Пути решения проблем развития инфраструктуры в городе
Баланс социальной и экономической политики - это соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретные формы этого баланса - соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития. Как известно, социальная политика - область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Инструменты реализации социальной политики - программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др. Переходя от теоретических разработок к конкретной роли предприятий и муниципальных органов в работе по реализации социальных программ и реформ ЖКХ на подведомственной территории, отметим, что тема эта очень сложная и важная как в отдельных губерниях России, так и в ее центре - Москве.
Рассмотрим эту наболевшую тему на примере Астраханского региона в рамках переориентации социальных программ предприятий территории за последние 10-12 лет и определения их положения на данном этапе.
Вначале коротко о демографических данных. Город Астрахань, отметивший в 2003 г. свое 445-летие, насчитывает свыше 500 тыс. чел.; территория - около 400 км2 - разделена на 90 микрорайонов; насчитывает 380 тыс. чел. трудоспособного населения - половину всего работающего населения Астраханской области. В городе зарегистрировано 11 тыс. 920 предприятий различных форм собственности, которые по удельному весу отраслей на сегодняшний день составляют:
- машиностроение - 48,8%;
- пищевая промышленность - 36,7%;
- прочие отрасли - 14,5%
Валовой объем продукции, произведенный предприятиями города в 2002 г., возрос на 38% к уровню прошлого года и составил 3 млрд 4 млн 413 тыс. руб. Названные цифры четко отражают рост объемов выпуска и реализации продукции.
Среди флагманов промышленных предприятий города отметим коллектив "Астраханского корабела", выпускающего морские суда для Венгерской республики, который за счет умелого руководства сделал значительный скачок. В результате привлечены дополнительные инвестиции в производство. Прирост на 1700% по сравнению с предыдущим годом - показатель, вселяющий надежду, что традиционная для прикаспийского города отрасль судостроения возрождается. Именно на примере этого предприятия, претендующего в обозримом будущем на роль одного из флагманов промышленного производства города, покажем срез проблем развития социальной инфраструктуры на данном этапе и роль предприятий города в реализации реформ ЖКХ, минимальных социальных стандартов на его территории.
Год 1991-й. "Астраханский корабел" (ранее Астраханское судостроительное производственное объединение) - самое крупное процветающее предприятие города, имеющее мощную инфраструктуру, сосредоточенную в отдельно стоящем микрорайоне, насчитывающем 25 тыс. населения - успешно решало многие годы социальные программы своего коллектива. В микрорайоне выстроены огромный культурно-развлекательный центр (клуб), многопрофильная больница и поликлиника, четыре детских дошкольных учреждения, школа, современный стадион, для работников предприятия вновь построено и заселено 32 многоэтажных дома.
Год 1994-й. Экономика завода в упадке, сменилось пять директоров предприятия; весь жилой фонд и объекты инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства РФ передаются в муниципалитет города Астрахани в крайне запущенном состоянии. То же самое одновременно повторяется и со всеми 500 городскими предприятиями, которые взваливают на плечи экономику города (уже имеющего на своем балансе свыше 2000 многоэтажных жилых домов), еще 2080 - в критическом состоянии, особенно инженерные сети и коммуникации.
Год 1998-й (августовский кризис). Дотационный бюджет города не позволяет закрывать полностью защищенные статьи всех четырех районов города, которые в отдельности ежегодно получают 30 млн руб. вместо 133 - необходимых для эксплуатации и ремонта всего, в том числе и принятого жилого фонда.
В этих условиях администрации города, городских районов начинают вместе с налоговыми службами территорий конструктивную совместную работу по внимательному изучению экономики оставшихся на плаву предприятий, помогают вести правильную кадровую политику в их подразделениях, настойчиво предлагают изыскивать пути выполнения социальных программ предприятий.
В результате коллектив "Астраханского корабела" включает в свою социальную программу и выполняет работы по благоустройству микрорайона, ремонту жилых домов, ранее принадлежащих этому ведомству и находящихся сегодня на балансе муниципалитета, оплачивает дорогостоящую дорожную технику для района.
Предприятие "Астрохано-Энерго" также включило в свою соцпрограмму реконструкцию стадиона, отвечающего всем современным футбольным стандартам, и теперь дети двух детских общеобразовательных школ в дневное время и футбольная команда данного предприятия в вечернее время могут тренироваться на одном футбольном поле.
Аналогичная работа проведена с руководством крупного частного предприятия "Стройкомплекс". В результате совместной конструктивной работы силами администрации "Строй-комплексу" выделены дополнительные строительные площадки под снос ветхого, аварийного жилья. Взамен предприятие полностью профинансировало и построило бульвар "Энергетиков" на сумму свыше 2-х млн руб., оборудовало 12 детских современных игровых площадок, внесло свыше 3 млн руб. на благоустройство (к приезду Патриарха Всея Руси Алексия II) храма Святого Князя Владимира, построило Духосошествен-ский храм (вложив в него 1,5 млн руб.), и в 2003 г. завершает строительство Мечети "Таубэ" (Покаяние).
Остающиеся еще в госсобственности предприятия, продолжающие нести на своих плечах объекты ЖКХ и инфраструктуры, советы трудовых коллективов и профсоюзные органы этих предприятий не вычеркивают их из своих социальных программ; среди них и предприятие "Астраханьгаз-пром", содержащее более 20 детских дошкольных учреждений, и Тепловозо-ремонтный завод, имеющий на своем балансе 42 многоэтажных дома, поликлинику, столовую, базы отдыха и детские летние оздоровительные лагеря. Данные примеры по городу подчеркивают хорошую традицию, которую сумело организовать руководство города, районов с предприятиями по налаживанию контактов и отстаиванию социальных программ для населения, по совместной работе в реализации реформ ЖКХ и просто в выживании системы жилищно-коммунального комплекса, особенно в сложный зимний период с очень низкими температурами. Однако это далеко не единственный путь, и он во многом проблематичен. Сегодня надо искать другие пути вывода из кризиса объектов ЖКХ и развития объектов социальной инфраструктуры, и в этом плане следует обратиться к зарубежному опыту преобразований конкретно в сфере ЖКХ.
В ходе рыночных преобразований ЖКХ закономерен интерес к практике его функционирования в зарубежных странах, осуществляющих, как и Россия, системную социально-экономическую трансформацию.
В переходных странах, например, в бывшей ГДР, Китае, рыночные преобразования шли успешнее, чем в России. При слиянии с ФРГ на территории бывшей ГДР не было бесплатной приватизации жилья, построенного в послевоенный период 1945-1989 гг., как это произошло в РФ, что обусловило развитие различных сценариев в реформировании ЖКХ России и Германии.
В России, видимо, необходимо перенять положительный опыт Германии в выделении "адресных компенсаций" семьям с низкими доходами, что должно подкрепляться финансовыми трансфертами со стороны государства. Отсутствие такого баланса ставит местные бюджеты в затруднительное положение, а предприятия ЖКХ на грань банкротства.
За десятилетие переходного периода Астраханский регион столкнулся "лицом к лицу" с проблемами развития социальной инфраструктуры социальных программ как отдельных предприятий, так и всей территории города и области. Особенно это обозначилось в реформировании ЖКХ городских районов Астраханского центра. Названные выше пути решения вышеотмеченных проблем - не единственные. Требуется глубокая научная проработка этой проблемы с применением всего ценного, имеющегося как в России, так и за рубежом.