Разработка структуры органа управления компании
Входными данными задачи формирования структуры органа управления компанией являются:
• состав, взаимосвязи и структуры базовых компонентов компании;
• состав подразделений обеспечения компонента компании;
• состав руководства и органов, принимающих решения, преобразующие бизнес компании в целом;
• стратегические цели и вытекающие из них задачи компании;
• требования и ограничения на способы достижения стратегических целей компании;
• ограничения на ресурсы, которые могут быть выделены для формирования системы управления.
Выходными данными задачи являются:
• состав, структура и функции подразделений управления компании.
Методика решения задачи синтеза структуры органа управления компанией
Рассмотрим подробнее сущность и основные задачи управления деятельностью компании.
Сущность управления компанией заключается в последовательной, непрерывной и целенаправленной деятельности органа управления компании по поддержанию устойчивого развития компании путем рационального использования ресурсов для адаптации к постоянно меняющимся условиям экономической деятельности.
Достижение цели устойчивого развития компании предполагает постановку и решение целого круга взаимосвязанных задач, определяющих содержание деятельности подразделений управления компании. Основными из них являются:
• задачи управления существующей структурой компании;
• задачи управления структурной реорганизацией компании.
Необходимость проведения инжиниринга можно пояснить следующим образом.
Наиболее фундаментальная движущая сила каждой компании (компании) - потребность улучшения своего финансового положения (бизнес должен делать деньги). Компания зарабатывает больше денег, если выпускает свою продукцию (товары, услуги) настолько эффективно, насколько это возможно. В конечном счете это означает, что нужно снижать стоимость своих бизнес-процессов, сокращать избыточные внутрифирменные работы, делать труд работников более производительным путем улучшения их профессиональной подготовки и повышения ответственности. Компания повышает свой доход за счет увеличения объема продаваемых товаров и (или) услуг.
При достижении отмеченных целей современные предприниматели должны учитывать существенные изменения условий бизнеса в следующих аспектах:
1. Клиенты в цивилизованном мире взяли в свои руки контроль на рынке. Они намного лучше, чем в начале 80-х гг., осведомлены о своем положении на рынке и о тех возможностях выбора продукции, которые у них имеются. Они больше не допускают того, чтобы их рассматривали как часть безликой массы; они ожидают, что с ними будут обращаться как с индивидуальностями. Как сказал М. Хаммер1, "больше не осталось понятия "клиент вообще", теперь есть только "именно этот клиент".
2. У клиентов сформировались новые ожидания относительно предлагаемых им товаров и услуг. Каждый отдельный клиент нуждается в продукции, которая:
• адаптирована и сконфигурирована таким образом, чтобы удовлетворить определенные потребности данного клиента;
• поставляется способом, наиболее подходящим для клиента;
• поставляется только тогда, когда клиент хочет ее получить.
3. В современном мировом рынке конкуренция присутствует буквально повсюду. Товары, интересующие клиентов, уже перестали быть локальными и производятся по всему миру. Компания не может уступать ни в чем своим конкурентам, независимо от того, где они находятся.
4. Информация становится важной составляющей частью товаров и услуг, поставляемых компаниями на рынок.
Чтобы выжить в современных условиях, компания должна адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Компания не может быть стабильной, она должна изменяться постоянно, чтобы удовлетворять запросы потребителей, не уступать сопернику в условиях жесткой конкуренции, усовершенствовать свои внутренние процессы, развивать диапазон предлагаемых товаров и услуг и ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя для их достижения творческую свободу действий в рамках некоторого "остова", обеспечивающего фокусирование внимания на тех бизнес-процессах, которые ориентированы на клиентов.
Аппарат менеджера компании есть главный аналитический орган управления, в функции которого входит:
• подготовка проектов решений для руководства компании по стратегическим и оперативным вопросам развития компании;
• анализ и оценка предложений подразделений управления по изменению стратегии развития компании;
• анализ и оценка предложений подразделений управления по изменению структуры компании;
• анализ и оценка предложений подразделений управления по корректировке стратегических и оперативных планов деятельности компании;
• анализ и оценка предложений подразделений управления по изменению стратегии развития корпоративной информационно-технологической среды компании.
Задачи подразделения экономического анализа
Задачей подразделения макроэкономического анализа является обеспечение руководства и подразделения стратегического развития компании информацией о наиболее качественных прогнозах развития экономики России в прогнозный период. Для решения этой задачи подразделению необходимо обеспечить выполнение следующих функций:
• определение фрагмента экономики, оказывающего непосредственное воздействие на деятельность компании (экономическая среда компании);
• построение корпоративной модели развития экономической среды компании;
• выбор информационных источников, которые могут быть использованы в качестве исходных данных для построения корпоративной модели развития экономической среды компании;
• разработка информационно-справочной системы по параметрам экономической среды компании на прогнозный период;
• поддержание информационно-справочной системы по параметрам экономической среды компании на прогнозный период в актуальном состоянии;
• повышение прогностической достоверности корпоративной модели развития экономической среды компании.
Задачи подразделения стратегии развития компании
Задачами подразделения стратегии развития компании являются:
• поиск целесообразных вариантов развития макроструктуры компании, т. е. динамики изменения состава ее компонентов с учетом прогнозов развития экономической ситуации;
• поиск целесообразных вариантов реинжиниринга бизнеса компании;
• разработка стратегических планов деятельности компании и их корректировка.
Решение перечисленных задач возможно при выполнении подразделением стратегии развития компании следующих функций.
1. Разработка П-моделей существующей на данный момент компании и возможных ее прообразов в будущем. Анализ возможностей оптимизации П-модели компании.
2. Разработка О-модели существующей на данный момент компании. Анализ на основе О-модели возможностей повышения эффективности базовых бизнес-процессов компании.
3. Решение задачи стратегического планирования деятельности компании при условии предварительного решения следующих задач:
• разработки модели бизнес-процесса;
• разработки модели развития макросреды бизнес-процесса;
• разработки представительного множества прогнозов развития макросреды бизнес-процесса на период планирования;
• выбор представительного множества допустимых стратегий развития бизнеса;
• выбор критериев качества развития бизнеса;
• разработки методики бизнес-планирования;
• разработки методики оценки качества бизнес-плана.
Функции и задачи подразделения диспетчерского управления компанией
Основной задачей подразделения диспетчерского управления компанией является обеспечение развития компании в соответствии с разработанными планами.
Формулировка постановки задачи.
Дано:
1. Оптимальный вариант плана развития бизнеса в плановом периоде.
2. Плановый сетевой график реализации бизнес-операций компании.
3. Множество параметров, отражающих в модели факторы внешней среды, влияющие на бизнес компании.
4. Резервы ресурсов компании, предназначенные для реагирования на непредсказуемые при планировании ситуации.
5. Поток непредвиденных возмущений планового сетевого графика реализации бизнес-операций компании (появление новых или отказ от реализации запланированных бизнес-операций компании).
6. Параметры, которые определяют положение (состояние) компании на текущий день.
7. Алгоритмы расчета текущих значений оценки величин объемов прироста и расхода ресурсов компании за день.
8. Допустимая, с точки зрения задач оперативного управления, норма отклонения величин текущих объемов поступающих и расходуемых ресурсов компании.
9. Правила, регламентирующие выбор рационального (т. е. допустимого регламентом и технологическим укладом, наличием резервов компании и максимизирующего прибыль в случае воздействия благоприятных факторов или минимизирующего потери запланированной прибыли в случае воздействия неблагоприятных факторов) управляющего воздействия.
10. Правила, регламентирующие выбор рационального (т. е. допустимого регламентом и технологическим укладом и наличием резервов компании) адаптированного с учетом сложившейся ситуации сетевого графика реализации бизнес-операций компании с текущего дня.
Требуется: скорректировать, в случае необходимости, плановый сетевой график реализации бизнес-операций компании таким образом, чтобы максимизировать прибыль в случае воздействия благоприятных факторов или минимизировать потери запланированной прибыли в случае воздействия неблагоприятных факторов.
Решение этой задачи обеспечивается при выполнении подразделением "диспетчерского управления компанией следующих функций:
• разработка и использование системы мониторинга и диагностики, позволяющих вычислять с заданной периодичностью текущие значения контролируемых плановых показателей;
• разработка и использование системы поддержки принятия решений, позволяющей определить целесообразный перечень мероприятий по возвращению бизнес-процесса в границы, допустимые планом, при отклонениях контролируемых параметров свыше допустимой нормы;
• разработка предложений по корректировке планов реализации бизнес-процессов в случае существенного изменения ситуации (допустимый набор мероприятий не позволяет вернуть бизнес-процесс в запланированные рамки).
Основой как разработки системы мониторинга и диагностики, так и разработки системы поддержки принятия решений должна служить та операционная модель развития бизнеса компании, которая использовалась для решения задачи стратегического планирования деятельности компании.