Пути социального прогресса

Содержание:

Введение

Глава I. Общественный прогресс как объект анализа.

1.1. Прогресс: понятие, критерии, понимание.

1.2. Общество. Теории общественного развития.

Глава II. Пути социального прогресса.

2.1. Особенности общественного развития.

2.2. Современное общество: возможные пути развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Все социологические теории, так или иначе объяснявшие общество, одновременно занимались проблемами социальных изменений, т.е. проблемами развития общества. Прежде всего они стремились дать ответ на вопрос: «А развивается ли общество вообще?» И затем, если на этот вопрос давался положительный ответ, то пытались определить движущие силы и законы общественного развития. Большинство теорий гласит, что общество подвержено развитию, но теории, которые признают развитие общества, различаются между собой в зависимости от того, признают ли они существование законов, по которым это движение общества происходит.

Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. Согласно же другим теориям, общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали слишком общие законы движения, которые мало говорят о действительном развитии общества. По сути все эти теории, в зависимости от того, как они объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека.

Изучать движение общества труднее, нежели общественную структуру.

Занимаясь проблемой закономерностей общественного развития, многие теоретики стремились выяснить также вопрос о понятийном различении прогрессивного и регрессивного движения общества, т.е. вопрос о том, какие изменения в обществе можно считать прогрессом, дальнейшим развитием, а какие - стагнацией, регрессом. В качестве самых значительных объективных показателей общественного прогресса чаще всего называют: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, среднюю продолжительность человеческой жизни и объем политических и иных свобод.

Актуальность исследования, таким образом, определяется противоречием между осознанием важности изучения особенностей и путей общественного прогресса и отсутствием у исследователей единого, сложившегося мнения на этот счет.

Таким образом возникает настоятельная потребность в изучении основных путей и важнейших особенностей общественного развития.

Оценивая состояние проблемы исследования в отечественной науке, необходимо отметить, что данная проблема в современной отечественной науке не получила должного освещения. Так или иначе, данной проблемы касались в своих работах такие исследователи, как А. И. Кравченко, В. Л. Калашников, Н. А. Колодин, Л. С. Сысоева, Г. Н. Матюшина.

Наибольший вклад в освещение проблемы внесли зарубежные социологи, историки и философы. Среди них можно отметить таких исследователей, как Н. Лукача, Д. Марковича, А. Тойнби, Н. Смелзера, Т. Веблена, Г. Ландберга, В. Каттона, С. Шрага.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Пути социального прогресса».

Объект исследования – историческое развитие человеческого общества.

Предмет исследования – особенности социального прогресса.

Цель исследования состоит в характеристике особенностей и путей общественного прогресса.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• охарактеризовать важнейшие особенности общественного развития;

• охарактеризовать основные теории общественного развития;

• определить возможные пути развития современного общества;

• дать определение прогресса и выявить его критерии.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава I. Общественный прогресс как объект анализа.

1.1. Прогресс: понятие, критерии, понимание.

В настоящее время широко распространено мнение, будто понятие прогресса "марксистское", чисто идеологическое, применявшееся с целью дезориентировать людей при сравнении "социализма" и "капитализма", и что ныне нужно это понятие отбросить как социально вредное. Однако понятие прогресса не Марксом придумано, оно существовало и до него; с его именем связана лишь особая его трактовка, как и вообще развития.

Русский социолог П. А. Сорокин отмечал: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории... она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования" (15, С. 93). Понятие прогресса оказывается нужным науке в первую очередь истории, социологии, философии, и нужным по ряду соображений. Одно из таких пояснений мы встречаем в работах известного историка Н. И. Кареева (1850 - 1931). Он спрашивал: какое значение имеет понятие прогресса? И отвечал: понятие прогресса должно дать идеальную мерку для оценки хода истории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание ее смысла. "Нет ничего абсолютно совершенного, — писал он, — есть только именно такие относительные и сравнительные совершенства, а их мы можем расположить в известном порядке... по степени их удаления от несовершенного и приближения к совершенному с нашей точки зрения... Применяя этот идеальный порядок к последовательности исторических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или несовпадающий с этим идеальным порядком, т. е. как прогрессивный или регрессивный и, подводя общий итог, высказываем свой суд над целым действительной истории, определяем его смысл" (2, С. 71). Следует принять констатацию этим историком того исторического факта, что сама идея прогресса зародилась еще в античное время. В психологическом плане, подчеркивал Н. И. Кареев, у идеи прогресса "было два источника: наблюдения над действительностью и чаяния лучшего будущего" (5, С. 207). Раньше всего идея эта вытекала из наблюдений, причем прежде всего над умственной сферой. Об умственном прогрессе писали философы и ученые древности, отцы церкви и сектанты, схоласты и гуманисты. Все были согласны в том, что такой прогресс сводится к расширению и углублению знаний, к выработке более правильных понятий, к увеличению власти над природой. Наряду с этим прогресс в нравственной сфере или игнорировался, или отрицался; некоторые даже доказывали нравственный регресс. Но возникновение христианства положило начало новой, все усиливавшейся тенденции. "Христианство явилось как моральное обновление мира с верою в нравственный прогресс... писатели этой эпохи создали два разные представления о прогрессе: одно ограничивалось только внутренним миром человека, другое - соединено было с мечтаниями о наступлении царства Божия на земле и в нем новых общественных порядков. Прогресс общественный рассматривался как естественное и необходимое требование морального идеала" (20, С. 34).

Итак, уже много столетий назад начала формироваться идея прогресса. На заре развития человеческой цивилизации обозначились контуры двух направлений в трактовке прогресса — одно, если говорить современным языком, сциентистское, констатирующее, описательное и другое - аксиологическос, ценностное. В первом констатация умственного прогресса была дополнена в дальнейшем констатацией прогресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т. п.

В середине XVIII столетия в выступлениях французского философа и экономиста А. Р. Ж. Тюрго оба названные направления слились воедино. Тюрго характеризовал прогрессы в экономике, политических структурах, в науке, в духовной сфере (18, С. 252). Между прочим, он указал на три стадии культурного прогресса: религиозную, спекулятивную, научную (эта идея впоследствии была развита основоположником позитивизма О. Контом). Политический оптимизм идеологов буржуазии проявился достаточно ярко в этой идее прогресса, которую разделяли также Ковдорс, Ж.-Ж. Руссо и другие просветители второй половины того столетия. В их трудах указывались и противоречия прогресса социального характера, несовместимость с ним, прежде всего, феодальных режимов. "Тирания, - отмечал Тюрго, - подавляет умы тяжестью своего режима" (18, С. 264). По Руссо, прогресс противоречив в том плане, что разрушает целостность и гармоничность человеческой личности и превращает человека в односторонность, в человека-функцию. Французская буржуазная революция конца XVIII века совершалась под флагом борьбы за прогресс.

В XIX столетии усилились факторы, воздействовавшие на то направление в концепции прогресса, которое стремилось "беспристрастно" описывать, или констатировать, объективные явления. Таковой в сфере познания живой природы стала эволюционная теория. Первое направление все больше превращалось в сциентизированное направление прогресса, свободное от ценностей, идеалов, "субъективизма". Наряду с ним философизировалось второе направление, внутри которого стала разрабатываться теория ценностей. Один из виднейших представителей неокантианства Г. Риккерт настаивал на ценностном характере прогресса, отвергая возможность прогресса в природе. Он подчеркивал положение о том, что понятие прогресса имеет "ценностный характер", а понятие эволюции дает "индифферентный" к ценности ряд изменений (1, С. 71). Оригинальной концепцией прогресса, в которой неразрывно были связаны оба подхода, явилась теория русского писателя и философа второй половины XIX в. К. Н. Леонтьева. С одной стороны, он исходил из необходимости борьбы с ростом энтропии, провозглашал важность процессов, ведущих к разнообразию, на этой основе - к единениям, а с другой - не мыслил прогресс без эстетического аспекта, без контрастности человеческих чувств (добра и зла, красоты и уродства и т. п.) (6, С. 163). Равенство, подчеркивал он, есть путь в небытие; стремление к равенству, единообразию гибельно. Между тем, такого рода прогресс многим по душе. Этот эгалитарный прогресс есть прогресс уравнительный, смешивающий многоцветие жизни в монотонности, однообразии, усредненности существования, вкусов и потребностей. Эгалитарный прогресс возвращает человечество к его сходной точке - к зоологической борьбе за равное право победить другого, за равное право на зависть, ненависть, разрушение.

К началу XX века понятие прогресса уже глубоко вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию. Со времени Кондорсе и О. Конта сделалось своего рода правилом (констатировал П. А. Сорокин), чтобы каждый социолог давал свой ответ на вопрос: что такое прогресс? Многие социологические доктрины почти исчерпываются теорией прогресса. "Но не только в сфере научного исследования социальных явлений посчастливилось термину прогресса; не менее популярен он, - указывает П. А. Сорокин, - и в области обычной житейской практики. Кто только не говорит теперь о прогрессе и кто только не ссылается на прогресс! Государственный муж, посылающий на виселицу десятки людей, гражданин, протестующий против подобных актов, защитник существующих устоев и революционер, разрушающий их, - все они в конце концов ссылаются на прогресс и оправдывают свои действия "требованиями и интересами прогресса". Каждый из них дает свою "формулу" прогресса, и наряжает его по своему собственному вкусу. При таком положении дела не мудрено, что число "теорий" прогресса возросло до невероятности" (14, С. 89).

Несмотря на растущее число теорий и в XX столетии можно все-таки видеть два основных направления разработки проблемы: сциентистское и аксиологическое; в некоторых из концепций предпринимаются попытки синтезировать направления; есть теории, ставящие под сомнение саму идею прогресса или даже отвергающие ее.

Имеются концепции, которые лишь на первый взгляд отвергают наличие прогресса, но которые оказываются фактически направленными лишь против упрощенных представлений о прогрессе и раскрывающими новые стороны и уровни этого явления. Одна из таких концепций представлена в трудах С. Л. Франка.

Он отмечает, что имеется ложный тип философии истории (или философии прогресса), заключающийся в попытке понять последнюю цель исторического развития, то конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее и настоящее, все многообразие исторического развития рассматривается здесь лишь как средство и путь к этой конечной цели. Человечество, согласно этому воззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то конечной цели, к последнему идеально-завершенному состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишь последовательные этапы на пути продвижения к этой цели.

Остановимся теперь на освещении того понимания прогресса (в широком смысле слова), которое мы считаем наиболее обоснованным с социолого-исторической точки зрения. Последовательность его изложения при этом следующая. Выделяются сначала три сферы материальной действительности: неорганическая природа, органическая природа и социальная реальность, в каждой из них выявляются критерии прогресса, а затем предпринимается попытка решить вопрос о возможности универсального критерия общественного прогресса.

В отношении общества применяется комплексный критерий. Фактически каждая его подсистема - производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.

Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, темпы роста производительности труда. Экономический критерий свидетельствует о степени свободы общества по отношению к природе.

Но производство связано и с отношениями между людьми. Производительность труда во многом определяется человеческим элементом производительных сил. Однобоко ориентированная экономика, в ущерб развитию человека, его духовных потенций отрицательно влияет на развитие экономики. Свободный труд (в смысле свободы от эксплуатации) есть характеристика производственных отношений и степень свободы труда должна приниматься в расчет при характеристике степени совершенства общественной системы.

Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармонизации интересов общества и интересов индивида. Общество и индивид одновременно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века И. Г. Гердер говорил: "Человечность есть цель человеческой природы" (1, С. 138). Не может быть прогрессивной система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.

Все прогрессы - реакционны,

Если рушится человек

(Вознесенский А.)

Гармоничное развитие индивидов, их способностей к творчеству наращивает духовный, общекультурный потенциал общества, ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало представление как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог второй половины XIX - начала XX веков Л. Ф. Уорд писал: "Так как конечную цель человеческих усилий составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий" (1, С. 155). Русский философ XX столетия Н.А. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и уменьшение зла. П. А. Сорокин указывал как на недопустимость игнорирования счастья, так и на преувеличение его значимости в составе прогресса (15, С. 88). Если считать этот принцип единственным, писал он, то социальное развитие будет иметь целью выращивание самодовольных и счастливых свиней; а может быть им предпочесть страдающих мудрецов? Касаясь безоценочных критериев прогресса (дифференциации и интеграции, принципа экономии и сохранения сил, роста социальной солидарности и др.), П. А. Сорокин показывал, что без принципа счастья они не позволяют уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы в остальные критерии и дать целостный их синтез. "Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, — подчеркивал он, — так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья" (15, С. 89).

Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).

Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев общественного прогресса. Такими критериями являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

Удельный вес тех или иных критериев в общем их комплексе неодинаков на разных этапах социального развития по отношению к одной и той же стране: на каких-то этапах на первый план может выступать, допустим, экономический критерий или политический. В настоящее время, как известно, в экономически развитых странах темпы роста производства все больше оказываются в зависимости от экологической ситуации; стоит вопрос о "пределах роста" производства; этот критерий должен все больше уступать место другим критериям. В любом случае для более прогрессивной общественной системы характерна будет ориентация, прежде всего, на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация, причинно воздействуя на другие стороны общественного развития (экономическую, политическую в том числе), может дать гармонично развивающуюся систему.

Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием.

Для настоящего времени, как и для прошлых эпох, важное значение имеют диссонансы и противоречия прогресса. Э. Фромм отмечал один из противоречивых моментов социального прогресса: "технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке, включая большинство тех, кто находится у власти".

Прогресс, хотя и связывается в нашем представлении с гармоничным развитием, однако, в нем есть и дисгармонии, и конфликты, и регресс.

1.2. Общество. Теории общественного развития.

Что такое общество? Различные мыслители, политики, философские школы дают различные ответы. Одни считают, что это общность, объединенная сознанием. Для других, общество есть совокупность биологических существ, организованных с целью выживания. Третьи считают, что общество - продукт взаимодействия людей с целью производства средств существования. Обобщенное толкование таково: это организованная форма совместной деятельности людей.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз (1, С. 168). Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения-

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона- У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Итак, признаки общества Э. Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Та или иная философская система выделяет главный фактор в образовании общества - труд, сознание, кооперацию, производительные отношения и др. Как нам представляется, любая теория есть лишь примерное, приблизительное отражение, теоретический слепок с действительного, реального мира. Учитывая это, а также то, что на определенном этапе теории перестают совершенствоваться, признаем, что существует объективная граница применимости тех или иных вариантов осмысления общества. Надо брать в учет и сам факт изменения объекта исследования. Скажем, социализм 20-х и 80-х годов в России. Далее, общество в Англии не похоже на общество в Южной Корее, равно как и модель рыночных отношений. Рассмотрим некоторые характерные концепции современного знания о общественно-историческом развитии.

Формационный подход. В данной теории развитие общества описывается через последовательную смену общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности, формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское понимание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая путаница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс и когда не находят полного тождества формации и действительности, первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неизмеримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать и о капитализме, и о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации - идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как отражение сущности, а не явления. Исторический процесс - совокупность самых разных фактов, явлений, событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосредственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие. Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Общественно-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Каждая формация - особый социальный организм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация - это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Маркс употребил еще понятие азиатского способа производства. В литературе данное понятие вызвало острые дискуссии, начиная с 20-х годов, которые, в сущности, ни к чему не привели. Понятие азиатского способа обозначало такой общественно-экономический строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, прежде всего на землю, нет класса эксплуататоров, есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством. Власть имеет деспотический характер. Монарх сосредоточивает в своих руках все рычаги власти — экономические, политические, юридические и т. д. Причинами возникновения на Востоке особого азиатского способа Маркс называл суровые климатические условия, необходимость ирригационных работ, которые под силу только государству.

Деление Маркса истории на определенные формации не лишено определенного схематизма, хотя, безусловно, является крупным вкладом в философско-историческую науку. И не случайно историки часто сталкиваются с трудностями, когда пытаются приложить общие схемы к конкретной действительности. Очень трудно выяснить, например, качественное отличие производительных сил рабовладельческой формации от производительных сил феодализма. Требует глубокого анализа и проблема перескакивания разными странами тех или иных формаций (Россия, как известно, не пережила рабовладельческого способа производства). Коренным образом отличается буржуазная общественно-экономическая формация от рабства и феодализма и поэтому требуется ее более фундаментальный анализ, что является задачей современных исследователей. Следует обратить внимание на межформационные периоды истории, на возможность возврата к предыдущей формации.

Многие ученые отмечают ограниченность применения формационного подхода в вопросах развития общества. Основными «недостатками» формационного подхода ряд ученых считают: 1) схематизм, 2) утопичность понимания коммунистической формации, 3) навязывание единого линейного пути развития, 4) формационный подход не может быть использован для планирования и прогнозирования развития конкретных социальных организмов, на нем нельзя основывать тактику и стратегию политической деятельности и т. д.

Мы разделяем точку зрения, что формационный подход к развитию общества существует наряду с цивилизационным и культурологическим.

Цивилизационный подход. Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию «второй природы», внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском смысле — как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

Итак, главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

Ярким примером цивилизационного подхода является концепция А. Тойнби. Свой анализ развития общества А. Тойнби строит, основываясь на идее цикличности развития. Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Обозначение фаз «полного жизненного цикла» локальной цивилизации наполнены у А. Тойнби конкретным содержанием. Так, фаза роста есть период поступательного развития цивилизации. Надлом характеризует пространственно-временной интервал, в границах которого начинается упадок цивилизации. Венчает цикл дезинтеграционная фаза - период разложения цивилизации, завершающийся ее гибелью.

В главном труде А. Тойнби, двенадцатитомном «Исследовании истории», каждой из четырех фаз цикла посвящена специальная часть. Последовательный переход от одной стадии эволюции цивилизации локального типа к другой представляет собой процесс функционирования последней.

Культурологический подход. Культурологический подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер (1880 - 1936), взгляды которого были широко распространены на Западе в первой половине XX века (1, С. 52). Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость.

Каждая культура, считает немецкий философ, имеет собственную цивилизацию. «Цивилизации — это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они — завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней... Они - неизбежный конец, и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходим» (1, С. 54). Смерть культуры, по Шпенглеру, начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

Немецкий мыслитель подметил некоторые негативные черты цивилизации. Действительно, в городах, особенно крупных, люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем любой в деревне. Верно и то, что в городах меньше соблюдаются веками установленные традиции и обычаи. Но нельзя на этом основании проповедовать пессимизм и обвинять цивилизацию в гибели, культуры. Культура не погибает, а переходит в качественно новое состояние, в становлении которого существенную роль играют цивилизационные процессы. Нельзя противопоставлять культуру и цивилизацию, которые не противоречат друг другу и связаны с изучением разных сторон многообразной истории людей и их деятельности.

Глава II. Пути социального прогресса.

2.1. Особенности общественного развития.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя. Советская Россия и современная Российская Федерация - наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о ПРОГРЕССЕ. В противном случае имеет место РЕГРЕСС.

Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия. тем выше производительность труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

Новые религиозные течения, в том числе протестантизм, способствовавший зарождению капитализма, складываются именно в городах. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных - мать, отец, ребенок.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Таким образом, прогресс и локален, и глобален. Он представляет преобладание позитивных изменений над негативными. Регресс только локален. Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными (17, С. 195).

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах обществах или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Пример - введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения. Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике — политических реформ.

Таким образом, революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые требуют частичных улучшений и постепенности.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению – о менеджерской революции, социологи – о «молчаливой революции», историки – о социалистической революции.

Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям, они вполне могут сравниваться с революциями. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения), но позже вовлекают все общество. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Октябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро составил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация рассматривались как продолжение Октябрьской революции. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, ни одно открытие последних 10 тысяч лет не идет ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революции - приручению животных и окультуриванию растений. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.

Неолитическую революцию обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII - XIX веков, которая привела к смене феодального строя капиталистическим. Считается, что неолитическая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Незнающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху - вниз по мере убывания доходов. Возникшее тогда стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института - государства. Произошло это примерно 6 тысяч лет назад. Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они относятся к догосударственным образованиям, таким образом, исторический возврат простых обществ в 4 - 5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Земледельческую, или аграрную цивилизацию, 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла (7, С. 369). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Рассмотрим основные этапы развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней.

Простые общества. К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.

В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

• эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство,

• относительно небольшие размеры объединения,

• приоритет кровно-родственных связей,

• низкий уровень разделения труда и развития техники.

Социальное равенство означает отсутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых.

Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище). Все находилось в коллективной собственности племени. Политическое равенство означает отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы, первобытные общины. Второй этап - община - в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются «бандами», или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменяют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возводят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и стариков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемещаются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для одной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Первобытные общины — более сложный тип социальной организации. Родовые общины — это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины — объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Вплоть до XX века в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались русской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и тысяч человек, составлявших союз нескольких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородничеству (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к соседским общинам: несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Складываются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

Вождества. Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Неолитическая революция. Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд (19, С. 211). Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась переполненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пастушеству). Для многих обществ она оказалась тупиковой, поскольку и сегодня на планете встречаются отсталые пастушеские племена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило на современную фазу развития, но сделало это позже земледельческих обществ.

Сложное общество. Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, и прежде всего письменность, знаменует переход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традиционное), индустриальное (современное), постиндустриальное (постсовременное, постмодерное).

2.2. Современное общество: возможные пути развития

За последние 150 - 200 лет развитие общества сопровождалось бурным развитием производительных сил, которое привело к созданию промышленной цивилизации, фундаментом которой является фабрично-промышленное производство с постоянным совершенствованием и развитием армии рабочих, обслуживающих машины в процессе труда. Промышленная революция, приведшая к такому развитию цивилизации, осуществлялась в различных формах. Но сущность ее одна и та же - она означала непрерывное преобразование средств производства и, в первую очередь, основной части производственных средств - машин. Машины, непрерывно совершенствуясь, являются основным и активным фактором промышленных производительных сил (8, С. 307).

Развитие фабрично-промышленного производства создало промышленную цивилизацию, отличающуюся своими чертами от предшествующей ступени развития человеческого общества. Кроме переворота в развитии производительных сил промышленная цивилизация характеризуется изменениями, вызываемыми ею во всех сферах общественной жизни. Ее характерной чертой в области общественной жизни весьма часто выступает снижение роли локальных общностей, в которых была организована общественная жизнь в период феодализма; завершение длительного процесса дифференциации общностей, соединенных социальными связям и социальными отношениями, т.е. социальной зависимостью; признание высокого статуса категории качества, когда вещи в основном оцениваются с позиции их качества и соответствующей оценки науки, а наука трактуется как знание, отличающееся от незнания, т.е. как истина, отличающаяся от неистины.

Современный уровень развития человеческого общества, особенно в последние несколько десятилетий, характеризуется развитием производительных сил, т.е. изменением структуры и динамикой производительных сил общества. Изменения в развитии производительных сил сопровождаются изменениями во всех сферах общественной жизни, поэтому говорят об изменении промышленной цивилизации или о том, что эта цивилизация находится на «перепутье». Изменения в структуре и динамике производительных сил, сопровождаемые определенными переменами во всех сферах социальной жизни, обозначаются как научно-техническая революция.

Можно сказать, что есть единство в понимании сущности научно-технической революции: это изменения в средствах труда, связанные с уходом в прошлое механических машин, а средства труда берут на себя функции, которые поднимают их до особого, целостного производственного комплекса (8, С. 308). Изменения в современной технике превосходят масштабы переворота в производственных орудиях; в предметах труда, сопровождаемых их химизацией; в вытеснении непосредственных исполнительских функций по обслуживанию и возрастании функций контроля и регулирования процессов производства; в превращении науки в решающий элемент производительных сил. Характеристика научно-технической революции - это единство технических, технологических, сырьевых и энергетических переворотов, вызываемых ею. По сути, развитие науки и техники по своему характеру в последние десятилетия приводит не только к разрыву круга промышленной революции и подчеркивает необходимость изменений в промышленной цивилизации, но одновременно является и проявлением научно-технической революции.

В современном обществе развиваются новые производительные силы, уровень развития которых приводит не только к существенному повороту во всех сферах социальной жизни, но и свидетельствует в то же время, что он является основой новых общественных отношений. Новый уровень развития производительных сил проявляется и первую очередь в уровне развития автоматизации с применением кибернетики, в новых источниках энергии, прежде всего атомной, в химизации предметов труда и в совершенствовании средств коммуникации. По сути, современная ступень развития производительных сил является продолжением развития машинной эры, составившей техническую основу капиталистической системы. Конечно, вначале машины были универсальными, потом специализированными, а в конце - автоматизированными.

Сегодня существуют полностью автоматизированные предприятия, где процесс производства осуществляется почти без участия человека. Предполагается, что к концу XXI века таких предприятий станет еще больше, а величайшим достижением станет производство автоматизированных систем с помощью автоматических машин (9, С. 195). Такое развитие автоматизации обеспечивается стремительным развитием электроники, приведшей к созданию кибернетических машин, что в свою очередь способствовало развитию всех факторов производства. Кибернетизация процесса производства создает условия для такого типа общественного производства, когда исчезнут различия между деятельностью человека в материальном производстве и в сфере интеллектуального труда, т.е. различия между непосредственной деятельностью в производстве и управлением этими процессами, что было характерно для предшествующих ступеней развития производительных сил.

Наряду с развитием кибернетики, современный уровень развития производительных сил характеризуется использованием новых, т.е. атомных источников энергии. Изменяются и предметы труда в результате химизации процесса труда, химическое производство продолжает интенсивно развиваться, о чем свидетельствует резко увеличивающееся производство материалов из пластмассы во второй половине XX в. Развивая производство, человек преодолевает ограниченные рамки природы как источника сырья, и возможности в этом отношении становятся почти неограниченными. Изменения в орудиях труда и предметах труда позитивно отразились на развитии средств производства, коммуникациях и транспорте, совершенствование которых способствовало в свою очередь их развитию.

Развитие производительных сил в современном обществе привело к изменению положения непосредственного производителя в трудовом процессе и к уменьшению различий между физическим и умственным трудом (таким образом, новые производительные силы требуют от производителя, чтобы он их не обслуживал, а регулировал и контролировал обслуживание, осуществляемое машинами), а, также требует формирования производственных отношений, не только соответствующих новой ступени развития производительных сил, но и обеспечивающих их дальнейшее развитие. Производительные силы, возникающие в период научно-технической революции, вызывают целый ряд перемен в положении рабочего класса и в международных отношениях. Гигантский рост производительных сил все в большей степени вступает в противоречие с экономическим и социальным положением рабочего класса. Научно-техническая революция ускоряет создание социально-экономических предпосылок для новых общественных отношений.

Производительные силы в современном обществе все чаще вступают в конфликт с социальными отношениями в классовом обществе. Существующие классовые отношения собственности становятся тормозом на пути дальнейшего развития этих производительных сил и разрешение этого противоречия связано с развитием производственных отношений с новым содержанием. В эру новой технической революции гигантский рост научного потенциала, достижения науки и до сих пор невиданный взрыв новых производительных сил в основе меняют способ производства, условия и образ жизни, представления и привычки людей. Эти производительные силы вступают в конфликт с общественными отношениями, базирующимися на монополии собственности, на всемогуществе отчужденных от общества центров экономической и политической власти, на этатистском дирижировании, а рабочий класс социально-экономически отдален от средств производства. Именно этим объясняется необходимость создания смычки между производственными отношениями и научно-технической революцией.

По сути, производственные отношения как прогрессивные и гуманные общественные отношения должны способствовать как рациональному использованию техники и технологии, так и развитию непосредственных производителей, как всесторонне развитых личностей. В то же время новые производственные отношения должны способствовать развитию производительных сил, а это требует реализации единства технологии в более крупных секторах общественного производства, обеспечивающей технологическую интеграцию и технологическую цепочку организаций в отдельных отраслях. Для достижения такого соответствия между производительными силами и производственными отношениями необходимо, чтобы применение технологии и организация труда базировались на результатах научно-исследовательского труда о взаимосвязи научно-технической революции и возможности форм организации с тем, чтобы организация труда обеспечивала как развитие, так и реализацию социально-экономического положения человека труда, когда он может развиваться как свободная и творческая личность.

В современном обществе, интегрирующемся все больше в человечество как единую общность, происходит ряд социальных изменений. Многие из них происходят только в обществах одной или другой общественной системы, но есть и такие, которые являются общими для всех конкретных обществ. Все они в конечном счете обусловлены быстрым развитием производительных сил, какового не было ни в одном предшествующем периоде человеческого общества. В качестве таких значимых социальных перемен в современном обществе наряду с изменениями в его экономической структуре могут быть названы изменения в классовой структуре политические перемены, а также изменения в общественном сознании и воспитании людей,

Изменения в классовой структуре современного общества свидетельствуют об усилении общественной роли средних слоев и в первую очередь интеллигенции. Представители интеллигенции, независимо от того, являются ли они служащими в общественном или частном секторе, приобретают подлинную власть над экономикой и конституируются в бюрократию, представляющую собой один из самых интересных феноменов современного общества (и в капиталистической, и в социалистической общественной системе), вызывающей многочисленные дискуссии. Однако, акцентирование внимания на возрастании общественной роли средних слоев в современном обществе не следует понимать как недооценивание общественной роли и значения рабочего класса. Более того, современное общество как раз и характеризуется не только постоянным возрастанием общественной роли рабочего класса, но и значительными изменениями в его структуре и его социальной сущности. Наряду со значительным количественным ростом и общественной ролью рабочего класса существенно усилилось влияние организованного рабочего движения во всех странах. Он все больше влияет и на другие слои общества, особенно на крестьянство и интеллигенцию, на всех тех, кто имеет сходное зависимое социальное положение. Многие идеи рабочего движения казавшиеся в прошлом утопическими и трудно реализуемыми, сегодня стали универсальными идеями человечества.

Но переоценка общественной роли средних слоев, особенно интеллигенции в современном обществе, часто служит объяснением и оправданием технократизма и техноменеджеризма, присутствующими во всех группах капитала. Техно-менеджерская моногамия в распоряжении капиталом стала неотъемлемой частью классовой структуры капитализма. Технократизм как новая форма и носитель отчужденной социальной власти стремится продемонстрировать свою роль как необходимую общественную потребность, присваивая одновременно и роль фактора экономического, и даже общественного прогресса. Выступая в роли носителя модерновой техники, технологии, прикладной науки в производстве и вообще «организованного знания», он требует для себя моногамии на принятие решений не только в производственном процессе, но и во всем общественном воспроизводстве в целом.

Изменения в экономической классовой структуре влекут за собой ряд изменений в политической жизни современного общества. Но наиболее значимые изменения в этом плане связаны с усилением общественной роли государства, хотя характер и последствия его неодинаковы во всех странах. Так в странах развитого капитализма государство защищает основные институты капиталистического общества, и с этой целью может делать рабочему классу определенные уступки. В развивающихся странах государство чаще всего защищает национальную независимость и ведет политику ускоренного экономического развития. В бывших социалистических странах существовали различные подходы к роли государства, что свидетельствует о противоречиях борьбы рабочего класса, когда он после прихода к политической власти становится собственником труда и творцом всех общественных отношений.

Социальные изменения в современном обществе означают и улучшение социального материального положения рабочего класса. Улучшение положения рабочего класса, рост индивидуального жизненного стандарта его представителей были обусловлены как и развитием его производительных сил, так и его революционной борьбой, возрастанием его социальной роли и политического влияния. Но эти положительные сдвиги в социально-экономическом положении рабочего класса не могут быть интерпретированы как изменения в природе капитализма, так как капиталистические отношения не изменяются, и не разрешаются основные противоречии капиталистического общества между трудом и капиталом.

Более значимые социальные изменения, конечно, приводят к ликвидации сословных и кастовых различий в некоторых развивающихся странах, к равноправию женщин и мужчин, к ликвидации классовых различий в первую очередь между белой и черной расой, обеспечивают элементарные условия материального существования всех людей. Многие из этих перемен подтверждают, что постепенно создается более гуманное общество, когда человечество начинает бороться против нищеты.

В сфере общественного сознания перемены подтверждают, что существует, с одной стороны, идеологическая заостренность, а с другой стороны, все глубже становится научное мировоззрение. Правда, естественные науки более развиты, чем социальные, что имеет свои причины и следствия как для отдельных конкретных обществ, так и для человечества в целом. Благодаря интенсивному развитию в первую очередь естественных наук в современном обществе, наука становится элементом производительных сил. Благодаря этому возникли новые промышленные отрасли, в то время как другие утратили свое значение.

Также, благодаря научным достижениям в производственных процессах, возрастает доля научно-исследовательского труда, а это в свою очередь ведет к изменениям в уровне образования и структуре участников трудового процесса и даже в образовательной политике отдельных обществ.

В современном обществе существенны также изменения, возникающие в семейных отношениях и в использовании свободного времени. Происходит трансформация семьи в экономическом плане — от производительной к потребительной. Кроме того, члены семьи все большую часть времени проводят вне семьи, между ними существует равноправие и т.д. Но подобные перемены в семье оказывают и определенное негативное влияние: ослабевают брачные связи супругов, ведущие нередко к изменам и разводам; слабеет ее воспитательная функция, так что можно сказать, что традиционная семья переживает кризис, если не распад. Особую проблему в развитых странах современного общества представляет вопрос использовании свободного времени. С развитием производительных сил продолжительность рабочего времени значительно сокращается, и большая часть времени оказывается у человека в свободном распоряжении. Возникает вопрос: «Как будут использовать это свободное время люди для развития своей личности и не превратится ли процесс освобождения труда в процесс их отрицания как человеческих существ?»

Заключение

Русский социолог П. А. Сорокин отмечал: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение истории... она уже давно привлекла к себе внимание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования".

Критериями общественного прогресса являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.

Общество - самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз.

Та или иная философская система выделяет главный фактор в образовании общества - труд, сознание, кооперацию, производительные отношения и др. Как нам представляется, любая теория есть лишь примерное, приблизительное отражение, теоретический слепок с действительного, реального мира.

Человеческое общество постоянно изменяется. История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Современный уровень развития человеческого общества, особенно в последние несколько десятилетий, характеризуется развитием производительных сил, т.е. изменением структуры и динамикой производительных сил общества. Изменения в развитии производительных сил сопровождаются изменениями во всех сферах общественной жизни, поэтому говорят об изменении промышленной цивилизации или о том, что эта цивилизация находится на «перепутье». Изменения в структуре и динамике производительных сил, сопровождаемые определенными переменами во всех сферах социальной жизни, обозначаются как научно-техническая революция.

Список использованной литературы

1. Американская социология. Перспективы, проблемы развития. – М., 1972.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.

5. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. – С. 203 – 214.

6. Калашников В. Л. Философия. – М., 1997.

7. Кравченко А. И. Социология. – М., 1999.

8. Маркович Д. Ж. Общая социология. – М., 1998.

9. Матюшин Г. Н. У колыбели истории. – М.. 1976.

10. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. третий. - СПб., 1914.

11. Психические факторы цивилизации. Сб. ст. - М., 1897.

12. Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. – М., 1993.

13. Смелзер Н. социология. – М., 1994.

14. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.

15. Сорокин П. Избранные философские произведения. - М., 1997.

16. Социологический прогресс и принцип счастья // Человек. Цивилизация. Общество. Сб. ст. - М., 1992.

17. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

18. Тюрго А. Философия, история и теория прогресса // Собр. соч. Т. I. "История с философской точки зрения". - СПб., 1992.

19. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

20. Человек и общество // Социально-политические науки. 1992. № 8. С. 32 – 60.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(35.4 KiB, 38 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!