Пути реформирования пенсионной системы

Оглавление

Введение           3
1. История возникновения и развития пенсионной системы в РФ  4
2. Современное состояние пенсионной системы в РФ    7
3. Направления реформирования пенсионной системы в РФ  18
Заключение          23
Список используемой литературы       24

Введение

Российская пенсионная система базируется на распределительном принципе, которому присущ ряд серьезных недостатков. В результате действия такого принципа пенсионеры нашей страны составляют одну из беднейших категорий населения, находящуюся практически на грани выживания. Существующая модель не может заинтересовать ни работодателей (что и понятно - ведь для них это дополнительная налоговая нагрузка), ни работающих в уплате взносов в пенсионную систему, поскольку как ни плати, фактически все получают примерно одинаковую пенсию. Поэтому справедливо было бы, если б работники зарабатывали право на пенсию не последние два года перед выходом на заслуженный отдых, а в течение всей трудовой деятельности.
Альтернативой распределительной системе является накопительная, основанная на выплате пенсии из накопленного в этих целях денежного фонда. Суть ее состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взнос в пенсионные фонды, средства которых длительное время используются для инвестирования в экономику, а после выхода на пенсию работника они идут на его пенсионное обеспечение. Такие взносы можно
Введение накопительной системы - длительный процесс, который может растянуться на долгие годы. На первом этапе ее становления она будет больше забирать, чем отдавать, накапливать, а не делиться.
Цель данной контрольной работы заключается в характеристике особенностей реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.

1. История возникновения и развития пенсионной системы в РФ

Пенсионная система России, унаследованная от СССР, до сих пор находится в глубоком кризисе, не отвечает нынешним экономическим и демографическим реалиям и требует коренной реформы. Правительство давно осознало это и еще в середине 90-х годов начало предпринимать действия по исправлению ситуации.
Нынешняя концепция пенсионной реформы - вторая по счету. Первая была принята еще в августе 1995 г. и определяла, что пенсия должна складываться из трех составляющих, а именно базовой, трудовой (страховой) и негосударственной. Базовые пенсии, назначаемые всем гражданам России, должны обеспечивать материальные условия жизни независимо от наличия трудового стажа. Трудовая (страховая) пенсия должна соответствовать объему участия в социальном страховании, зависящему только от продолжительности страхования и величины уплаченных взносов. Наконец, негосударственная пенсия - необязательная составляющая, выплачиваемая через негосударственные пенсионные фонды. По мнению разработчиков концепции, негосударственная пенсия должна была заменить профессиональные пенсии, пенсии, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также служить прибавкой для лиц, желающих получать повышенный доход при выходе на пенсию.
В соответствии с этой концепцией в мае 1998 г. была принята "Программа пенсионной реформы Российской Федерации", предусматривавшая переход от распределительной к смешанной пенсионной системе. Второй уровень - трудовые пенсии должны выплачиваться из средств, аккумулированных на индивидуальных счетах граждан. При этом трудовые пенсии разделялись еще на две составляющие - накопительную и распределительную. Накопительная составляющая пенсии должна выплачиваться из доходов от инвестирования пенсионных отчислений на фондовом рынке. На поступившие на распределительный счет средства должны начисляться проценты, как будто бы эти деньги также инвестировались. При такой схеме распределительная составляющая трудовой пенсии называлась условно-накопительной.
Планировалось, что к 2000 г. все население будет охвачено персонифицированным учетом и пенсии с условно-накопительных счетов будут выплачиваться начиная с 2001 г. Отчисления на накопительные счета должны были начаться с 2000 г. При этом начальная ставка должна была составлять 1%, а к 2010 г. достичь 7-8% при фиксированной суммарной налоговой ставке на уровне 27%. Выплаты пенсий с накопительных счетов должны были начаться уже в 2005 г.
Разработка пенсионной реформы проходила под руководством М. Дмитриева, занимавшего пост замминистра труда и социального развития. Сжатые сроки проведения реформы определялись демографической ситуацией. Начиная с 2007-2008 гг. количество пенсионеров в России начнет резко возрастать, поэтому провести необходимые изменения законодательства и отладить функционирование новой системы надо до этого срока. Однако августовский кризис 1998 г. остановил претворение реформы в жизнь (12).
После кризиса в 1998-99 гг. основной заботой правительства было недопущение снижения жизненного уровня пенсионеров. К сентябрю 1999 г. Пенсионный фонд России (ПФР) полностью погасил задолженность перед пенсионерами, после чего была начата ежеквартальная индексация пенсий. Но, несмотря на значительный рост пенсий в 2000 г. (на 28% в реальном выражении), средняя пенсия к началу 2001 г. оставалась ниже прожиточного минимума.
ПФР в течение 1999-2000 г. значительно улучшил свою работу, не только погасив задолженность по пенсиям, но и добившись к концу 2000 г. собираемости страховых взносов на уровне 98%. ПФР удалось не только полностью рассчитаться с долгами, но и закончить 2000 г. с профицитом около 100 млрд. руб. (при общем бюджете ПФР в 350 млрд руб.).
Тем не менее, необходимость проведения пенсионной реформы от этого не уменьшилась, а времени оставалось все меньше. В Минэкономразвития и Минтруда заговорили о 1 января 2002 г. как о новой дате начала реформы. В феврале было принято решение о создании Национального совета по пенсионной реформе под председательством М. Касьянова. На первом заседании Совета 6 марта, по словам вице-премьера В. Матвиенко, планировалось выработать новую идеологию пенсионного обеспечения. К этому моменту были выработаны два варианта реформы – М. Дмитриева и ПФР.
Вариант М. Дмитриева представляет собой измененную программу первой пенсионной реформы. Предусматривается постепенная трансформация пенсионной системы, при которой ставка отчислений на накопительные счета в течение 2002-2009 гг. увеличивается с 2 до 9%. Первые накопительные пенсии планировалось начать выплачивать с 2010 г., поэтому в новой системе должны участвовать выходящие на пенсию с этого года и позднее, а остальные должны получать пенсии по старой системе. В поддержку этого проекта в течение 2000 г. высказывалось Министерство труда и социального развития (12).
В начале 2001 г. появилась информация о проекте ПФР, предлагающем отказаться от "пологого вхождения" в новую пенсионную систему, потому что на это "нет времени". Предполагалось, что с 1 января 2002 г. уплачиваемые работодателем взносы будут делиться на две равные части. Первая часть (14% от заработной платы) поступает в ПФР и идет на выплату базовых пенсий, а вторая часть - на финансирование накопительных пенсий. С 1 января 2002 г. стал производиться перерасчет пенсионных прав всех работающих граждан и пенсионеров, после чего пенсионные права превращаются в обязательства государства и будут постепенно переводиться на накопительные счета граждан.

2. Современное состояние пенсионной системы в РФ

Современная пенсионная система РФ, начало которой положили реформы 2002 года, включает в себя следующие выплаты:
1. Трудовые пенсии по старости.
2. Профессиональные пенсионные системы.
3. Пенсии по инвалидности.
4. Пенсии по случаю потери кормильца.
5. Социальные пенсии.
6. Исчисление и назначение пенсий.
В соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60-ти лет, и женщины, достигшие 55-ти лет, при наличии не менее 5-ти лет страхового стажа. По сути дела здесь почти ничего не изменилось (6).
Размер пенсии: базовая + страховая + накопительная часть.
Размер базовой части устанавливается в твердой сумме, размер которой зависит от того, есть ли у гражданина иждивенцы и каково состояние его здоровья.
Существовавших ранее трех видов добавок теперь, по сути нет, они учтены в базовой пенсии. На уход и за иждивенцев - в базовой части, а отсутствие надбавки участникам ВОВ компенсируется предоставленным им правом на получение второй пенсии.
Конкретные цифры по базовой части:
1. По общему правилу, лицо, которое не имеет иждивенцев и трудоспособное, получает - 450 рублей базовой пенсии.
2. Лица старше 80-ти лет или инвалиды, имеющие ограничение способности к труду третьей степени (учитывается способность к самообслуживанию, к ориентации, к трудовой деятельности и т.д.). Когда человек проходит экспертизу, ему степень инвалидности указывается отдельно, и в конечном счете, например, инвалид 2 группы может иметь неспособность к труду 3 или 2 степени, а сейчас и до 2004 года инвалиды 1 группы относятся к 3 степени, 3 группа - 1 степень, но это ведь несправедливо, ведь инвалиды 2-й группы могут получать меньше -  около 900 рублей.
3. Лица, имеющие нетрудоспособных иждивенцев. Для них в зависимости от числа иждивенцев размер - от 600 до 900 рублей.
4. Лица, которые одновременно нетрудоспособны и имеют иждивенцев, размер - от 1050 до 1350 рублей, в зависимости от числа иждивенцев.
Размер страховой части:
Страховая часть = ПК / Т
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица учтенного по состоянию на день, с которого гражданину назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Пенсионный капитал - совокупность общей суммы страховых взносов и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу закона "О трудовых пенсиях". Пенсионные права -  это результат конвертации прав.
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, составляющего 19 лет (228 месяцев). Если пенсия назначается позже установленного законом пенсионного возраста, ожидаемый период сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста. В любом случае не может быть меньше 14-ти лет.
При перерасчете страховой части пенсии по старости, ожидаемый период выплаты пенсии сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня назначения пенсии, но не может быть меньше 14-ти лет.
Особый порядок установлен для определения размера пенсий по инвалидности. Если гражданин являлся получателем страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10-ти лет, то размер страховой части пенсии по старости не может быть меньше страховой части пенсии по инвалидности (9).
С 2002 года устанавливается период в 12 лет, ежегодно увеличивается на 6-ть месяцев, а после достижения 16-ти лет, с ежегодным увеличением на год, пока не достигнет 19-ти лет. Например, на 1 января 2000 года Т=12, ежегодно эта цифра будет увеличиваться на половину, до 16, для этого потребуется 8 лет, а потом будет увеличиваться на 1 год, т.е. с 2013 года Т=19 лет.
Если пенсия назначается позже установленного возраста, то продолжительность равна 10-ти годам, с ежегодным увеличением этой цифры на 6 месяцев до достижения 14 (а потом, увеличивает на три года за три года, т.е. до 17 лет).
Размер накопительной части.
Накопительная часть = ПН / Т
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого гражданину назначается накопительная часть пенсии. ПН определяется за счет выплат на накопительную часть и доходов от их инвестирования.
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплат, но это не предыдущий Т, так как в данном случае это период другой продолжительности, который еще не установлен.
Закон "О трудовых пенсиях", в ст.27,28 перечисляет категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Группы:
1. Лица, относящиеся к п. «а»-«к» ст.12 закона "О государственных пенсиях", ст.78, 781, 79 закона "О государственных пенсиях". Эти лица имеют право на получение пенсии по старости при наличии не менее половины стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 года. А если такового стажа у них нет, то им будет установлена профессиональная пенсия по нормам специального закона, который ожидается в ближайшем будущем.
2. Ст.11, 14, ст.12 п. «л», «м», «о», ст.80,81,82 закона "О государственных пенсиях" (4).
Профессиональная пенсионная система - это форма накопления, сбережения и выплаты застрахованным лицам и участникам профессиональных пенсий, созданная в соответствии с законом и положениями коллективного договора, путем заключения договора с работодателем или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом.
Субъектами правоотношений, возникающих в связи с созданием и функционированием профессиональных пенсионных систем, являются:
1. Уполномоченные организации - в их числе пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии (инвестирование и хранение вкладов, они нужны для обеспечения надежности в хранении денег).
2. Застрахованные лица - т.е. наемные работники, занятые на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, за которые дополнительно уплачиваются взносы в пенсионный фонд.
3. Участники профессиональной пенсионной системы - это те же самые наемные работники, взносы за которых уплачиваются в негосударственный пенсионный фонд.
4. Работодатели.
5. Представители работников.
Предполагается, что договор будет заключаться на три года, а потом будет пролонгироваться.
За 3 года гражданин может накопить следующее.
Выплаты, которые будут осуществляться из профессиональных пенсионных систем:
1. Для застрахованных лиц устанавливается профессиональная пенсия, которая выплачивается ежемесячно.
2. Для участников, по их выбору, устанавливается либо пенсия, либо единовременная выплата в размере суммы пенсионных накоплений.
3. Для застрахованных лиц и участников, при наличии менее половины профессионального стажа или неполной выслуги, устанавливается единовременная выплата.
Проект предполагает, что если гражданин не обратился за назначением профессиональной пенсии в течение пяти лет с момента достижения пенсионного возраста, то его пенсионные накопления направляются в бюджет пенсионного фонда, либо в страховой резерв негосударственного пенсионного фонда.
Трудовые пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, при наличии ограничения способности к трудовой деятельности третьей, второй или первой степени независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Если у гражданина отсутствует страховой стаж, либо инвалидность наступила вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, гражданину назначается социальная пенсия по закону "О государственном пенсионном обеспечении".
Трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
При этом накопительная часть устанавливается не ранее достижения пенсионного возраста. Законом установлены категории граждан, которым накопительная часть может устанавливаться раньше:
a. Это, прежде всего, инвалиды с детства, у которых присутствует ограничение способностей к труду второй и третьей степень, им накопительная часть назначается независимо от возраста. Если он инвалид с детства по достижении совершеннолетия и начинает работать, то его отчисления с этой работы в пенсионный фонд, сразу же выплачиваются ему в ежемесячно получаемой пенсии, в составе накопительной части. Получается, что деньги, отправляемые в пенсионный фонд, не успевают никуда инвестировать и соответственно дополнительных доходов такое лицо не получит.
b. Лица больные гипофизарным нанизмом и диспропорциональные карлики, а также инвалиды по зрению, имеющие ограничения способности к труду третьей степени. Для инвалидов по зрению возраст 50, 40 лет, а для лилипутов и карликов - 45, 40 лет.
Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности зависит от степени ограничения жизнедеятельности:
• 1 степень - 225 рублей.
• 2 степень - 450 рублей.
• 3 степень - 900 рублей.
Если у гражданина есть иждивенцы, то учитывается и этот фактор. Берется ограничение определенной степени, и варьируются рамки пенсии в зависимости от количества иждивенцев.
Страховая часть пенсии
СЧ=ПК/Т*К
Т - количество месяцев ожидаемого периода пенсии. Здесь прямая зависимость между размером стажа и пенсии, К - это отношение нормативной продолжительности страхового стажа в месяцах по состоянию на день назначения пенсии к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет - составляет 12 месяцев. А в последствии увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Ожидаемый период пенсии такой же продолжительности, как и при определении страховой части в трудовых пенсиях.
На такую пенсию имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении. Круг лиц, которые рассматриваются в качестве нетрудоспособных, остался практически таким же по сравнению со старым законодательством. Различия: теперь право на пенсию имеет ребенок умершего кормильца, осуществляющий уход за другими детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца не достигшими 14-ти лет, они имеют право на пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, является ли он иждивенцем кормильца. Теперь родители погибших военнослужащих получают пенсию по закону "О государственном пенсионном обеспечении", поэтому право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца они не имеют. Пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от продолжительности страхового стажа, а также от причины и времени наступления смерти кормильца(4).
Содержание понятия "иждивенство" не изменилось, изменился порядок подтверждения иждивенства по отношению к детям. Иждивенство не требует доказательства за исключением тех детей, которые признаны дееспособными досрочно или достигли возраста 18-ти лет.
Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой части.
Базовая часть пенсий для детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери составляет 450 рублей в месяц на каждого. Для всех остальных граждан этот размер равен 225 рублям.
Страховая часть
СЧ=ПК/(Т*К)/КН
КН - количество нетрудоспособных. Во всем эта формула аналогичная трудовым пенсиям по инвалидности. Сейчас размер пенсии устанавливается для каждого, и пенсия выплачивается каждому лицу, имеющему право на ее получение.
Если пенсия назначается по случаю потери кормильца-пенсионера, тогда используется формула
СЧ=СЧп/КН
Где СЧп - размер страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной самому кормильцу на день его смерти.
Накопительной части пенсии по случаю потери кормильца нет. Объяснение - если гражданин умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или по инвалидности, то такие пенсионные накопления выплачиваются в первую очередь детям, супругам и родителям. Во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам, внукам. При этом у гражданина имеется право в любое время в специальном заявлении, которое подается в пенсионный фонд РФ, указать конкретных лиц из их числа или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
В пенсионном законодательстве использовалось два минимальных жизненных стандарта: а) размер минимальной пенсии по старости; б) минимальный размер совокупной пенсионной выплаты. Теперь этих стандартов нет. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (за исключением пенсий за выслугу лет), обусловлены размером базовой части трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Т.е. предположим, что есть лица пострадавшие от чернобыльской катастрофы, им устанавливается государственная пенсия в процентном соотношении с базовой пенсией (10).
Размер минимальной совокупной выплаты раньше служил для того, чтобы повысить уровень пенсионного обеспечения. Сейчас в законе установлено правило, что сумма базовой и страховой части трудовых пенсий не может быть менее 660 рублей.
В соответствии с законом "О государственном пенсионном обеспечении" (4), право на получение социальной пенсии имеют нетрудоспособные граждане. К ним отнесены:
• инвалиды;
• дети-инвалиды;
• дети в возрасте до 18-ти лет, потерявшие одного или обоих родителей и не имеющие права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;
• граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет и не имеющие права на трудовую пенсию;
• граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на трудовую пенсию.
Нам представляется, что не совсем верно указывать нетрудоспособных путем их перечисления, а также устанавливать завышенный возраст для социальной пенсии.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней и не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Закон сохранил случаи, когда пенсия назначается ранее дня обращения за ней. Сохранился и трехмесячный период для дополнения документов, необходимых для получения пенсии. Однако появились новые правила приостановления, прекращения выплаты пенсии.
Случаи приостановления выплаты трудовой пенсии:
• При неполучении установленной трудовой пенсии шесть месяцев подряд, в таких случаях выплата пенсии приостанавливается на весь период неполучения пенсии.
• При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование, выплата пенсий приостанавливается на три месяца, по истечении которых, выплата пенсии вообще прекращается.
После прекращения вышеуказанных обстоятельств, выплата пенсий возобновляется, причем пенсионеру выплачиваются неполученные суммы пенсии за все время, когда выплата была приостановлена. Если при переосвидетельствовании гражданину установлена иная степень ограничения способности к труду, то выплата пенсии возобновляется за прошедшее время по прежней степени ограничения способности к труду.
Случаи прекращения выплаты пенсии:
• Если гражданин умер, а также, если он признан умершим или безвестно отсутствующим.
• По истечении шести месяцев со дня приостановления.
• В случае утраты пенсионером права на назначенную пенсию.
Случаи восстановления выплаты пенсии:
• В случае отмены решения о признании пенсионера умершим или безвестно отсутствующим, выплата пенсии устанавливается с первого числа месяца следующего за тем, в котором вступило в законную силу судебное решение.
• По желанию гражданина, в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии, если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10-ти лет. При восстановлении пенсии, право на нее не пересматривается, а размер определяется заново.
Перерасчет трудовых пенсий. Существуют несколько таких случаев:
1. Если гражданин достиг 80-ти лет, при изменении степени ограничения способности к труду и количества нетрудоспособных иждивенцев.
2. Перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности осуществляется для лиц, которые после назначения пенсии проработали не менее 12-ти полных месяцев. Формула перерасчета: СЧ=СЧп + ПКп/(Т*К). СЧп - размер установленной страховой части. ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала на день перерасчета. К - коэффициент, который для исчисления трудовой пенсии по старости равен одному, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности, равен отношению нормативной продолжительности стажа к 180-ти месяцам.
3. Если гражданин отказался от пенсии не менее чем на 12 полных месяцев, со дня ее назначения по его заявлению производится перерасчет, при этом неполученные суммы пенсии зачисляются на его индивидуальный лицевой счет, где учитываются страховые взносы на страховую часть пенсии. Взносы на накопительную часть учитываются на специальной части индивидуального лицевого счета, т.е. лицевой счет состоит из двух частей.
4. Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится для лиц, продолжающих работу один раз в три года. Формула перерасчета: НЧ=НЧп + ПНп/Т. НЧп - установленный размер накопительной части пенсии на день перерасчета. ПНп - это сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших на счет гражданина за период истекший со дня назначения. Т - количество месяцев ожидаемого периода ожидаемой выплаты.
Индексация трудовых пенсий.
Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных в бюджете.
Размер страховой части трудовой пенсии также индексируется, но уже в зависимости от роста цен. Если рост цен за каждый квартал составляет не менее 6%, то страховая часть пенсии индексируется ежеквартально. Если рост цен меньше, но не менее 6% в полугодие, то индексация проводится раз в пол года. А если рост цен в полугодие менее 6 %, индексация проводится раз в год. Коэффициент индексации размера страховой части пенсии определяется Правительством, и не может превышать размер коэффициента базовой части. 24 января 2002 года было принято первое постановление Правительства РФ такого рода - "Об утверждении коэффициентов базовой и страховой части трудовой пенсии" и он составил 1,069.
Формула оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Все пенсионные права российских граждан по состоянию на 1 января 2002 должны быть конвертированы в расчетный пенсионный капитал.
ПК=(РП-БЧ)*Т
РП=СК* ЗР/ЗП*СЗП
• РП - расчетный размер трудовой пенсии.
• БЧ - базовая часть.
• СК - стажевый коэффициент, который составляет 0.55, и повышается на 0.01 за каждый год стажа сверх требуемого для назначения пенсии. Стаж 25 и 20 лет. Максимальное ограничение по стажу 0.75.
• ЗР - это средний месячный заработок гражданина за 2000-2001 год, либо за любые 60 месяцев.
• ЗП - среднемесячная заработная плата в России за тот же период.
• СЗП - среднемесячная зарплата в России за третий квартал 2001 года.
Соотношение ЗР/ЗП не более чем 1.2. Для северян - от 1.4 до 1.9 в зависимости от территорий.
В стаж учитываются при конвертации те же периоды, что и при исчислении пенсии с применением ИКП.

3. Направления реформирования пенсионной системы в РФ

Правительство в последнее время также все больше внимания уделяет формированию системы дополнительного пенсионного обеспечения. Не так давно власти впервые объявили о том, что государственная пенсия может быть добровольной: каждый гражданин должен сам позаботиться о том, что он получит в старости. Конечно, резоны будущих пенсионеров и побудительные мотивы правительства не совпадают, однако это вовсе не означает, что вырабатываемые кабинетом предложения не будут востребованы населением.
Правительство в настоящее время занято поисками приемлемого выхода из проблемы, возникшей вследствие его попыток единовременно решить две абсолютно несовместимые задачи. В результате снижения единого социального налога прогнозируемый дефицит Пенсионного фонда РФ составит 150-180 млрд руб. В краткосрочной перспективе этот дефицит правительство намеревалось восполнить с помощью исключения из накопительной пенсионной системы граждан 1967 года рождения и старше. Ранее в накопительную систему были включены мужчины моложе 1953 года рождения и женщины - 1958-го. Таким образом, если базовая и страховая части пенсии оставались без изменений, то знаковая для всей пенсионной реформы накопительная часть существенно сокращалась. Освободившиеся два процентных пункта ЕСН, по мысли авторов нововведений, должны были пополнить бюджет Пенсионного фонда. Эта сумма оценивалась примерно в половину всех возможных накоплений, или в 50 млрд руб., собранных в 2003 году.
Однако такое решение проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда в краткосрочной перспективе может обернуться серьезным дефицитом в будущем: за счет увеличения доли населения пенсионного возраста с 20% в 2001 году до 40% в 2050 году произойдет, по прогнозам, сокращение числа работающих на одного пенсионера с 3 человек в 2000 году до 1,2 в 2050 году.
Такая перспектива правительство не устроила, и оно стало искать компенсирующие механизмы для предотвращения возможных осложнений. В апреле этого года министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов объявил о том, что работникам будет разрешено направлять на добровольную часть государственной пенсии 4% от зарплаты, и эти средства не будут облагаться подоходным налогом. Министр финансов Алексей Кудрин, комментируя это предложение, заметил, что, по его мнению, к 2011 году 25% работающих в России перейдут на добровольную систему пенсионного страхования. Таким образом, правительство фактически предложило будущим пенсионерам решить свои проблемы самим, рассчитывая на то, что средства вовлеченных в добровольные схемы восполнят ожидаемый лет через 50 дефицит пенсионных средств. Однако опрос, проведенный недавно компанией "Росгосстрах", свидетельствует: пока для формирования дополнительного источника дохода в старости только 13% опрошенных жителей России выбирают добровольное пенсионное страхование, 32% предпочитают наличные средства, а 45% намерены вложить деньги в банки, инвестиционные фонды и недвижимость.
В нашей стране согласно устоявшейся традиции для формирования дополнительной пенсионной системы могут быть использованы специализированные банковские депозиты, негосударственные пенсионные фонды, а также пенсионное страхование.
Что касается пенсионного страхования, то оно, относящееся к сфере долгосрочного страхования жизни, не получило пока должного развития в России. Рынок долгосрочного страхования жизни в 2003 году составил всего 100 млн долл., или 2% от всех взносов по страхованию жизни (остальное - зарплатные схемы). Почти 50% рынка занимают девять компаний, на долю страховщиков с иностранным капиталом приходится 28%, или 840 млн руб., всех взносов по долгосрочному страхованию жизни.
Самую большую долю занимает страхование с риском дожития с переводом в пенсионный план (30-50%), далее следуют страхование с риском дожития без перевода в пенсионный план (20-40%) и страхование детей к сроку (10-20%). Таким образом, пенсионное страхование в 2003 году составило всего 50 млн долл. взносов.
Но эксперты полагают, что рынок долгосрочного страхования жизни будет расти очень быстрыми темпами - не менее 50% каждый год - и к 2008 году должен увеличиться более чем в 6 раз и достигнуть 640 млн. долл., а пенсионное страхование соответственно 320 млн. долл. По мнению генерального директора компании "Альфа-Страхование" Владимира Скворцова, мощным стимулом развития пенсионного страхования может стать законодательное предоставление налоговых вычетов физическим лицам, правда, при условии полной легализации зарплат в стране.
Последнее десятилетие в ходе реформирования пенсионной системы немаловажная роль отводится негосударственным пенсионным фондам. Такие фонды осуществляют деятельность и выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
По определению негосударственные пенсионные фонды являются некоммерческими организациями.
На основании п. 1 - 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой признается организация, не имеющая целью извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, не распределяющая полученную прибыль между участниками и создаваемая либо для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных или управленческих целей, либо в целях развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, удовлетворения духовных и нематериальных потребностей граждан, для защиты прав, законных интересов граждан, организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, либо в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Такая организация может быть создана в форме общественного или религиозного объединения, некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, социального, благотворительного или иного фонда, ассоциации, союза, а также в иной форме, предусмотренной действующим законодательством (8, с.5-6).
Фондом согласно ст. 7 указанного Закона и ст. 118 ГК РФ признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и предусматривающая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд, используя имущество для целей, определенных его уставом, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.
Необходимость формирования накопительной пенсионной системы в России стала осознаваться во второй половине 80-х годов. Первые негосударственные пенсионные фонды возникли в 1992 г. Уже на начало 1996 г. их насчитывалось 900 - 950 фондов, 382 из которых было зарегистрировано Инспекций негосударственных пенсионных фондов. Однако многие из зарегистрированных фондов по разным причинам не выдержали испытания временем. Негативно сказался на развитии системы негосударственных пенсионных фондов дефолт августа 1998 г., поскольку государство обязало держать значительную часть их активов в ГКО. Сейчас в стране более - менее устойчиво работает около 100 фондов. На начало 2000 г. в них участвовало примерно 2,4 млн. чел. (прирост за год составил 0,5 млн. чел.), сумма пенсионных взносов в 1999 г. была равна 1,9 млрд. руб., сумма пенсионных выплат - 367 млн. руб. В настоящее время число негосударственных пенсионных фондов достигло 1121 (8, с.5-9).

Заключение

Пенсионная система России, унаследованная от СССР, до сих пор находится в глубоком кризисе, не отвечает нынешним экономическим и демографическим реалиям и требует коренной реформы. Правительство давно осознало это и еще в середине 90-х годов начало предпринимать действия по исправлению ситуации.
Современная пенсионная система РФ, начало которой положили реформы 2002 года, включает в себя следующие выплаты:
• Трудовые пенсии по старости.
• Профессиональные пенсионные системы.
• Пенсии по инвалидности.
• Пенсии по случаю потери кормильца.
• Социальные пенсии.
• Исчисление и назначение пенсий.
Последнее десятилетие в ходе реформирования пенсионной системы немаловажная роль отводится негосударственным пенсионным фондам. Такие фонды осуществляют деятельность и выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
По определению негосударственные пенсионные фонды являются некоммерческими организациями.
Первые негосударственные пенсионные фонды возникли в 1992 г. Уже на начало 1996 г. их насчитывалось 900 - 950 фондов, 382 из которых было зарегистрировано Инспекций негосударственных пенсионных фондов.

Список используемой литературы

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
3. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"".
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Литература

8. Комментарий к закону "О негосударственных пенсионных фондах" / Под ред. Н.В.Братчикова. – М.: Юстицинформ, 2001.
9. О государственных пенсиях в РФ. Комментарий. / Под ред. Е.Г.Азарова, З.А.Кондратьева. // Консультант+. – М.: Изд-во 1С, 2004.
10. Обзорный комментарий нового пенсионного законодательства / Под ред. Е.Г.Азарова. – М.: Норма, 2002.
11. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. – М.: Владос, 1999.
12. http://www.agana.ru/main/pensreforma/history

(27.2 KiB, 62 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!