Разновидности форм и структур современных государств

Содержание

1. Основные формы современных государств.

2. Разнообразие их структур.

3. Основные элементы государственного аппарата и его опасные деформации.

Список литературы.

1. Основные формы современных государств.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства'".

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60 - 70-х гг. было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Что собой представляет каждая из составных частей формы государства?

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др.

Современные республики бывают двух видов: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

Примером президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, Россия, США и др. Парламентарной - Греция, Италия, Германия и др.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 г. президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент также подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Существуют две основных разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления, на территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные - экономические, политические, военные или иные цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующим на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них являются следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения между различными госорганами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.

Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что стоящий у власти слой или класс, в частности, буржуазия "во всех странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод - метод "либерализма", шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т. д.". В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30 - 40-х гг. в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база была создана в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти - средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство лишь либерально-демократическими методами. Она вынуждена под угрозой утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.

Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие. Сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев. Официально насаждаемый через средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм. Прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа. Постоянно проводимая на государственном уровне "охота на ведьм" - коммунистов и "всех иных", не согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой. Повседневная опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы. Непререкаемая власть вождя - фюрера, дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии.

Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов. Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ", борьбы за "единство нации", за установление подлинной демократии, торжество законности и справедливости.

Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной компетенции - творить законодательство.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организаций, существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности, принципа разделения властей и др.

2. Разнообразие их структур.

Политическая практика человека, различных политических объединений в некоторой мере определяется формой современного государства. В значительной степени от нее зависит сама государственная жизнь, устойчивость государственных структур. Человеку, не посвященному в тонкости политической науки, представляется, что государства в принципе не отличаются друг от друга. Везде есть парламенты, правительства и суды, армии и полиция, в большинстве государств имеются президенты. Правда, уже последнее свидетельствует об определенном разнообразии. Если начать изучать повнимательнее, то обнаружится, что в Японии главой государства является император, в Великобритании - королева, а в США - президент. В Китае же вообще нет ни императора, ни президента и нет такого поста, как глава государства. Более внимательный взгляд обнаружит, что при одной и той же структуре государственных органов (парламент, президент, правительство) имеются существенные различия в их взаимоотношениях. Таким образом, сознание фиксирует многообразие современных форм государства. Означает ли это, что все государства непохожи друг на друга? Нет! По своей структуре каждое государство неповторимо.

Организация высшей государственной власти включает состав высших органов государства, положение главы государства и систему их взаимоотношений между собой. Ранее уже отмечалось, что к высшим органам государственной власти относятся глава государства, монарх или президент, законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то современные формы правления включают две разновидности: монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, и она не производна ни от какого бы то ни было государственного органа, ни от населения. Соответственно, в республике, наоборот, глава государства сменяем и его власть производив либо от представительного органа, либо от населения.

Если взять всю совокупность государств мира, то большая их часть представляет собой по форме правления республики. Сохраняющиеся монархии лишь в отдельных случаях являются абсолютными (они имеются в странах третьего мира: Саудовская Аравия, например); большая же часть из них представляет собой совокупность конституционных монархий, т.е. государств, в которых власть монарха ограничена конституцией. Такая форма правления имеется в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии. Здесь власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом государственного единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент.

Общественное мнение в целом положительно оценивает существование монархии. Так, по данным общественного опроса, проведенного в Японии в сентябре 1975 г. редакцией газеты "Майнити", в пользу сохранения нынешнего статуса императора высказалось 80% опрошенных лиц, 7% считали, что полномочия императора необходимо расширить, и лишь 10% опрошенных высказались за ликвидацию монархии. По наблюдениям политологов, государства с монархической формой правления являются наиболее устойчивыми в политическом отношении, а в Испании король сыграл существенную роль в более безболезненном переходе от тоталитаризма к демократии в 70-е - 80-е годы.

Современная республика также имеет свои разновидности. Если проанализировать формы правления трех республик - США, ФРГ и Франции, то по составу высших органов государственной власти они почти не отличаются: в каждой из них есть президент, парламент, правительство.

Но уже при наблюдении политической жизни этих стран можно отметить, что эти государственные структуры занимают совсем не одинаковое положение. В США ведущую роль выполняет президент, политика Федеративной Германии ассоциируется с федеральным канцлером (так называют там премьер-министра), во Франции весомое положение занимает президент, но велики возможности парламента и премьер-министра. То же самое можно сказать и о других странах. В чем дело? Каждое из этих государств отличается формой правления.

Республиканская форма правления может быть президентской (например, США, страны Латинской Америки - Мексика, Венесуэла, Уругвай), парламентской (ФРГ, Италия, Греция) и смешанной или полупрезидентской (Франция, Финляндия, Португалия). Признаки этих форм правления следующие:

1. Президентской республикой называют такую форму правления, в которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и правительства. В президентской республике правительство формируется не на основе парламентского большинства, а из состава той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента - права смещать правительство.

Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т.е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время Конгресс США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т.е. привлечения его к особому суду, роль которого выполняет Сенат. И, наконец, президент избирается здесь независимо от парламента прямым или косвенным голосованием всего населения.

2. Парламентская республика, как явствует уже из названия, характеризуется прежде всего верховенством парламента, который фактически осуществляет формирование правительства и перед которым последнее несет политическую ответственность за свои действия.

Правительство формируется на парламентской основе, т.е. из представителей партий, получивших большинство в парламенте, или входящих в коалицию, оно ответственно перед парламентом. В парламентской республике имеется пост премьер-министра, который руководит правительством и является центральной фигурой в формировании и осуществлении политики государства. Именно он становится по существу первым лицом в государстве. Парламент, высказывая свое отношение к деятельности правительства, может оказать ему недоверие, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом по собственному усмотрению или по предложению правительства. В последнем случае вновь назначаются выборы в парламент, а правительство формируется исходя из результатов голосования. Как видно из сказанного ранее, в парламентской республике имеется президент. Однако его роль здесь значительно меньшая, чем в президентской республике. Он не является главой правительства, хотя и участвует в его формировании, но с учетом парламентского большинства.

Президент избирается, как правило, либо непосредственно парламентом, либо особой коллегией, формируемой на парламентской основе. Правда, президент имеет право распускать парламент, но лишь в особых случаях, связанных по большей части с формированием правительства. Президент может быть смещен парламентом в исключительных случаях: нарушение конституции или государственная измена. В целом функции президента ограничиваются представительством, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства.

3. Отличительной чертой смешанной или полупрезидентской формы правления является больший объем президентских полномочий, чем в президентской республике, однако при сохранении традиционных для парламентской формы механизмов связи президента и парламента, парламента и правительства. Так, во Франции президент является главой государства и главой правительства, обладая правом назначать премьер-министра и утверждать министров по предложению последнего, с учетом парламентского большинства. Хотя по конституции правительство ответственно перед парламентом, однако практика свидетельствует об усилении ответственности перед президентом. К тому же, президент имеет право роспуска нижней палаты парламента.

3. Основные элементы государственного аппарата и его опасные деформации.

Государственный аппарат представляет собой систему органов, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и, отчасти, общественными делами.

По мере развития общества это "управление", а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются. Наиболее бурного развития данный процесс достиг в последние столетия. "Государственная деятельность, - справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционной (1917 г.) литературе, - начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной, полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего и не предполагали даже величайшие политические мыслители древности". Недавно еще считавшиеся достаточными категории - законодательство, суд и управление — уже сегодня не в состоянии исчерпать всей деятельности государства. Само управление теперь "разветвляется на множество отраслей", среди которых выделяются "общественная безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почта и телеграф, общественные работы, санитарное дело, образование, культ, защита интересов рабочих и т. д.

Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов - составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под госорганом понимается "учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и др.)". В других случаях государственный орган рассматривается как "составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое". В третьих же случаях государственный орган трактуется как "определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функций".

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются следующие: а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также — порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается госаппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры'. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти — средствах массовой информации. Однако это — образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что они оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том, каким должен быть госаппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители — государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре госаппарата.

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашистской Германии, Италии и ряда иных стран.

Еще в середине XVIII в. известный французский просветитель Ш. Монтескье предупреждал в связи с этим в своей работе "О духе законов" (1748 г.), что когда одному и тому же лицу или одному и тому же составу должностных лиц предоставлены вместе законодательная и исполнительная власти, тогда нет свободы, потому что можно опасаться, что монарх или сенат будут создавать тиранические законы, чтобы тиранически исполнять их. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной. Если бы она была соединена с исполнительной властью, судья обладал бы достаточной силой, чтобы сделаться угнетателем.

Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философом-материалистом Дж. Локком.

В своем знаменитом произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.) Локк писал: "Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, то есть ради сохранения общества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган...".

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему — государственный аппарат?

1. Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов.

Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законодательным органом государства".

Конституции других государств, в этих же целях, обращают внимание на то, какие по характеру нормы или правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах. Так, например, действующая конституция Франции устанавливает, что в законах могут содержаться правила, касающиеся "гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами"; обязанностей, накладываемых "национальной обороной лично на граждан и на их имущество"; "гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения"; определения "преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний"; уголовного судопроизводства, амнистии, "создания новых судебных установлений и статуса судей" и др.

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы исключительно привилегией законодателей, непосредственно подотчетных избирателям. Это было бы справедливым в отношении любого современного государства. Однако в реальной жизни все обстоит далеко не так.

Государственная Дума и Совет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное Собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку и принятие тех или иных обычных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских Сообществ'. Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поручению или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается "суверенитет" высшего законодательного органа в правовой сфере.

Следует отметить, что несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно сильному воздействию со стороны правительства. Иногда правительство сосредоточивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает огромное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане зачастую более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит прежде всего депутатам. Однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Так, например, согласно Конституции США президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступить с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. Президент периодически представляет Конгрессу "сведения о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". Он имеет право "с совета и согласия" верхней палаты Сената "заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; "с совета и согласия" Сената назначать послов и иных полномочных представителей, консулов, судей Верховного Суда, а также "других должностных лиц Соединенных Штатов...".

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.

Так, согласно Конституции России 1993 г., "органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения'". Они могут также наделяться законом "отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств".

2. Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами" (ст. 97).

Согласно Конституции Швеции правительство, помимо обычных своих полномочий может принимать "постановления о предписаниях" по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, "пребывания иностранца в государстве", ввоза и вывоза товаров, валюты или "других средств производства, средств связи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, предприятий, планировки застроек", охраны природы и окружающей среды и др.

В соответствии с Конституцией РФ на правительство, призванное осуществлять исполнительную власть (п. 1 ст. 110), возлагаются также самые разнообразные функции и полномочия. Среди них: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета: проведение на всей территории России единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики страны, и др.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомства.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города и т. п.). В их число входят исполнительные комитеты местных органов власти, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.

3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что "судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно закону" (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что "судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным Конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель" (ст. 92).

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В Китайской Народной Республике, например, — это Верховный народный суд, местные народные суды, "военные суды и другие специальные народные суды". В США национальная судебная система состоит из Верховного Суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что "судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом".

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования.

Список литературы

1. Белов Г. А. Политология. Учеб. пособие. М., 1994.

2. Бро Ф. Политология. М., 1982.

3. Мельник В. А. Политология. Минск, 1996.

4. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.

5. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

6. Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

7. Зеркин Д. И. Политология. Ростов-на-Дону, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(22.3 KiB, 26 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!