Римская поэзия I в. до н.э.
Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти новые поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами, другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».
О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно поэтому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV—V вв. и. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания, версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.
Поэма «О природе вещей» — философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читатепю. Излагая учение свое «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, который «обмазывает медом края чаши, когда дает детям горький целебный напиток». Лукреций — убежденный сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.
Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения о всем сущем: из ничего ничего не происходит, а все рождается и произрастает от мельчайших первичных тел (principes), из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.
В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть — неизбежный конец существования. В книге четвертой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развернута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в сво
ем положении, все преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он дает набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.
Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое, но вместе с тем и механистическое мировоззрение. Автор ее не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.
Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором природных явлений. Одна из основных задач Лукреция — освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении ее явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.
Идеал Лукреция — мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем.
Жизни, полной суетливых забот, удаленной от природы и отягощенной борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в ее неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом — сила Лукреци- ева оптимизма. Лукреций почти не говорит о современных ему событиях, но он гневно протестует против жажды богатства, против стремления к власти, приводящего к гражданским войнам. От всего этого, по Лукрецию, должен быть далек философ, занятый познанием природы.
Поэма «О природе вещей» — величайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли и не раз являлось источником творческого вдохновения.
Учение, в существе своем находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облек в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а старому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.
Произведенная Лукрецием реформа Энниева стиха имела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия.
Еще около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием алексан- дринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие черты: 1) подчеркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изысканность формы, 3) исключительное внимание к личным переживаниям, особенно любовным. В конце первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молодежи. Люди консервативного направления стояли за старый, Энниев стих, и Цицерон пренебрежительно называл новых поэтов неотериками («юноши», «нововводители»).
Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87—54 гг. до н. э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодежи, среди которой было немало талантливых людей.
Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни — эпиталамии и др.).
Катулл отдал дань той подчеркнутой учености, которая требовалась от поэта александрийской школы, но вместе с тем он дал верные, полные реализма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе Лирические стихотворения Катулла, главные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.
Под этим вымышленным именем скрывалась, как это устанавливали еще в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре подтверждающиеся. Катулл переживает противоположные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: «Хоть ненавижу, люблю»
В конце концов Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни2; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.
Любовь к Клодии — не единственный мотив лирических произведений Катулла. Поэтический талант поэта нашел отражение в грустных стихах по поводу смерти любимого брата4, в многочисленных и разнообразных стихотворениях, посвященных друзьям. Замечательны стихи Катулла, посвященные природе. Стихотворение его, обращенное к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении его из Вифинии. Родные края дороже Катуллу всех других полуостровов и островов, тинийских и вифин- ских полей5.
Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы — он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом.
В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.
Острая политическая борьба нашла отражение и в произведениях Катулла. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу анТицезарианской молодежи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.
В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи - Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времен принципата Августа.