное голосовое пение под звуки курая, а также знаменитый танец с саблями, уходящий своими корнями в глубокую древность.
Архитектурное наследие региона представляет немалый интерес для туристов. В Челябинской области сохранилось немало промышленных и городских застроек конца 17 - начала 18 вв. Среди них необычайные по своей красоте архитектурные сооружения в Троицке, расположенном на границе Челябинской области и Казахстана. Троицк в 18 веке представлял торговый перекресток из Азии в Европу. Именно в этом городе сохранилась во всем своем великолепии архитектура стиля модерн, уникальная во всем Уральском регионе. В Башкирии несомненный интерес представляет традиционное жилище кочевых народностей - юрта. Юрта с ее интерьером является не только примером жилища, но и синтезом архитектуры и декоративно- прикладного искусства. Несомненно, на Южном Урале еще много объектов культурно-познавательного и исторического характера, свидетельствующих о том, что регион по праву должен занимать приоритетное место как в развитии въездного туризма в России, так и пропаганды культуры в целом.
Южный Урал находится сегодня на «стыке» культур в прямом и переносном смысле, культур великих народов. Диалог между культурами не только возможен, он необходим для сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей и для развития экономики и бизнеса в современных условиях.
© Н. А. Трахтенгерц
Литература
1. Бенин В. Л. Очерки культуры народов Башкортостана/ В. Л. Бенин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: БГПУ, 2006. - 236с.
2. Зорин И. В. Туристика/ И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.: Советский спорт, 2001.
3. Квартальное В. А. Туризм/ В. А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире/ Д. С. Лихачев// Новый мир. - 1991. - № 1.
5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры/ М. А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
6. Черватюк А. П. Проблемы профессионализма в сфере туризма/ А. П. Черватюк//Время культуры и культурное пространство: тез. междунар. науч. - практ. конф. - М.: МГУКИ,2000. - 353с.