Ранняя древнегреческая философия

Содержание

1. Начало развития греческой философии. Милетцы.

2. Элеаты.

3. Пифагор и первые атомисты.

Выводы

Список литературы

1.Начало развития греческой философии. Милетцы.

Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Древнегреческие философы, в зависимости от того, что они проповедовали, образовали множества течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до н. э., кончая VI веком н. э., составила античную философию. Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в IV в. до н. э. в Греции и продлилась до IV в. н. э. Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов. В данной работе я рассмотрю только раннюю греческую философию, то есть первый период.

Первый период античной философии - период ее зарождения из мифологического мировоззрения - относится к IV в. до н. э. К этому периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид - главный представитель школы элеатов. Все эти философы жили в IV веке до н. э.

Греческая философия была преемницей всего лучшего, что создали народы Древнего Востока в области духовной культуры. На формирование философии в Древней Греции оказала влияние тесная связь с народами Ближнего Востока. Не случайно, по-видимому, многие мысли греческих философов о сущности мира и его первооснове так созвучны высказываниям древних египтян и особенно индийцев по этим вопросам.

Усвоив зачатки искусств и научных знаний у соседних народов (это были вавилоняне, египтяне, финикийцы, персы), греки стали их быстро развивать. Они создали замечательную собственную мифологию, архитектуру, поэзию, театр. В математике, астрономии, механике, медицине они использовали знания, накопленные их восточными соседями и предшественниками, сумели их обосновать и систематизировать.

Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции была древнегреческая философия. Возникнув в конце VII - начале VI в. до н. э., древнегреческая философия осталась значительным явлением культурной жизни античного общества. Древнегреческие философы прославились умением создавать краткие мудрые изречения.

Первые философские учения возникли в VII - VI вв. до н. э. в Милете. Здесь жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как вещество живое и в целом и в частях, наделенное душой и движением. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сочетали философское исследование с вопросами и задачами разносторонней практической деятельности. Впервые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструировали первые научные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы).

Первым в ряду милетских философов был Фалес. Он жил в самом конце VII в. до н. э. - первой половине VI в. до н. э. Он предсказал день полного затмения 28 мая 585 года. Из его философских трудов до нас дошли только названия «О началах», «О солнцестоянии», «Морская астрология». Фалес был первым астрономом и математиком. Он ввел календарь, определил продолжительность года, разделив его на двенадцать месяцев. В области геометрии исследовал свойства углов и сторон треугольника.

Свои географические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире с комбинацией мифологических образов. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама наша Земля держится на воде, окружена со всех сторон океаном. Вещественное первоначало «воды» Фалес наделяет одушевленностью. Для Фалеса вода не только вещество, отличное от других веществ, например земли, воздуха, но вообще текучий раствор, в котором все распускается, из которого все образуется, в котором оседает твердое и испаряется легкое.

В число милетских философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы (сочинение «О природе»). Как и его учитель, Анаксимандр ставил и решал вопрос о первоначале (основе) мира. Таковым у него явился апейрон как нечто беспредельное и вечное. Апейрон вещественен и бесконечен. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя Противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее). В Космосе существует свой порядок, не созданный богами, как об этом гласит мифология.

Анаксимандру принадлежит также и версия о происхождении жизни. Он полагал, что она зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа вначале жили в море, а затем переселились на сушу. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из какой-то большой рыбы.

Учеником и последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы - Анаксимен, философ, астроном и метеоролог. Началом всего сущего он считал воздух как нечто беспредельное («апейрос»). Все якобы возникает из воздуха путем его сгущения или же разрежения. При разрежении воздух становится сначала огнем и затем эфиром, а сгущаясь, - ветром, облаками и водой, землей и камнем. Солнце - это земля, которая раскалилась из-за своего быстрого движения. Земля и все небесные тела парят в воздухе. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

2. Элеаты.

Элеаты, или элейцы, - древнегреческая философская школа 6-5 вв. д.н.э., возникшая в городе Элее; идеологическая тенденция Элейцев усиливалась по мере развития школы. Против стихийно-диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивости первоосновы элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона.

Парменид был современником Гераклита. Если последний утверждал, что все течет и изменяется, то первый настаивал на том, что в сущности все неизменно. Учение Парменида стало основой философии элеатов. Главным сочинением Парменида была философская поэма «О природе».

В центре творчества Парменида - две главнейшие философские проблемы: вопрос об отношении бытия и мышления и вопрос об отношении бытия и небытия.

Парменид стремился доказать, что бытие и небытие нетождественны: «бытие есть, а небытия нет». Применительно к вопросу о соотношении мышления и бытия он утверждает, что «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Это можно понять так: бытие и мышление тождественны и как процесс, и как результат.

Полемизируя с Гераклитом, Парменид стремился доказать, что мир не релятивен, а устойчив. Но, уходя от одной крайности, абсолютной изменчивости, он попадает в другую крайность: абсолютную неизменность мира.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог, похожий на шар. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон был тоже представителем школы элеатов и учеником Парменида. Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественно, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий («а» по-гречески - отрицание, «порос» - путь). Апория, таким образом, символизировала собою познавательный тупик, неразрешимую задачу.

Начнем с апории «Ахиллес и черепаха». Имеется отрезок пути А - С, где точка В - середина пути. В точке А располагается быстроногий воин Ахиллес, в точке В - черепаха. Предположим, что и Ахиллес, и черепаха начинают свое движение одновременно, стремясь к точке С. Вопрос, который поставил Зенон, был, как говорится, из ряда вон выходящим: догонит ли Ахиллес черепаху?

Вывод он делает совершенно в духе апорий; Ахиллес никогда не догонит черепаху, хотя движется с большей, чем она, скоростью. И рассуждение здесь подстать софистическому о том, что знание невыразимо в языке. И вот, каков ход рассуждения:

Пока Ахиллес добежит до черепахи, она отползет на какое-то расстояние. Обозначим это расстояние В1. За время, когда Ахиллес покроет это расстояние, черепаха снова отползет на расстояние, обозначаемое В2. Он пройдет это расстояние, а черепаха отползет за это время, пусть на маленькое, но все-таки какое-то расстояние В3. И это будет продолжаться до бесконечности. А бесконечность - неисчерпаема и неисчислима. На то она и бесконечность. А значит, между Ахиллесом и черепахой всегда будет зазор, который никогда не будет исчерпан (разве можно исчерпать бесконечность?). А отсюда и вывод: быстроногий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху!

Этот вывод парадоксален, и хотя он кажется по логике своего обоснования безукоризненным, все равно что-то здесь кажется не так. И не случайно, что Зенон решил усилить этот вывод. Он сформулировал другую апорию, в которой, как мне кажется доказывает совершенно нелепую вещь, что Ахиллес не только не догонит черепаху, а и вообще не начнет движение. Давайте проследим ход его рассуждения.

Тот же Ахиллес, чтобы пробежать, например, расстояние от А до В, должен сначала преодолеть половину этого расстояния. А чтобы покрыть половину отрезка от А до В, он должен сначала преодолеть половину этой половины, т. е. четверть пути. Преодоление четверти пути невозможно без преодоления половины этой четверти - одной шестнадцатой пути, т. е. тоже до бесконечности. Следовательно, делает вывод Зенон, движение вообще не начнется, т. е. движения вообще не существует. А это уже слишком экстравагантное утверждение, чтобы не разобраться с ним.

В спор об этом в течение веков включились физики, математики, философы, логики. В чем только не обвиняли Зенона; он - просто невежда. Он не знал математики, в частности, теорию пределов и дифференциальное исчисление, он противоречил здравому смыслу и логике и т. д. и т. п. Дело пришло к тому, что одни объявили Зенона гением, а другие - идиотом.

Но о чем все-таки идет речь? Неужели Зенон хотел доказать, что не существует того, что есть на самом деле? Скорее всего, дело не в этом. Так, в чем же? Речь ведь не идет о том, есть движение или его вообще нет и не может быть. Вопрос состоит в том, а можно ли вообще даже такой относительно простой процесс (механическое перемещение тела) адекватно, без противоречий выразить в слове и понятии? Причем, выразить без противоречия.

То, что каждое слово огрубляет, а понятие схематизирует - это очевидно. Но бесспорно также и то, что, во-первых, для описания иных процессов слов просто не хватает (или не хватает их выразительных возможностей, или они избыточны, учитывая многозначность языка, для адекватной реконструкции этого процесса); во-вторых, статичное слово как овеществленная мысль «не поспевает за динамичной изменчивостью реальных процессов»; в-третьих, слову и языку присуща своя внутренняя динамика (многозначность, полифункциональность, семантическая открытость языка, изменчивость, приобретение новых смыслов и значений, как и утрата старых), которая «уводит» процесс корреляции слова и вещи, слова и мысли на новый уровень сложности. В том числе и на новый уровень понимания (и непонимания тоже).

Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы. Стоит допустить оплошность, парадоксальный результат не заставит себя долго ждать.

С. Куан считал, что апории Зенона - просто некорректно сформулированные математические задачи. К. Айдукевич полагал, что в них происходит подмена понятий, в частности, момент понимается как время, а дискретно бесконечный малый отрезок пути - как протяженность, в то время как оно превращается в точку. В итоге, апории, по его мнению, являются чистейшими софизмами.

Различные и зачастую полярно не совпадающие оценки апорий Зенона, породившие огромное количество комментариев, версий и предположений, предложений и решений, можно поместить в диапазоне от характеристики «этого идиота - грека с его выдумками» до гениальных взлетов человеческого разума.

3. Пифагор и первые атомисты.

Пифагорейцы - последователи Пифагора и острова Самоса (580- 500 гг. до н.э). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в 4 в д.н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагорейцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Так, открыв, что количественно определенный интервал лежит в основе музыкальных тонов и гармонии. В эпоху упадка античного рабовладельческого общества пифагорейская мистика чисел была усвоена и воскрешена в неоплатонизме и неопифагореизме.

Наиболее яркая и известная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: "Пифагорейцы стали первыми математиками... и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле... более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом".

Поначалу такое мнение может удивить. Но на самом деле, открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность, т.е. числовая, повлекло за собой такое необычное изменение перспективы познания, которое ознаменовало собой фундаментальный этап в духовном развитии западной культуры. Было открыто также, что звуки и музыка, которой они много занимались как средством очищения, катарсиса, переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длин этих струн., Пифагорейцы открыли также гармонические соотношения октавы, квинты и кварты - и числовые законы, ими управляющие (1:2, 2:3, 3:4).

Не менее важным было открытие числовых пропорций в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и так далее. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказывалось, также регулируются числовыми законами.

Понятно, что, подстегиваемые эйфорией своих открытий, пифагорейцы искали и несуществующие связи между феноменами разного типа. Так, некоторые из них соединяли юстицию, как некий сорт взаимообмена или равноправия, счислом 4 или 9 (т.е. 2х2 или 3х3, квадрат четного и нечетного), науку и разум как постоянные величины - с числом 1, подвижное мнение - с числом 2 и т.п.

Итак, число, по мнению пифагорейцев, начало всех вещей. Понять это мы можем, если попытаемся восстановить архаичный смысл понятия "число". Для нас это абстракция, значит, создание разума; не то для античного (вплоть до Аристотеля) способа мышления, - число - это нечто реальное, более того, оно реальнее, нежели вещи, и лишь в этом смысле понимаемо как начало, образующее вещи. Следовательно, число не есть аспект, который мы умственно извлекаем из вещей, но реальность, "физис" вещей.

О жизни и творчестве Демокрита существует много преданий. Считают, что он жил с 460 по 370 г. до н. з. Он много путешествовал и вернулся на родину бедняком. По законам своего города, человек, растративший отцовское имущество, лишался права быть погребенным на родине. Но Демокрит заслужил уважение сограждан, прочитав им одно из своих сочинений. В конце жизни он ослепил себя, чтобы зрение не мешало ему размышлять о сущности вещей.

Демокриту принадлежит около семидесяти сочинений. Ни одно из них не дошло до нашего времени. Главной заслугой Демокрита было создание философского учения под названием атомистика. Согласно этому учению, первоосновой мира является атом, мельчайшая, неделимая частичка вещества. Он неделим, вечен, тождественен самому себе.

Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) разъединяет атомы (бытие). Соприкосновение, сплетение атомов образует вещи, тела. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения. Будучи учеником греческого философа Лев-киппа, Демокрит доказывал, что атомы совершенно бескачественны, однородны, лишены чувственных свойств. Являясь вечными, неделимыми, они своими сплетениями образуют реальные тела.

Философия Демокрита как бы примиряла тезисы Парменида и Гераклита; элементы мира неизменны, а сам мир вещей текуч и изменчив. Демокрита называют основоположником материалистической традиции в античной философии, это вполне заслуживает доверия, если не учитывать того, что многие элементы «материалистической славы» Демокрита просто обязаны неточностями перевода с древнегреческого. Для Демокрита в явной форме вовсе не стоит вопрос о том, что первично: дух или материя. Он вообще не различает материальное и идеальное, как две полностью противоположные сущности. Все его атомы однородны, они образуют как неодушевленные, так и одушевленные тела. Просто сцепление атомов в одушевленные тела имеет более тонкую структуру и большую подвижность. Качественного же различия он в веществе и сознании не видит.

Если уж говорить о нем с точки зрения какой-либо квалификации, то он скорее строит свою философскую доктрину умозрительно эмпирически, воспроизводя ее методами предфилософии, для которой были свойственны образный строй мышления, ассоциативность. Именно по аналогии с движением пылинок в луче света он квалифицирует движение атомов. Будь ему известно броуновское движение, он, видимо, трактовал бы подвижность атомов по ассоциации и аналогии с броуновским движением. Но в выдвижении в качестве первоначала мира не конкретного вещества (воды, огня, воздуха или земли) он уже делает шаг вперед; его атом - вещественен, но это не конкретный вид вещества.

Умозрительное выдвижение атома в качестве первоосновы мира дало Демокриту возможность практически впервые объяснить причинность в мире. Она, опять же связана с движением атомов, их столкновениями, -следствиями в изменении движения», Это тоже значительный шаг вперед. Здесь предзаданность, рок, судьба и весь прочий Мифологический строй мышления не призывается для того, чтобы объяснить, как в этом мире связаны причины и следствия.

Принцип аналогии, так свойственный предфилософии, работает и у Демокрита. Он, следуя этому принципу, объясняет соотношение микрокосма (живая природа, человек и его мир) и макрокосма. Эти космосы идентичны и подчиняются одним и тем же законам - законам атомистики.

В своих представлениях о человеке Демокрит тоже отдает дань мифологической предфилософии. Тело человека, согласно его воззрениям, возникает из воды и грязи, как и тела животных. Человек отличается от них лишь тем, что «получил в удел больше теплоты». Определяет же он человека, как «животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость».

В рамках ранней греческой натурфилософии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Этот мыслитель («плачущий философ») связывал все сущее с огнем, который древними греками рассматривался как нечто вещественное и наиболее изменчивое из всех стихий («корней») мира - воды, земли и других. По убеждению Гераклита, этот мир не создан никем из богов и людей. Он был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь в данном случае не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего, постепенности и неотвратимости изменений в мире: «свершается это согласно судьбе». Огонь не только живая физическая, но и разумная нравственная сила: «огонь все обоймет и все рассудит».

Душа человека тоже огненна, и чем больше в ней огня, тем она лучше. В отличие от влажных, сухая (огненная) душа - мудрейшая и наилучшая. Рассуждая о мире и его началах, Гераклит выдвинул также идею Логоса («слова»). В понимании Гераклита, логос - это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Быть мудрым для человека - означает жить по Логосу.

Основное значение творчества Гераклита состоит в том, что он в простейшей форме изложил основы диалектики как философского учения о взаимосвязи и развитии всего сущего. Гераклит полагал, во-первых, что все в этом мире взаимосвязано, переплетено, и это делает мир единым и гармоничным (соразмерным). Во-вторых, все в мироздании противоречиво, состоит из противоположных начал: горячее и холодное, свет и тьма, жизнь и смерть. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания: «борьба - отец всего и царь над всем»; «все рождается благодаря борьбе и по необходимости». В-третьих, все изменчиво, все течет («панта реи») и все изменяется. Даже Солнце - и то каждый день светит по-новому, учил философ. Окружающий человека мир - это неукротимый поток, река, в которую невозможно войти дважды, поскольку она постоянно меняет свои состояния. Познание такого мира и обретение мудрости, подчеркивал Гераклит, доступно не каждому человеку. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Итак, исходно точкой развития античной философии, на мой взгляд, был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число - апейрон, а Анаксимен - воздух. Гераклит - «отец диалектики » - думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма.

Не менее ясно выступает в Античной философии противоположность диалектического и материалистического методов мышления. По - существу, многие первые греческие философы были диалектиками и рассматривали природу как целое и во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития Античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреческой философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую диалектику развития самого общества.

Материализм в Античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и, позднее, Эпикур. Появляется много материалистических философских учений. Детерминизм - учение, по которому все в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено (основопожник учения - Демокрит). Плюрализм (множественность) - философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал (у Эмпедокла это - огонь, земля, вода и воздух; у Анаксагора - семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир). В лице Сократа и, особенно, Платона сложилось учение философского идеализма. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм. Интенсивной была борьба между школами эпикуреизма и стоицизма, в учения которых, материалистические в своей основе, все более широко проникали идеи идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип литературы - специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской Империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозности. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов и учений. Сама философия становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета основной круг идей Античной философии завершил свое развитие.

Выводы

Итак, в результате написания данной работы мы пришли к следующим выводам.

Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. В VI веке и даже в V веке до нашей эры философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Число возникавших гипотез было очень велико, так как отсутствовали способы экспериментальной проверки.

Милетская школа (ионийская) - древнейшая материалистическая школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в д.н.э. Милет был тогда крупнейшим центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к которым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Пифагорейцы - последователи Пифагора и острова Самоса (580- 500 гг д.н.э). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в 4 в д.н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагорейцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Элеаты, или элейцы, - древнегреческая философская школа 6-5 вв. д.н.э., возникшая в городе Элее; идеологическая тенденция Элейцев усиливалась по мере развития школы. Против стихийно-диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивости первоосновы элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Просвещение, 1976.

2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.1. – М.: Политиздат, 1989.

3. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

4. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1972.

5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: Просвещение, 1989.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

8. Чанышев А.Н. Начало философии. – М.: Мысль, 1989.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.1 KiB, 17 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!