Региональная экономика в РАНХиГС

Задание 2. Какие причины обуславливают появление территориального разделения труда? Назовите уровни территориального разделения труда. Какие взаимосвязи существуют между процессами специализации, кооперирования, концентрации и комбинирования?

Сущность любого разделения труда (в том числе, территориального) заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции. Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства) .

В силу наличия тех или иных благоприятных условий на какой-либо территории возникает возможность специализации большей части проживающего здесь населения на некоторых видах производственной деятельности. В результате отдельные отрасли (производства) закрепляются за определенными территориями, сосредоточиваются на этих территориях.

ТРТ обусловливают следующие основные факторы:

 географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое);

 национально-исторические особенности страны или регионов;

 экономическое состояние;

 социально-демографическое положение страны или регионов.

В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами, но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов.

Выделяют несколько различных видов территориального разделения труда:

Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами). При генеральном разделении труда рассматриваются взаимоотношения районов страны в целом, во всей сложности экономических переплетений экономических связей между ними.

Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами), при котором можно не принимать во внимание разделение труда на территориях, расположенных между ними, и эти центры выделяются из целостной "ткани" экономических районов.

Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном "поле" вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода). При этом "поля", на которых разбросаны те или иные тяготеющие к данному центру точки, могут перекрещиваться, не совпадать с экономическими районами .

Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса.

Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция поступает в центры поступления в течение года из разных мест.

Эпизодическое разделение труда, когда страны решили обменяться какими-либо товарами по каким-то политическим или экономическим соображениям, хотя это и не соответствует традициям, необходимости и т.д.

По масштабу пространственного охвата территориальное разделение труда можно подразделить на шесть различных уровней.

Всемирное разделение труда, охватывающее (в той или иной степени) все государства мира. В настоящее время всемирное разделение труда сильно осложнено существованием антагонистических политических и экономических союзов. Ему мешают крупнейшие капиталистические монополии, поделившие между собой сферы влияния на мировом рынке. Полностью свободное разделение труда между станами мира, которое учитывало бы их природные, трудовые, транспортные особенности для взаимовыгодного обмена товарами и давало бы средства для развития национальной экономики каждой из них, возможно лишь в условиях социализма. Но в настоящее время, несмотря на все противоречия капиталистического мирового рынка, всемирное разделение труда существует.

Международное разделение труда (МРТ) - устойчивая специализация стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства .

Межрайонное разделение труда, которое регулярно и, как правило, в течение длительного времени осуществляется между экономическими районами страны и является основой ее хозяйственного развития как целого.

Внутрирайонное разделение труда, то есть территориальное разделение труда внутри экономического района страны, которое складывается между входящими в состав района республиками (краями, областями) или другими административно-политическими территориальными подразделениями, сгруппированными в экономические районы. Внутрирайонное разделение труда во многом зависит от экономико-географической обоснованности административно-политического деления: разделение труда между искусственно выделенными или устаревшими административными подразделениями может существенно искажаться.

Внутриобластное разделение труда - территориальное разделение труда между специализированными частями области, между ее центром (или основными центрами) и остальной ее хозяйственно освоенной и вовлеченной в разделение труда территорией .

Локальное разделение труда, то есть территориальное разделение труда внутри части области, между городом и его пригородами, между несколькими городами, местностями и т.д.

Концентрация производства выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции каждой отрасли на специализированных предприятиях.

Концентрация производства имеет четыре формы: укрупнение предприятий, специализация, кооперирование и комбинирование.

Укрупнение предприятий – сосредоточение производства на крупных предприятиях – определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом объемов выпускаемой продукции.

Специализация – сосредоточение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным.

Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.

Комбинирование – соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства на одном предприятии.

Это рациональные формы отраслевой организации производства, которые взаимосвязаны. Формы организации промышленного производства часто дополняют одна другую, и только системных подход к их рассмотрению может обеспечить объективные решения по их использованию.

Задание 14. Подумайте, на основе, каких критериев целесообразно определять перечень доходов и расходов бюджетов различных уровней? Какие общие экономические принципы могут быть положены в основу формирования оптимального перечня доходов и расходов для федерального, региональных и местных бюджетов?

Существующее разграничение расходных полномочий во многом складывалось стихийно, без учета зависимости эффективности предоставления бюджетных услуг от уровня бюджета, из которого финансируются расходы на предоставление этих услуг населению. При этом не проводилось различия между разными функциями (расходными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления) — функциями нормативного регулирования стандартов обеспеченности населения бюджетными услугами, функциями по предоставлению финансового обеспечения и по непосредственному финансированию бюджетных услуг — и не обеспечивалось четкого разграничения и закрепления их за соответствующими уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, в настоящий момент механизм разграничения полномочий и расходов между уровнями бюджетной системы РФ находится на стадии формирования. Требуют решения проблемы закрепления в Бюджетном кодексе РФ принципов (критериев) разграничения расходов между звеньями бюджетной системы, финансирования бюджетных расходов разных уровней, связанных с выполнением полномочий, относимых к предметам совместного ведения, а также финансирования расходов, связанных с выполнением полномочий, передаваемых одними органами власти другим.

В Бюджетном кодексе РФ должно быть закреплено четкое и стабильное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления в соответствии со следующими критериями:

 субсидиарность (максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг);

 территориальное соответствие (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг);

 внешние эффекты (чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться);

 эффект территориальной дифференциации (чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться);

 эффект масштаба (концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств).

При разграничении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней следует учитывать следующие критерии:

 стабильность;

 экономическая эффективность;

 территориальная мобильность налоговой базы;

 равномерность размещения налоговой базы;

 социальная справедливость;

 бюджетная ответственность.

Однако разграничить доходы между бюджетами на единых принципах таким образом, чтобы их объема было достаточно для финансового обеспечения самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, невозможно, поскольку в нашей стране исторически сложились существенные различия в экономическом и социальном развитии регионов и муниципальных образований. Обеспечить равные возможности для всех территорий только путем использования разграничения доходов не представляется возможным. Поэтому во многих государствах, в том числе и в России, наряду с разграничением доходов применяется распределение доходов и перераспределение средств между бюджетами (межбюджетное регулирование).

Задание 35. Какие существуют подходы к диагностированию уровня комплексности развития экономики региона? В чем различаются понятия "отраслевая диверсификация экономики региона" и "отраслевая концентрация экономики региона"?

В экономической литературе встречаются разнообразные способы и методы оценки уровня комплексности развития региона с помощью математических методов, но это всё многообразие можно свести к двум группам:

1. Экспресс-методы.

2. Комплексная диагностика.

Экспресс-диагностика предполагает небольшие затраты времени для получения предварительной оценки. Затем для более детального анализа проводятся дополнительные аналитические исследования по выделенным направлениям. Экспресс-диагностика заключается в исследовании текущих аспектов экономического развития региона.

Проведение экспресс-диагностики устойчивого экономического развития региона не представляет особых сложностей при наличии всех необходимых исходных данных. Анализируя предлагаемые методики проведения экспресс-диагностики экономического состояния регионов, на этапе перехода на систему национального счетоводства, автор выделил следующий ряд наиболее обобщенных:

- сбор информации и оценка ее достоверности на основании данных статистического учета. Отбор данных из форм налоговой отчетности за требуемый период времени;

- перевод показателей налоговой отчетности в сопоставимый вид со статистическими;

- анализ структуры отчетов и динамики индикативных показателей;

- расчеты и группировки показателей по основным направлениям диагностики;

- анализ изменения групп показателей за исследуемый период;

- выявление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов;

- подготовка заключения об устойчивости экономического развития региона. Определение «напряженных экономических пространств» и выбор инструментария снижения напряжения;

- выработка рекомендаций по обеспечению приведения экономической системы региона в режим устойчивого развития.

Таким образом, экспресс-диагностика проводится для получения небольшого числа ключевых, наиболее информативных показателей, дающих точную и объективную картину текущего состояния региона. Она позволяет выявить назревающие проблемы и предложить возможные выходы из критических ситуаций.

Комплексная диагностика состояния предприятия позволяет определить уровень устойчивости развития региона, оценить его инновационный потенциал, детально изучить проблемы, очерченные на этапе экспресс-диагностики, и выявить причины их возникновения .

В ходе диагностики могут использоваться следующие направления исследований, систематизированные автором по результатам изучения предлагаемых методик:

- расширенный анализ сфер экономической деятельности регион;

- финансовые ресурсы, бюджетная обеспеченность социальных слоев населения региона;

- исследования и разработки;

- кадры;

- система управления;

- общая эффективность управления экономическим развитием региона.

Комплексная диагностика состояния региона и его устойчивого развития позволяет оценить все (или многие) аспекты социально-экономических процессов, но представляет собой достаточно трудоемкую процедуру и проводится, как правило, сторонними консультантами. В связи с этим потенциальная периодичность проведения комплексной диагностики очень низка – менее одного раза в год, и практика показывает, что ее выполняют в основном в случаях, когда регионы находятся в кризисном состоянии или перед осуществлением каких-либо крупных проектов.

Диверсификация экономической деятельности – это расширение активности крупных отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. В отличие от диверсификации, концентрация означает сосредоточение производителей региона на одном продукте.

Список литературы

1. Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. и др. Введение в региональную экономику. М.: Инфра-М, 2011.

2. Кирюхин В.В. Региональная экономика. М.: Флинта, 2011.

3. Кристанов В. Региональная экономика. М.: Дашков и К, 2009.

4. Лушин В.А. Субъект Российской Федерации в экономическом и социальном развитии государства (компетенция органов власти и методы ее реализации). М.: Норма, 2007.

5. Экономическая география России / Под ред. В.И.Видяпина. – М.: Инфра-М, 2009.

6. Экономическая география России / Под ред. Ю.Н.Гладкого. М.: Гардарика, 2011.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по региональной экономике в РАНХиГС

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(12.2 KiB, 53 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!