Развитие знаний о государстве и праве
Первые системные знания о государстве, политике и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона (427–347 г. до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.).
Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки – юриспруденции (правоведения). Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс правовой проблематики в области общей теории права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).
Известный римский юрист Ульпиан (II–III вв.) в I книге «Институций» дал следующее определение юриспруденции: «Юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, знание правового и неправового».
Возникновение светской юриспруденции относится к началу III в. до н. э. Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики, и особенно, в первые два с половиной века империи (примерно 150 г. до н. э. – 250 г. н. э.).
Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) получили специальное право давать ответы от имени императора (jusrespondendi) с обязательной для судьи силой. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения римские юристы ссылались как на текст самого закона.
Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II–III вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям пяти вышеназванных юристов была придана сила закона.
Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью Кодекса Юстиниана (CorpusJurisCivilis), который включал в себя:
- Институции в 4-х книгах – краткий учебник, или освящение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);
- Дигесты (или Пандекты) в пятидесяти книгах, т. е. собрание отрывков из 2000 сочинений 39 римских юристов (от I в. до н. э. до IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70 % текста;
- Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций) из 12 книг;
- Новеллы, содержавшие другие законы.
В переводе на современный английский язык Кодекс занимает 1034 страницы, Институции – 173 страницы, Новеллы – 562 страницы, а Дигесты – 2734. Руководил этой большой кодификационной работой выдающийся юрист Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило Кодексу Юстиниана выдающееся место в истории права.
Римские юристы не были философами, а греческие философы не были юристами, но в ХII в. западноевропейские специалисты римского и канонического права соединили греческую способность к философии с римской способностью к праву. И в дополнение к этому они углубили старые концепции разума и справедливости, добавив к ним иудео-христианскую концепцию совести, которую они связывали с любовью и милосердием.
Римское право Юстиниана снабдило западноевропейских юристов основной терминологией, греческая диалектика Платона и Аристотеля обеспечила их методом, а сочетание этих двух элементов в совершенно ином (христианском) общественном контексте произвело на свет нечто новое, а именно – западную юридическую науку.
Западная юридическая наука была тесно связана с европейскими университетами:
- университеты помогли установить транснациональный характер в период ее формирования. В течение трехсот лет, с 1050 по 1350 г., вся образованная Европа составляла единый и недифференцированный культурный организм;
- европейские университеты способствовали тому, что само право приобрело транснациональную терминологию и метод;
- тот юридический метод, который преподавался в европейских университетах, позволял строить правовые системы из разных, в том числе и противоречивых обычаев и законов. Приемы гармонизации противоречий, наложенные на веру в идеальный организм права, в единую структуру правовых принципов, позволили приступить к синтезу канонического, а затем феодального, городского, торгового и королевского права;
- университеты возвышали роль ученого в формировании права. Право находилось по преимуществу в древних текстах, а потому необходимо было иметь класс ученых людей, которые могли бы объяснить эти тексты тем, кто хотел приобщиться к их тайнам;
- сопоставление права и других университетских дисциплин, особенно богословия, медицины и свободных искусств, добавило изучению права недостающую широту. Во всех дисциплинах использовался схоластический метод, предметы изучения всех дисциплин пересекались. Так, студент-юрист поневоле узнавал, что его профессия – составная часть интеллектуальной жизни эпохи;
- право стали преподавать в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Оно уже не было, как до появления университетов, ответвлением риторики, с одной стороны, и этики с политикой – с другой. Если в Римской империи автономия правовой мысли поддерживалась практиками, то в Западной Европе эту автономию поддерживали университеты;
- тот факт, что право преподавалось как университетская дисциплина, с неизбежностью вел к тому, что правовые доктрины критиковались и оценивались в свете общих истин, а не просто изучались как ремесло;
- западные университеты подняли анализ права на уровень науки, как понимали это слово в ХII–ХIV вв., путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний, так что справедливость правовых норм можно было продемонстрировать путем показа их соответствия системе в целом;
- университеты создали класс профессиональных юристов, объединенных общим обучением и общей задачей – руководить юридическими делами церкви и светского мира империй, королевств, городов, купеческих и прочих гильдий.
Западная юридическая наука была гораздо больше, чем интеллектуальным достижением. Ее критерии были не только интеллектуальными, но и моральными. Примирение противоположных правовых норм было частью большого процесса, попыткой примирить строгое право и право справедливости, правосудие и милосердие, равенство и свободу.
Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в ХVII в., в эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии разработать принципы нового буржуазного государства и права и обосновать правомерность борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.
Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших развернутое учение о государстве и праве с материалистических, классовых позиций, а также обосновавших неизбежность слома буржуазной государственной машины и перехода власти в руки рабочего класса и всех трудящихся.
Это учение, созданное в период борьбы пролетариата за свои политические, экономические и иные права в середине ХIХ – начале ХХ вв., получило дальнейшее развитие в работах советских ученых-юристов, исследователей из бывших социалистических стран Восточной Европы. Марксистско-ленинская теория государства и права не утратила своей актуальности в современный период, в условиях критического к нему отношения и отхода от социалистического образа жизни.
Теория государства и права как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX в.
Формирование теоретического знания шло в двух основных направлениях. Во-первых, общие вопросы понимания государства и права, изучавшиеся сквозь призму философских, политических, этических, иных неюридических учений, со временем стали предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права.
Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических дисциплин, которое шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики – в гражданском, уголовном, государственном праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособилось в рамках теории государства и права.