Роль эмоционального общения детей со взрослыми
Взрослый для ребенка - не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.
Развитие самосознания в младенчестве.
В первый год жизни складываются «предличностные образования». На протяжении 1-го года жизни ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в холе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам. Главное условие развития самосознания - общение со взрослым, которое сводится к обмену положительными эмоциями, выражению взаимной любви. В любой оценке, которую дает взрослый ребенку с первых дней, главным является доброжелательное внимание (к 3-м мес.). Таким образом взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенное к ценное. В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субьектному самосознанию - он начинает чувствовать уверенность в себе, своей уникальности и нужности для другого; появляются условия для активного проявления себя.
Во втором полугодии отношение ребенка к взрослому начинает опосредоваться предметами и предметными действиями. Ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослых, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей (устойчивые образы взрослых). Все это свидетельствует о появлении начала самосознания, которое выражается в образе себя.
- 3 мес - появление первого «предличностного образования» - активности, которое выражается в интересе к людям и предметам.
- 4-5 мес. - высокая инициативность ребенка.
- большую роль играет имя ребенка (в 6 мес. реагирует на имя).
- во втором полугодии ребенок проявляет яркие эмоциональные переживания в общении с близкими людьми, стремясь поделиться с ними.
- к 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями,
О развитии предпосылок в становлении образа себя говорят отношение ребенка к своему отражению в зеркале (образ физического Я).
- в 2-3 мес. сосредоточенно рассматривает себя в зеркале; проявляет радостное отношение к отражению.
- 6 мес. - исследовательское поведение (дотрагивается, водит по зеркалу рукой).
- 11-12 мес. подолгу гримасничает, замечает и пытается исправить недостатки внешнего вида на себе.