Реформа Сервия Туллия
В борьбе патрициев с плебеями первостепенное значение имеет государственная реформа шестого римского царя — Сервия Туллия (VI в. до н. э.). По рассказам древних писателей, Сервий Туллий был сыном рабыни (serva) Окризии, служанки жены Тарквиния Приска Танаквиль. Отличавшийся недюжинными способностями и находившийся под особым покровительством богов, Сервий Туллий вырос в царской семье, участвовал вместе с царем в походах и приобрел славу храброго воина. После смерти Тарквиния Сервий Туллий при поддержке Танаквиль был избран римским царем и «незаконность своего воцарения сумел искупить мудростью своих реформ».
Конституция Сервия Туллия в том виде, как она дошла до нас в передаче античных историков, содержит много анахронизмов и принадлежит гораздо более позднему времени, вернее всего IV—III вв., эпохе Самнитских и Пунических войн. И тем не менее, несмотря на все анахронизмы и легендарность личности самого реформатора, социально-политический остов сервиевой конституции не подлежит сомнению.
Со времени Сервия Туллия свободное население (populus Romanus), как патриции, так и плебеи, разбивалось на пять разрядов, или классов (classes), по имуществу и соседству. Вместо прежнего деления по родам вводилось новое деление — по имущественно-территориальному принципу, сосуществовавшему с прежним родовым делением. Основой территориального деления становилась территориальная триба (tribus), которую не надо смешивать со старым термином «триба» — племя или народность.
К первому классу или разряду принадлежали граждане с имущественным цензом в 100 тысяч медных ассов, или, в переводе на земельный ценз, с полным земельным наделом; ко второму — с цензом в 70 тысяч ассов, или с тремя четвертями земельного надела; к третьему — с 50-тысячным цензом, или с половинным наделом; к четвертому — с 25-тысячным цензом, или с четвертью надела; к пятому — с 12-тысячным цензом, или с восьмой надела. Денежный ценз выражался в древнейшей чеканной монете асс (as), делившейся на 12 частей — унций (unciae).
Каждый класс выставлял определенное число военных единиц — центурий (centuria). Больше всего центурий выставлял первый класс — всего 98 центурий, из них 80 пеших (гоплитов) и 18 конных (equites). Шесть всаднических центурий вербовались из патрициев, двенадцать из плебеев. Второй, третий и четвертый классы выставляли по 20, пятый — 30 центурий.
Каждому классу присваивалось определенное вооружение. От граждан первого класса требовалось полное (тяжелое) вооружение, состоявшее из шлема (galea), панциря (lorica), поножей (осгеае), круглого щита (clipeus), меча (gladius) и копья (hasta). Легионы второго класса не имели тяжелых лат (осгеае) и вместо clipeus имели четырехугольный щит (scutum). Вооружение каждого из остальных классов было еще проще и дешевле. Воины пятого класса служили большей частью пращниками (funditores), имели пращу (funda) и метательные камни (lapides).
Все остальные граждане были поставлены вне классового деления (infra classem) и в общей сложности выставляли только одну центурию. Граждане шестого класса последней центурии были освобождены от податей и военной службы, но зато они и не были гражданами в собственном смысле, так как не участвовали в комициях. Если же в случае крайней опасности их также зачисляли в ополчения, то тогда они получали оружие и содержались за счет государства. Граждане шестого класса назывались proletarii или capite censi. Кроме того, были образованы две центурии ремесленников, обслуживавших техническую часть ополчения (fabri qui machina in sello ferrent), и две центурии музыкантов (cornicinum et tubicinum).
Включение в состав гражданства плебеев и образование единого плебейско-патрицианского ополчения влекли за собой изменения также и в политическом устройстве Рима. С включением в ополчение плебеев куриатные комиции утратили свой смысл, уступив первое место новым центуриатным комициям (comitia centuriata), представлявшим вооруженный народ римской общины, разделенной на сотни (centuriae). В центуриатных комициях голосование происходило не по родам, а по центуриям, притом каждая центурия имела только один голос. Больше всего центурий имел первый класс, состоявший из более состоятельных граждан, патрициев, плебеев и их клиентов. Первому классу принадлежало решающее слово на центуриатных собраниях и тем самым, следовательно, направление внешней и внутренней политики Рима. «Чтобы голосование покоилось не на перевесе большинства (массы, multitudo), а на богатстве (potestas locupletium)»,—так характеризует центу риатные комиции Цицерон
Право голоса (suffragium) дано было не всем без разбора с одинаковой юридической силой, как это было при первых царях начиная с Ромула. Были установлены разряды (gradus facti). Никто не был лишен права участия в голосовании, но «вся сила общины была сосредоточена в руках первого класса» (vis omnis penes primores eivitatis esset). Сюда надо еще прибавить две центурии мастеров, две центурии музыкантов и одну центурию пролетариев. В общей сложности было 193 центурии, в которых числилось 19 300 человек. Кроме имущественного ценза Сервиевой конституцией устанавливался еще возрастной ценз. В каждом легионе существовали центурии молодежи (centuriae iuniorum) от 17 до 46 лет, несшие полевую службу, и центурии стариков (centuriae seniorum), несшие гарнизонную службу. Предводительство армией, состоявшей из четырех легионов (legiones), принадлежало выборному царю, по важнейшим делам войны и мира совещавшемуся с советом родовых старейшин — сенатом (senatus).
По своему историко-социологическому смыслу Сервиева реформа напоминает тимократию Солона и территориальные филы Клисфена в Афинах. Подобно Солоновой и Клисфеновой конституциям, историческое значение конституции Сервия Туллия состоит в ее принципиальном отрицании родового строя и замене его государственным принципом. Это была первая брешь, пробитая в патрицианско-родовом строе. Так был разрушен и в Риме, еще до отмены так называемой царской власти, древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него учреждено новое государственное устройство, в основу которого были положены территориальное деление и имущественные различия. Общественная власть сосредоточивалась здесь в руках граждан, обязанных отбывать военную службу, и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, не допущенных к военной службе и лишенных вооружения. Ближайшей причиной вышеописанных перемен в римском общественном строе послужили соображения военного порядка — недостаточность патрицианского ополчения и его техническое несовершенство. Участившиеся походы и столкновения с соседями требовали увеличения конного и пешего ополчения и усовершенствования его боевых качеств, что и было осуществлено реформой Сервия Туллия.
Сервиева конституция оформила римскую гражданскую милицию, комплектуемую из граждан-собственников, с перевесом первого класса, поставлявшего пехоту и кавалерию. В условиях Италии конница играла гораздо большую роль, чем в условиях гористой Греции. Первостепенное значение военно-технической реформы Сервия Туллия станет понятно, если иметь в виду, что в истории Рима как в царский, так и в последующий, республиканский, период война являлась источником обогащения, захвата территории и рабочей силы (рабов). Укрепление военной мощи обеспечило главенство Рима в Латинском союзе, находившемся накануне распада. В знак скрепления союза на Авентинском холме был построен храм богини Дианы (commune Latinorum Dianae templum), долженствовавший затмить старый религиозный центр Латинского союза — храм Юпитера Лациарского на Альбан- ской горе. Вместе с латинами гегемонию Рима должны были признать также сабинские и этрусские города — Цере, Тарквинии и др.
Вследствие завоеваний территория римской общины увеличилась и, по преданию, была разделена на 30 территориальных округов (триб), из которых 4 трибы приходились на город (tribus urbanae), а остальные 26 — на внегородскую сельскую территорию (tribus rusticae). Каждые пять лет по трибам происходила перепись населения, устанавливались имущественные разряды, взимался налог (tributum) и производился набор ополченцев в легионы. В связи с производством переписи, сбором трибута и ополченцев расширялись государственные функции, улучшался административный аппарат и усиливалась власть царя. «Сервий Туллий первый разделил римский народ на классы, курии и коллегии и установил совершенный государственный порядок на основе имущественного ценза... Обширная община управлялась с такой же заботливостью, как управляется небольшой дом».
Местопребыванием царя был город Рим. У ворот Рима, на Марсовом поле, происходили центуриатные комиции, в городе находились главные святилища, совершались очистительные обряды и празднества. В городе проживали аристократия, наиболее состоятельные из римских граждан и чужестранцы. Все это возвышало город над остальной территорией, что нашло свое внешнее выражение в построенной Сервием Туллием каменной «сервиевой» стене, руины которой сохранились до наших дней.
Тимократическая конституция Сервия Туллия закрепляла главные права в Римском государстве за первым классом состоятельных граждан, большинство которых составляли патриции. И все-таки родовая знать враждебно приняла Сервиеву реформу, рассматривая ее как усиление царской власти и ограничение своих привилегий.
Несогласия между царем и аристократией усилились при преемнике Сервия Туллия Тарквинии Гордом (Tarquinius Superbus), последнем, седьмом римском царе. Древние историки изображают Тарквиния честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с аристократией, не созывавшим сената, обременявшим народ повинностями и налогами. В конце концов выведенные из терпения граждане возмутились, подняли восстание и изгнали ненавистного царя. Поводом к восстанию послужило оскорбление, нанесенное сыном Тарквиния Секстом Лукреции, жене знатного римлянина Тарквиния Коллатина. Благородными мстителями за поруганную честь женщины явились Юний Брут и Валерий Попликола, «друг народа», основоположники Римской республики. Изгнание Тарквиния Гордого и отмену царской власти в Риме античные историографы относят к 509 г. до н. э., т. е. за 110 лет до другого крупного события римской истории — сожжения Рима галлами (390 г.).
После изгнания Тарквиниев царская власть в Риме перестала существовать. Римская община превратилась в аристократическую (олигархическую) республику. Верховное руководство перешло к влиятельным патрицианским родам, изгнавшим Тарквиниев, многие учреждения «царского периода» были отменены, и вновь возродились родовые порядки. Положение плебеев ухудшилось, поскольку Рим выпал из этрусской федерации и потерял значение посреднического центра между севером и югом. Военная сила римской общины также ослабела, следствием чего было прекращение захвата добычи и вывода колоний в завоеванных областях (coloniae regiae). Внутренние противоречия усилились, вылившись в борьбу патрициев и плебеев, развернувшуюся в первые столетия Римской республики.