Репродуктивная функция семьи - Часть 2

ГЛАВА I. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Понятие семьи в социологии. Ее признаки, структура, функции и типы

Семья - основа человеческого общества. Семья представляет собой образование более древнее, чем сама история. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад, сквозь века, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых донесла до нас история.
Говоря о семье, как правило, имеют в виду группу людей, связанных между собой узами родства (39, с.43). Хотя точное содержание этого понятия зависит от определенного исторического и культурного контекста. В нашем обществе, к примеру, нормативная семья может быть описана как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары. Более того, значение слова «семья» для каждого человека неотделимо от опыта, связанного с собственной семьей (42, с. 187).
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А.Г.Харчевым (15, с. 30).
Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства (2).
Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов (39, с. 45).
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.
Воспитательная функция семьи реализует себя через воспитание её членов и, прежде всего, детей. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция, по мнению Б.Миронова, обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (28, с. 60).
Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (19 с. 60). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале, помимо теорий «прогрессивного» развития семьи, также и теории «кризиса» семьи.
Тезис о том, что семья «всегда» остается со своими специфическими функциями «при всех изменениях общества» относителен. Однако в принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, которые противоречат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастрофическим и бесчеловечным следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции) (19).
Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к пессимистической или оптимистической оценке будущего, а от противостояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве населения.
Рассмотрим далее структуру и типологию семьи. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. (1, с. 87) Структура семьи - т. е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает, возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи: права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношении; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Люди становятся членами такого социального института, как семья, с момента рождения. Именно в этот момент то, что ранее было динамикой взаимоотношений в паре (и испытывало влияние внутренних родительских фигур), становится частью внешней реальности. Таким образом, к моменту рождения ребенка семья уже состоит из матери с ее семьей, а также отца и его семьи. Несмотря на кажущуюся очевидность данного утверждения, рождение ребенка имеет особое значение для формирования и созревания семьи, поскольку знаменует начало динамики, устанавливающей продолжительные и весьма специфические паттерны отношений, характерные для этой семьи в будущем. С рождением ребенка (или даже с момента его зачатия) семья выходит во внешний мир. С этого момента система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника (20, с. 4). Проблемы, актуальные для треугольника, теперь становятся более объективными и выражаются в межличностных отношениях. Значение приобретают такие аспекты, как возможность исключения из семейной группы либо изменения расстановки сил в ней, жертвенность, ревность, конкуренция, а также новые общие и весьма прочные узы родительства.
Превращение пары в семью приводит к появлению новых аспектов отношений между родителями. Рождение ребенка может пробудить в каждом из родителей не только чувства заботы, преданности, глубокой любви, но также инфантильное чувство зависимости. В этом случае очевидные различия между физически сильным взрослым человеком и беспомощным, слабым младенцем отходят на второй план. Фактическая беспомощность ребенка может в силу различных искажений восприниматься как всемогущество. Помимо зрелой физической и эмоциональной компетентности у матери возникает ощущение неадекватности и зависимости, обусловленные взаимодействием с ребенком - отголоски ранних детских чувств по отношению к собственной матери. Эти эмоции могут быть настолько интенсивными, что временами заставляют женщину чувствовать себя беспомощным ребенком (20, с. 5-6).
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процессы семейного взаимодействия избирательно контролируют проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего «Я». Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни. Кроме того, она придает конфликту особую форму, а также может создать благоприятные или неблагоприятные условия для поиска решения (20, с. 6).
Групповая жизнь семьи способна привести к усилению или ослаблению тревоги, оказывая мощное воздействие на успешность функционирования тех или иных защитных механизмов. Семья, наконец, может усилить или ослабить способность индивида к тестированию реальности. В свою очередь, индивид отдает предпочтение тем особенностям семейного опыта, которые согласуются и сонаправлены с личностными влечениями. Он селективно взаимодействует с теми аспектами семейной жизни, которые содействуют достижению его личных целей, ценностей, удовлетворению желаний, освобождению от чувства вины, поддержанию механизмов защиты и преодолению конфликта.
Семейные роли зависят друг от друга и перекрываются. На поведение в семейной роли одновременно влияют три источника: отдельная личность, реципрокность семейных ролей и психосоциальная структура семьи в целом. Такая тройственность приводит к тому, что один из компонентов может связать или разъединить остальные два. Эмоциональное заболевание может способствовать интеграции или дезинтеграции семейных взаимоотношений, причем болезнь одного члена семьи может дополнять болезнь другого или противодействовать ей. Качество семейных взаимоотношений оказывает влияние и на течение заболевания, ускоряя или замедляя его. Некоторые формы заболевания могут оказаться общими для двух и большего числа членов семьи (18, с. 32).
Психосоциальная структура и функции семейной группы подлежат как кроссекционному, так и проспективному исследованию. В каждый определенный момент времени можно говорить о следующих семейных процессах и явлениях:
1. Исполнение, согласование и балансировка семейных функций.
2. Типичные семейные ролевые взаимоотношения и паттерны комплементарности.
3. Конфликты и их преодоление: точки соприкосновения и противоречия внутри группы; взаимодействие между семейной и индивидуальной защитой.
4. Идентичность, стабильность, ценностная ориентация и рост семьи.
5. Несоответствие между реальной жизнедеятельностью семьи и моделью здорового семейного функционирования (39, с. 46).
Кроме того, можно перейти на более дифференцированный уровень и оценить супружескую и родительскую адаптацию, соответствие супружеской и родительской ролей, родителей как индивидов, соответствие родителя ребенку и ребенка родителю.
В проспективном плане важно рассмотреть семью на последовательных стадиях ее развития и адаптации (динамика):
1. Стадия ухаживания.
2. Начальный период жизни в браке.
3. Расширение семьи с появлением первого ребенка.
4. Семья с несколькими детьми.
5. Зрелая семья.
6. Распад родительской и создание новых семей (39, с. 256).
Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, приходит к выводу, что сейчас семья переживает подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей. Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии, со всей убедительностью показывают, что радикальные изменения взаимоотношений в системе социальных связей человека с семьей и социумом в целом во многом обусловлены усложнением социально-групповой структуры общества (18 с. 33).
И здесь очень важна способность семьи осуществлять, согласовывать и уравновешивать свои многочисленные функции по следующим направлениям:
1) выживание и безопасность;
2) привязанность;
3) баланс между зависимостью и автономным развитием;
4) социальное и сексуальное научение; рост и творческое развитие.
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной социологической науке. Часть ученых имеет определенное представление, какой должна быть семья - например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми (С.Минухин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, - например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи - «опытная» семейная психотерапия основоположник этого направления - Карл Витакер) Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, - учение о «семейных треугольниках» (32, с.22).
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак) (39).
Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратериальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).
Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия, характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например на время сезонных работ на основе половых табу. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и, соответственно, материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери (39).
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.
Однако в зависимости от особенности власти и влияния в семье и совместного либо авторитарного принятия семейных решений возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вышеназванных трех типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выделяет еще так называемую партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи более чем с одной структурой влияния, причем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а принятие решений одним из супругов называется автономной семьей.
Далее, по социальному положению супругов или родителей супругов либо родственников семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам (39, с. 49).
По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены. В современных городских семьях чаще всего приходится говорить об унилокальности семей, так как наличие жилища определяет локализацию молодоженов (кстати, различают иногда эванкюлелокальные семьи, проживающие в доме родных дяди или тети, и также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме).
Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра). Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две и более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков) (39).
Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.
Рост разводов увеличил долю таких семей, которые в прошлом возникали практически только из-за смерти одного из супругов. В прошлом дети из повторных семей гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей). Соответственно усложнились отношения родства между детьми, имеющими только кровных родителей и имеющими кроме них еще приемных мать или отца.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них.
Семья проходит ряд этапов из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; «пустое гнездо»— вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Дюваль (1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости (32, с.22).
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи (37 с.66).

Страниц: 1 2 3 4 5 6
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!