Риторика в Древнем Риме
В основе всей системы образования лежала риторика. Развитие ораторского искусства находилось в тесной связи с общественными и политическими условиями римской жизни II и I вв. до н. э. Умение публично выступать определяло нередко успех в народных собраниях и на предшествовавших им сходках contiones, в сенатских заседаниях и в судебных комиссиях. Полководец должен был уметь обращаться с речами к своим солдатам. Римские ораторы внесли мало нового в Теорию красноречия, они разрабатывали лишь известные принципы, уже сформулированные их греческими предшественниками, но, подражая их примерам, они создали выдающиеся образцы латинского ораторского искусства.
Наиболее древним примером римского ораторского искусства считалась речь Ап пня Клавдия Цека в сенате, в которой отвергались мирные предложения Пирра. Выдающимся оратором был Гай Гракх. Цицерон, осуждавший его политическое направление, признавал его исключительные ораторские способности. В красноречии, по его словам, ему не было равного.
Ораторские приемы совершенствовались и усложнялись. Теоретики ораторского искусства считали недостаточным, если оратор хорошо говорил по-латыни. Он должен был уметь рассуждать и поучать, приводить людей в трепет: аудитория должна была ему изумляться, «считать его как бы богом среди людей».
Но социальная действительность наложила свой отпечаток на римское красноречие. Ораторское искусство развивалось в ущерб простоте, искренности и правдивости. В судебном красноречии, например, юридическая истина отступала на задний план. «Очень заблуждается тот, — говорит Цицерон, — кто в речах, произнесенных нами в судах, ищет отражения наших убеждений. Эти речи носят отпечаток самих процессов и обстоятельств и не выражают истинных взглядов людей и патронов»
Оратор заботился не о том, чтобы его положение было истинным, а о том, чтобы оно казалось правдоподобным. Обычным приемом политических речей была инвектива: политические противники выставлялись в дурном свете, ораторы пользовались всякими слухами и сплетнями, они играли на легковерии и даже на суеверии своих слушателей.
Какое значение имело в общественной жизни красноречие, показывают слова Цицерона. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — это искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора» 2. Ораторское искусство в конце Республики было тесно связано с жизнью. Свое содержание оно черпало из римских государственных и частных отношений. Несмотря на некоторую искусственность, оно облекалось в такую форму, какая доступна была большинству. В эту эпоху оно носило до известной степени народный характер.
Роль риторики нельзя свести лишь к искусству составления речей. Элементы риторики встречаются в разнообразных публицистических произведениях того времени, в римской историографии и в художественной литературе; известное влияние оказала риторика и на разработку римского права. Ораторское искусство содействовало развитию и улучшению латинского языка, так как придавалось большое значение правильности и точности выражений, а также пластичности, изяществу и звучности речи.
Выдающимся оратором конца II и начата I в. до н. э. был Марк Антоний, дед будущего триумвира, консул 99 г., убитый в 87 г. марианцами. Другим видным оратором того времени был Луций Лициний Красс.
В первой половине I в. в римском ораторском искусстве приобрело значение то направление, которое носит название «азианизма». Появилось оно в Малой Азии вскоре после смерти Александра Македонского. Характерными чертами его были вычурность, манерность, пристрастие к внешним эффектам, патетичность и высокопарность. Противоположным направлением был аттицизм. Сторонники его настаивали на возвращении к простоте, краткости и ясности старых афинских ораторов.
Из римских ораторов азианского направления особенную известность приобрел Квинт Гортензий Гортал (114—50 гт.), один из главных соперников Цицерона. К ораторам аттического направления принадлежали Гай Юлий Цезарь и Марк Юний Брут.
Выдающийся политический деятель конца Римской республики Марк Туллий Цицерон сыграл немалую роль и в развитии римской культуры. Речи, трактаты и письма Цицерона уже при жизни автора считались признанными образцами латинской прозы; в вопросах философии Цицерон был эклектиком, отрицательно относившимся к материализму, но он способствовал разработке латинской философской терминологии; некоторые современные философские термины восходят к Цицерону; в его политических трактатах нашли отражение идеалы сенаторской аристократии, а его переписка, долгое время считавшаяся образцом эпистолярного стиля, вводит в повседневную жизнь высших кругов римского общества. Цицерон получил риторическое образование. Он воспитывался под руководством лучших римских ораторов — Антония и Красса. В Афинах, Родосе и малоазийских городах он совершенствовал свои ораторские приемы и изучал философию.
Цицерон приобрел известность благодаря выдающимся судебным речам; политические же выступления упрочили за ним славу лучшего оратора. В первый период своей деятельности Цицерон находился под влиянием азианского красноречия, но влияние эллинистических учителей и изучение лучших образцов греческого ораторского искусства классической эпохи помогли ему освободиться от крайностей азианского стиля и сочетать в своих речах элементы его с суровым аттицизмом. Тщательно подготовленные речи Цицерона отличаются стройной композицией; он — один из лучших мастеров латинской периодической речи.
Цицерон — сторонник патетического красноречия. Для возбуждения своих слушателей оратор должен действовать на их чувства, чего можно достигнуть применением разнообразных приемов.
Аргументация Цицерона преследует одну цель — убедить во что бы то ни стало в справедливости своей мысли. Оратор допускает преувеличения, подчас он искажает ход событий, пользуется непроверенными слухами. Инвектива (возведение всяких обвинений) является одним из существенных приемов Цицерона. Поэтому Веррес в «Верринах», Каталина в «Катилинариях» и Антоний в «Филиппиках» — не реальные деятели эпохи; это — образы, созданные обвинителем и политическим противником. Речи Цицерона привлекали огромное количество слушателей, с которыми Цицерон считался. В конце своей деятельности, занимая антидемократическую позицию, он не признавал за римской толпой способности к разумным политическим решениям, но и тогда все же высоко ставил умение ее ценить ораторские выступления. Достоинством своих речей Цицерон считал обилие слов и мыслей. Не всегда, однако, это было достоинством. Его речам недостает краткости, нередко он повторяется, а его отступления посвящены подчас неумеренному самовосхвалению. Цицерону принадлежит ряд трактатов по теории ораторского искусства, пользовавшихся популярностью в эпоху Империи и в последующие периоды.