Развитие римского права
Литературное развитие эпохи, создание образцовой латинской прозы оказали благотворное влияние и на разработку римского права. Римские юристы использовали достижения римской прозы, и в эту эпоху создавался тот ясный и точный язык, каким написаны выдающиеся произведения юридической литературы эпохи Империи. В эпоху Ранней республики были заложены основы цивильного права. Оно отличалось формализмом и регулировало отношения только между римскими гражданами. Вследствие войн и изменившихся социальных отношений в имущественный оборот поступало много ценностей. Римским гражданам приходилось вступать в различные отношения с провинциальными жителями и подданными других государств.
Все это вызывало потребность в неизвестных до того юридических нормах. К новым отношениям старались в какой-то мере приспособить старые формы. Вместе с тем на римское право оказали влияние юридические нормы других народов, прежде всего греческое и эллинистическое право, а на самые же принципы разработки права воздействовали как эллинистическая философия, так и греческая риторика. Дошедшие до нас юридические памятники относятся к поздним периодам, поэтому невозможно точно датировать появление тех или иных правовых отношений и юридических понятий. Приходится лишь наметить общий ход развития права.
Огромное значение имело учреждение в 242 г. до н. э. должности второго претора. Он назывался praetor qui inter peregrinos jus dicit или просто praetor peregrinus. Ведал он главным образом теми делами, какие возникали между чужестранцами или же между чужестранцами и римлянами. В этих делах нормы старого цивильного права были неприменимы, так как они относились только к римским гражданам. Нельзя было судить и по какому-нибудь другому, чужеземному праву, так как могло возникать дело между подданными различных государств или же между чужестранцами и римлянами. В результате этого наряду со старым цивильным правом постепенно вырабатываются нормы так называемого общенародного права (jus gentium). Эти нормы заимствуются отчасти из общих обычаев международного торгового оборота, из правовых установлений других народов и из того же цивильного права, но они отличаются большей простотой и гибкостью: формализм в общенародном праве перестал быть господствующим принципом. Индивидуализм, присущий эпохе Поздней республики, нашел свое отражение и в гражданском праве; он способствовал усложнению отношений между отдельными людьми, содействовал преодолению формализма и утверждению новых начал в разрешении юридических вопросов, как общих, так и частных. Главное внимание обращалось не на форму сделок, не на обряды и произнесенные слова, а на существо отношений, на намерение сторон. В право вводятся понятия равенства, справедливости (aequitas) и добросовестности (bona fides) лиц, совершающих всякого рода сделки, как основной принцип всех имущественных отношений. У юристов возникает мысль, что существует некое право, общее для всех народов, состоящее из правил, которые признаются всеми (родство, почитание родителей, борьба с преступлениями). Под влиянием стоической философии общенародное право (jus gentium) сближается с понятием естественного права (jus naturale), диктуемого как бы самой природой. Общенародное право оказывало влияние и на цивильное право, т. е. на те правила, которые должны были регулировать отношения только между римскими гражданами.
Большую роль в развитии римского права этого периода сыграл преторский эдикт. Подобно другим должностным лицам преторы имели право издавать эдикты, т. е. постановления, которые касались вопросов, находившихся в их ведении. В своих эдиктах преторы указывали, какими правилами они будут руководствоваться при разборе тех или иных дел. Вначале преторские эдикты ставили своей целью лишь использовать старое право, «помочь этому праву», но затем преторы выступили с исправлениями в этом праве, и в результате наряду со старым цивильным правом выросло особое преторское право.
Юриспруденция в изучаемую эпоху вышла из сферы ведения понтификов. Она превратилась в особую дисциплину, которая изучалась и разрабатывалась специалистами. Занятие правом считалось в Риме почетным; видные юристы были представителями знатных римских фамилий. Они высказывали свое мнение по тому или иному вопросу, составляли образцы различных сделок, давали советы тяжущимся относительно образа действий на суде. В самом судопроизводстве около 150 г. до н. э. произошел настоящий переворот. Суд после этой реформы по-прежнему состоял из производства in Jure и производства in judicio. Но при старой системе магистрат лишь наблюдал, правильно ли действуют стороны, соблюдают ли они обряды, предписанные различными legis actiones. В новом же судопроизводстве магистрат стал играть активную роль. Он знакомился с делом и составлял формулу, т. е. документ, в котором кратко излагал претензии истца и возражения ответчика; в этом документе давалось также указание судье, какое он должен вынес
ти решение, если окажется справедливой та или другая сторона. Например, шел спор о том, кому принадлежит раб. Магистрат знакомился с делом и писал: «Октавий да будет судьей. Если окажется, что раб Стих составляет собственность Авла Агерия, то ты, судья, Нумерия Нигидия в пользу Авла Агерия обвини, если не окажется — оправдай». Присяжный судья (или судьи) разбирал дело по существу и выносил то решение, какое предусматривалось в формуле. Этот так называемый формулярный процесс позволял охватить такие отношения, которые не укладывались в рамки старого цивильного права. Претор и юристы разрабатывали различные формы исков как в отношении имущества, так и личных.
В области гражданского права в эту эпоху произошли существенные перемены. Одним из важных нововведений этого периода было установление различия между собственностью и владением. Собственность (dominium) есть право на данную вещь, но право это не всегда может соединяться с фактическим обладанием вещью (например, когда вещь отдана в залог, в аренду и т. д.). Владение (possessio) согласно римскому праву есть фактическое обладание вещью, соединенное с разумным стремлением к господству над ней. Преторское право признавало, что владение в ряде случаев может не совпадать с правом собственности, и установило определенные формы защиты владений от незаконных посягательств. Одним из старинных видов владения были участки земли на общественном поле. Земельная собственность по римскому праву могла быть только в Италии, в провинциях же земли могли находиться лишь во владении.
Одним из наиболее важных явлений в истории гражданского права было появление нового вида собственности, которая называется бонитарной, или пре- торской. Старая, квиритская, собственность могла возникнуть лишь в результате определенных формальных актов (прежде всего манципации). Если же какая-либо вещь передавалась иным, не предусмотренным цивильным правом способом, она не могла считаться собственностью. Преторы не расширяли способов приобретения в квиритскую собственность, но в ряде случаев они стали защищать владельца как собственника, и, таким образом, получался новый вид собственности. Появление бонитарной собственности связано было с переменами в гражданском обороте. Появились случаи, когда res mancipi передавались не путем манципации, а посредством простой купли-продажи; возникновению бонитарной собственности содействовала торговля рабами. Рабы покупались большими партиями, и проделывать над каждым акт манципации было затруднительно. Если же впоследствии продавец или другое какое-нибудь лицо требовало возвращения бывшего своего раба на том основании, что он не был манципирован, претор считал своим долгом защитить покупателя. Впоследствии это перешло и на другие предметы торговли, а бонитарная собственность была распространена на некоторые другие виды перехода предметов из одних рук в другие.
В эту же эпоху возникает учение о различных способах приобретения собственности (например, оккупация, т. е. захват вещи, никому не принадлежащей; приобретение «плодов от вещи» и так далее). Последовательная разработка права частной собственности относится к императорской эпохе, но основы этого учения были заложены в конце Республики. Новые формы отношений вызывают изменения и в обязательственном праве. Даже в старую форму договоров вставляется оговорка о добросовестности (bona fides). Появляются новые виды договоров. Например, признаются законными такие контракты, которые основаны на простом соглашении. К таковым относились, например, купля-продажа (emptio-venditio), наем (locatio-conductio).
Изменения в области семейного права заключаются в постепенном уменьшении прав отца семейства. Еще в раннюю эпоху взрослые дети пользовались политическими правами. Однако в своих действиях они, как и прежде, были связаны родительской волей: случаи, когда отец пытался принудить своего сына к тем или иным политическим актам, бывали и в рассматриваемый период, но это воспринималось как анахронизм. Но в имущественных отношениях дети продолжали оставаться во власти отца семейства и не могли самостоятельно распоряжаться имуществом. Произошло, однако, ослабление власти мужа над женой. Под влиянием ряда причин происходит некоторая эмансипация женщин; брак, который не сопровождается установлением власти мужа (matrimonium sine manu mariti), становится не исключением, а правилом. В конце Республики устанавливается, что развод возможен по обоюдному соглашению и по одностороннему решению как мужа, так и жены. Изменяются и имущественные отношения между супругами. Юристы разрабатывают вопрос об имуществе жены, в частности о приданом, которое отличается от прочего имущества жены; оно находится во власти мужа, но в известных случаях может быть взято обратно женой или ее отцом. В наследственном праве в интересах ближайших родственников ограничивается до известной степени свобода завещателя.
Преторское право создает целую новую систему правил перехода имущества по наследству, которая существовала рядом со старой, цивильной. Была упрощена форма завещаний, определены сроки, когда у римского магистрата может быть испрошено владение имуществом умершего; была установлена преемственность между классами и степенями наследников, причем к наследованию были допущены когнаты.
II и I вв. до н. э. — эпоха необычайно интенсивной и продуктивной разработки права. Рим превратился в мировой центр, он воспринял правовые системы других народов. Перерабатывая свое исконное, так называемое цивильное, право, римские юристы пользовались приемами греческой риторики и пытались осмыслить основные вопросы юридической теории, пользуясь выводами эллинистической философии. Основные положения римского права, которое действовало в течение столетий, а после падения Рима долгое время оставалось образцом юридической мысли, были формулированы в эту эпоху. Обзор истории римской культуры в последний период Республики дает нам право заключить, что, несмотря на внешние и внутренние осложнения этого времени, культурное развитие не остановилось и
литература и искусство были нередко средствами классовой и политической борьбы. Начало культурного развития Рима относится к той эпохе, когда культура в некоторых областях Италии, в Греции и в странах Востока стояла на сравнительно высоком уровне. Рим заимствовал и перерабатывал уже готовые формы. Особенное значение имело влияние высокоразвитой эллинистической культуры, но римская культура сохранила немало и самобытных черт, отражавших различные италийские культурные традиции и восходивших иногда к самому отдаленному прошлому. Иногда римляне лишь переносили на свою почву готовые формы; в других случаях накопленный до того опыт оплодотворялся, и старые культурные традиции преображались. За периодами, отмеченными лишь подражанием готовым образцам, следует нередко реакция, выражавшаяся в стремлении вернуться к старинным формам и традициям. Эта борьба традиционного и нового («неотеризма») не случайна. Она отображает в какой-то степени ту борьбу, какая велась между новаторами и консервативными элементами и достигала в отдельные моменты исключительной напряженности.
Во всех областях культура конца Республики оставила немало эклектического, непереработанного. Путь культурного развития не был завершен. Это развитие будет продолжаться и в эпоху Империи. Культура римского рабовладельческого общества была достоянием меньшинства. Она являлась следствием того усиленного притока богатств, каким сопровождалось завоевание новых земель. Но известные элементы культуры становятся достоянием всех свободных слоев римского населения. После Союзнической войны возрастает культурное значение италийских муниципиев. Еще до этого римская культура начинает проникать и в завоеванные Римом варварские области. Но этот процесс относится главным образом к последующим периодам, он характерен для культурного развития императорской эпохи.