Реорганизация центральных и местных органов правопорядка в середине XVI в.
Постепенное усиление крепостного права провоцировало рост выступлений крестьян, широко распространился разбой. Для борьбы с ними правительство по требованию дворян и посадской верхушки создало правоохранительные органы.
В середине XVI в.была проведена губная реформа (губа - округ).
На местах появляются выборные органы - губные избы, компетенция которых определялась губными грамотами. Первые губные грамоты были выданы в 1539 г. по просьбе населения Белозерского и Каргопольского уездов, наместники которых не могли обеспечить безопасность населения. По этим грамотам часть полномочий наместника (из суда наместников изъяты были дела о разбойниках, ворах) передавалась выборным людям - губным старостам избиравшиеся из дворян и утверждавшиеся Разбойным приказом. Губным старостам подчинялись десятские и целовальники (утверждали на должность присягой - «целованием креста»).
На губные учреждения возложили надзор за тюрьмами и полицейский надзор за населением. Выборные люди ловили, судили и даже казнили разбойников, заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих,
С 1555 г. губные учреждения были введены практически во всех уездах. Они размещались в губной избе, дела которой вел выборный губной дьяк; избирались также палачи и сторожа губных изб[1].
Губные органы
- Губной староста – Избирался из детей боярских и дворян. Исполнял свои обязанности безвозмездно.
- Губной целовальник – Избирался посадскими людьми и крестьянами. Утверждался Разбойным приказом.
- Губной дьяк, подъячий – Заведывали письменной частью в губной избе. Получали вознаграждение, освобождался от поземельного налогообложения.
- Сотские, пятидесятские, десятские – Избирались жителями. Выполняли полицейские функции. преследовавшие разбойников и татей и наблюдавшие за тем, чтобы не приезжали к кому-либо люди «необычные и незнаемые»
- Тюремные сторожа и целовальники – надзирали за заключенными;
- Палачи пытали и наказывали заключенных;
- Бирючи, обнародовали постановления правительства;
С возникновением губных учреждений начинается выделение уголовных дел в особую подсудность и происходит разделение: процесса на два вида: розыск (следственный процесс) и суд (состязательный процесс). При осуществлении розыска (сыска) губные избы сами изыскивали доказательства, допрашивали обвиняемого, применяя пытки, устраивали очные ставки, а средствами розыска являлись поличные, повальный обыск, пытка. Полученные сведения записывались губными дьяками в «списки», к которым допрашиваемые люди «прикладывали» руку.
Земская реформа Ивана IV - провозглашена в 1550, однако фактически началась только в 1551-1555. В 1579 был образован Земский приказ. Реформа была логическим продолжением губной реформы. Заменила наместничье управление, основанное на кормлении, на местное выборное самоуправление - земскую избу с земским старостой, дьячком, целовальником, наделенные более широким спектром задач в различных отраслях управления. По полицейской части эти органы расследовали мелкие преступления и заботились о благосостоянии народа.
С учреждением губных старост посылка особых обыщиков из Москвы прекратилась, но ненадолго. Их вскоре стали посылать по-прежнему, так как действия преступников приобретали такой размах, что для их пресечения нередко возникала необходимость в применении военной силы[2].
Со второй половины XVI в. окончательно оформилась приказная система. Из единоличных и временных поручений, даваемых государем своим приближенным, приказы сложились в постоянные присутственные места, в учреждения со штатом должностных лиц. Их начальники обзавелись дьяками, подьячими, секретарями, подсекретарями. Перечисленный вспомогательный персонал составил канцелярию. Некоторые приказы носили территориальный характер, т. е. ведали дела различного свойства, в том числе и по политическим преступлениям в определенных областях страны. Но были и такие центральные правительственные учреждения, которые осуществляли специализированное отраслевое управление, т. е. вершили свои дела на всей территории государства или на значительной ее части. Вместе с тем и в таких приказах отраслевые функции переплетались с заведованием отдельными землями с проживавшими на них людьми, что объясняется условиями материального обеспечения деятельности центрального аппарата. Каждому приказу передавалась определенная территория, с населения которой он собирал доходы и над которым вершил суд и общий полицейский контроль.
Приказы являлись своеобразными судебными коллегиями. Правосудие помогали отправлять неделыцики, приставы, на которых возложили исполнение некоторых полицейских и следственных функций. Главной их обязанностью была доставка ответчика в суд: если не находились люди, готовые
Сложилась система приказов, занимавшихся охраной правопорядка:
- Разбойный (как орган уголовной полиции) появился в 1539 г. на базе Разбойной избы Боярской думы, санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения «Разбойных и лихих» дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда.
В 1539 г. в документах впервые упоминается Разбойный приказ. В 1555 г. была принята «Уставная книга Разбойного приказа», в которой закреплялись основные обязанности этого органа. В нем осуществлялся суд по делам об убийствах и грабежах, а также в отношении «лихих» людей, пристанодержателей и разбойников, пойманных с поличным. Разбойный приказ являлся центральным органом борьбы с преступностью, так как он координировал деятельность губных изб, давал им наказы, приводил старост к присяге и привлекал их к ответственности за должностные преступления.
Во главе стояла следственно-судебная коллегия из боярина (окольничего) который назывался приказным судьей., дворянина (стольника) и двух дьяков
Для повышения статуса Разбойного приказа ему были предоставлены широкие полномочия, а во главе ставились авторитетные руководители.
Помощниками бояр были думные и простые дьяки. Сначала таких было 1-2 человека, а к моменту наивысшего развития приказной системы их число увеличилось до 10. Штат дьяков возглавлял работу по делопроизводству, участвовал вместе с судьями в обсуждении дел и в вынесении по ним решений. В подчинении у дьяков находилось несколько десятков подьячих.
Разбойный приказ имел пыточную. За кремлевской стеной у Константиновской башни находился «застенок», где проводились допросы с пристрастием (пытки). Имелись тюремные дворы для задержанных преступников и подозреваемых в преступлениях, которых охраняли тюремные сторожа.
Разбойный приказ осуществлял следствие, которое состояло из расспросов и повального обыска (поголовный, массовый допрос). В качестве средства получения признания и выявления соучастников применялась пытка. Очная ставка проводилась для проверки показаний в присутствии оговорившего и оговоренного. Разбойный приказ санкционировал приговоры губных органов и являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татийных дел.
В Москве и Московском уезде подобные полномочия осуществлял созданный в 1500 г. Земский приказ. Земский приказ преследовал разбойников и иных «лихих людей» (вел разбойные и татебные дела), ведал сбором податей с посадского населения Москвы и уезда, наблюдал за порядком, безопасностью, содержанием в чистоте улиц в столице, боролся с корчемством и пожарами. Первое упоминание о нем относится к 1564 г., хотя, скорее, возник он в 1-й половине XVI в. В XVI в. объединен со Стрелецким;
В его ведение входили строительный надзор, предотвращение пожаров, содержание в чистоте улиц, контроль за деятельностью ночных караулов, сбор городских податей и наблюдение за порядком в Москве. Земскому приказу подчинялись все старосты, сотские и десятские, которые доставляли сведения о членах своих общин и о пришлых людях. Здесь производили расправу с подозрительными и беспокойными людьми, на которых поступали жалобы от домохозяев, старост или сотских. В нем хранились пожарные трубы, клеймились и выдавались торговым людям весы и меры. Во главе Земского приказа стояли два дворянина и дьяк, в подчинении у которых находились около 40 подьячих и около 40 решеточных приказчиков, которые осуществляли надзор заявочными караулами.
В конце XVI в. Земский приказ был объединен со Стрелецким, который стал осуществлять полицейские функции в Москве.
Стрелецкий приказ организовывал стрелецкое войско, с 1550 г. (дата создания Стрелецкого приказа) ставшее основной правоохранительной структурой, в числе функциональных обязанностей которого были несение (до 1740 г.) патрульно-постовой службы по охране правопорядка в местах дислокации, борьба с пожарами. Стрельцы охраняли и сопровождали арестованных, производили обыски и т.д. Для этой цели в полках существовала система поочередных нарядов.
Ряд полицейских функций осуществляли земские избы. Территория земского округа обычно охватывала волость или город. Должностные лица - старосты, дьяки, целовальники (или земские судьи) избирали черносошные (государственные) крестьяне и посадские. При выполнении своих задач они опирались на выборных из крестьянской общины (сотских, десятских и т.д.).
В законодательстве вплоть до середины XVII в. понятие государственных преступлений и их видов оставалось слабо разработанным. «Практика», т.е. преследование лиц, которых верховная власть считала для себя опасными, намного опережала создание соответствующих правовых норм. Начиная с Ивана III обо всех наиболее важных преступлениях докладывали непосредственно государю. Но проведение следствия (в том числе и допросов) он поручал наиболее доверенным лицам.
К середине XVI в. в русском праве отчетливо оформился статус «лихого человека», для которого разбой и бандитизм были профессиональным занятием. К 30-м гг. XVI в. относится и известие о масштабной деятельности преступных организаций фальшивомонетчиков во многих городах23. Обретение национальной независимости создало возможность активизации товарно-денежных отношений и внутреннего рынка. Возросли возможности обогащения, в обществе почувствовали вкус к богатству. Но формирование массовой преступности было обусловлено не только социально-политическими, но и общеуголовными причинами, профессиональная преступность «лихих» имела всесословный характер.
В XV в. начинает складываться, а в XVI и XVII вв. становится ведущей процессуальная форма, получившая название розыск или сыск. При этом использовались различные методы, в том числе и негласного характера. Однако главную роль в розыскном деле играла пытка. Признание подследственного, полученное в результате пытки, считалось доказательством его вины и служило основанием для наказания. Розыскными органами в XV - начале XVI в. были «особые обыщики», посылавшиеся из Москвы в определенную местность, которые, по общему представлению, приносили мало пользы и больше убытка населению. Вскоре они были официально заменены губными учреждениями, хотя реально «обыщики» еще долго продолжали существовать.
Однако вышеназванных мер оказалось недостаточно, современники отмечали, что «по городам и волостям чинятся татьбы великие», а губные старосты бездействуют.
Специализация на выполнение преимущественно полицейских и карательных функций появилась в XVI в. с созданием приказов – центральных органов отраслевого государственного управления, и таких местных органов, как земские и губные избы. Несмотря на введение приказов единый правоохранительного аппарат так и не был создан т. к. функции приказов пересекались и дублировались, служащие приказов выполняли много посторонних функций, приказы действовали разрозненно и не составляли единый аппарат.
[1] Линовский В. Опыт исторических разысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. Одесса, 1849. С. 21.
[2] Маньков А. Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998. С. 187.