Развитие силы и выносливости - Часть 2

ГЛАВА I. МЕХАНИЗМ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ

1.1. Понятие физического качества силы. Развитие силы у дошкольников

Сила - это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
Существует несколько понятий силовых способностей человека: абсолютная сила - способность проявлять максимальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оцениваемая обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса тела. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она составляет 1,5 - 1,8 условных единиц (15, с. 93). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.
От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств - быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Становая сила у детей от пяти до семи лет увеличивается более чем вдвое: у мальчиков от 25 до 52 кг., у девочек от 20,4 до 43 кг. Ежегодная прибавка становой силы у детей несколько больше за период между пятью и шестью годами, в среднем она составляет у мальчиков 48%, у девочек 64,2%, а с шести до семи дет сила в среднем нарастает у мальчиков на 40,5%, у девочек на 28,3%. Различия в уровне становой силы между мальчиками и девочками в пользу мальчиков более заметны в возрасте пяти лет, когда они составляют 22,5%. и семи лет, когда они равны 20,9% (26, с. 69-70).
Особенности мышечной силы выявлены также с помощью данных кистевой динамометрии. Результаты исследований свидетельствуют о непрерывном нарастании силы кисти как у мальчиков, так и у девочек. За период от пяти до семи лет сила травой кисти увеличивается у мальчиков на 62,2%, у девочек на 58,9%. Как и в показателях становой силы, меньше отличаются по силе кисти правой и левой руки мальчики и девочки шести лет (на 7,9%), более заметно - в пять и семь лет, когда данные мальчиков превышают данные девочек соответственно на 17,8 и 20,7% (26, с. 70).
Исследования отечественных ученых не выявили значительного различия в показателях между силой мышц правой и левой кисти. С возрастом - от пяти к семи годам относительная разница в силе правой и левой руки не увеличивается, составляя в пять лет 7 - 8%, в семь лет 5 - 6% (26, с. 70).
На основе сочетания рассмотренных способностей - скоростных и силовых - исследователи выделяют скоростно-силовые качества, характеризуя их как способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Эта способность связана как с величиной мышечной силы человека, так и с его умением мгновенно проявлять высокую степень концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизовывать функциональные возможности своего организма. Исследователи считают, что силовые упражнения можно разделить на собственно силовые, характеризующиеся постоянной скоростью движения, и скоростно-силовые, которые отличаются переменной скоростью.
Наиболее распространенными формами проявления скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, требующие способности к проявлению мгновенного «взрывного» нервно-мышечного усилия.
Признавая, что прыгучесть - в некоторой мере врожденная способность человека, тем не менее некоторые исследователи отмечают значительное повышение ее уровня под влиянием физических упражнений.
Способность к одновременному проявлению скоростных и силовых качеств обнаруживается также в метании, движении со старта, в действиях, требующих «быстрой» силы, например, при ударах по мячу в спортивных играх. Умение проявлять такого рода силу обеспечивается не только и не столько максимальными величинами силы, сколько способностью концентрировать нервные процессы и мобилизовывать функциональные возможности организма, умением проявлять силу в конкретном упражнении.
Многие исследователи, отмечая хорошие предпосылки для развития скоростно-силовых качеств у детей, связывают этот факт с их двигательной активностью, с выполнением действий разнообразного характера, среди которых значительное место занимают прыжки всех видов -  в глубину, длину и высоту с места и разбега, подпрыгивание на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. Происходит как бы повседневная, естественная тренировка скоростно-силовых качеств детей. Проведено фундаментальное исследование особенностей проявления скоростно-силовых качеств дошкольников в прыжковых формах движений.
На основании анализа данных литературы можно сделать вывод о целесообразности развития скоростно-силовых качеств у дошкольников, используя доступные для них разнообразные упражнения в беге, прыжках, метании. Для суждения об уровне их развития у дошкольников использованы показатели контрольных испытаний в прыжках в высоту с места, метании набивного мяча и в беге на 10 м. с места.
Полученные исследователями данные прыжков в высоту с места позволяют говорить об увеличении этого показателя к семи годам на 53 - 59% по отношению к результатам пятилетних детей. В пять лет высота прыжка у мальчиков и девочек составила 17 см, в шесть лет - 23 ом, в семь лет у мальчиков - 27 см, у девочек - 26 см. Как можно заметить, ежегодные прибавки прыгучести составляют 3 - 6 см. Результаты в прыжках в высоту у девочек пяти и шести лет одинаковы с показателями мальчиков. К семи годам намечается тенденция несколько большего уровня прыгучести у мальчиков по сравнению с девочками.

Возрастные изменения скоростно-силовых качеств исследователи выявили и при выполнении броска набивного мяча (весом 1 кг) двумя руками из-за головы в положении стоя. Дальность броска увеличилась у мальчиков с 2,2 м. в пять лет до 3,3 м. в семь лет, у девочек соответственно с 2 до 2,8 м. Ежегодные прибавки дальности броска примерно одинаковы и составляют у мальчиков 50 - 60 см, у девочек 40 см. Также значимы различия в результатах броска между мальчиками и девочками во всех возрастных группах - в пять лет 20 см, в шесть лет - 40 см, к семи годам - 50 см. (23, с. 98)
Анализ времени бега на 10 м. с места показывает значительные сдвиги в уровне скоростно-силовых качеств у детей от пяти до шести лет: скорость бега возросла у девочек на 0,7 с., у мальчиков на 0,3 с. Однако в дальнейшем от шести до семи лет ежегодные прибавки скорости бега у мальчиков и девочек значительно уменьшаются и составляют всего 0,1 с.

Показатели скорости бега с места, так же как и показатели дальности броска набивного мяча, дают основание говорить о более высоком уровне скоростно-силовой подготовленности мальчиков по сравнению с девочками. Мальчикам легче дается умение преодолеть первоначальную инерцию своего тела, и они быстрее развивают скорость бега, легче им удается и бросок утяжеленного мяча. Вероятно, это связано с несколько большим двигательным опытом мальчиков в играх, требующих резкости, силовых усилий (19).
При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.
Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.
При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазаний по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.
Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при выполнении прыжков больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению (19, с. 104).
Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Страниц: 1 2 3 4 5 6
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!