ПТК в МИЭП : Природопользование - Часть 3

1. Чем различаются и что общего в воздействии на природу открытого и закрытого (шахтного) способов добычи полезных иско­паемых?

Общее в том, что идет добыча полезных ископаемых, то есть исчерпание природных ресурсов, затрачиваются людские силы. Однако разница в том, что при шахтном способе добычи полезных ископаемых нагрузка на плодородные слои почвы меньше. При открытой разработке влияние на литосферу более значительное.

2. Каков характер воздействия различных видов транспорта на ок­ружающую среду в различных странах мира?

Различают следующие основные виды транспорта: автомобиль­ный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, магист­ральный трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы).

В настоящее время земной шар покрыт густой сетью путей сооб­щения. Протяженность магистральных автомобильных дорог мира с твердым покрытием превышает 11,5 млн км, воздушных линий — 5,3 млн км, железных дорог — 1,3 млн км, трубопроводов — около 1 млн км, внутренних водных путей — 600 тыс. км. Транспорт стал одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. На транспор­те занято 9 % всех работающих в народном хозяйстве, транспор­том потребляется примерно 13 % топливно-энергетических ресур­сов, расходуемых в народном хозяйстве. Большую долю транспорт­ной работы выполняет промышленный транспорт, в составе ко­торого примерно 30 — 35% перевозок совершают железные доро­ги и около 60% — автомобили, а оставшиеся 5 — 10% — конвей­ерные виды (трубопроводы, транспортеры, канатные дороги), а также речные и морские суда.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую сре­ду происходит различными путями.

Площадь суши земного шара состав­ляет 29% общей поверхности Земли. Площадь же плодородных земель, пригодных для возделывания культурных растений, оце­нивается в 3 % общей поверхности земного шара. Между тем с развитием экономики и ростом населения потребность в площа­дях под населенные пункты, промышленные предприятия, транс­портные сооружения (дороги, порты, станции, аэропорты, ре­монтные заводы) все возрастает. Например, магистральная же­лезнодорожная линия в зависимости от категории требует в пре­делах перегонов полосы отвода шириной 100—150 м. Крупные сор­тировочные станции размещаются на площадках шириной в 300 - 500 м и длиной 4—6 км. Современным крупным аэропортам тре­буется, как правило, 25 — 50 км2 площади. Аэропорт в Далласе (штат Техас в США) занимает 70 км2. Добавим к этому, что примерно 120 км2 в зоне современного аэропорта становятся непригодными для заселения в основном по условиям безопасности полетов и чрезмерного шума. Экологичность транспорта требует беречь Землю — рационально использовать под транспортные сооруже­ния сушу и особенно бережно относиться к плодородной почве, оставляя ее для сельскохозяйственного производства.

Кардинально решает проблему экономии площадей строитель­ство железных и автомобильных дорог на эстакадах и особенно под землей. Но такие сооружения существенно повышают сто­имость транспортных сооружений: на эстакадах — в 1,5 — 2 раза, под землей — в 3—4 раза. Во многих городах мира на эстакады подняты автомобильные и железные дороги, а также линии мет­рополитена. На эстакаду поднята скоростная железная дорога между Токио и Осака. С целью экономии площадей сооружаются также многоэтажные и подземные гаражи и стоянки автомобилей. В Же­неве, например, подземный гараж размещен даже под частью площади озера. Строятся подземные железнодорожные вокзалы. Примером грандиозного подземного вокзала может служить но­вый вокзал в Токио. Уже давно практикуется использование тер­риторий, отвоеванных у моря. Наибольший опыт в этом отноше­нии накопили Нидерланды, примерно 1/3 территории которой когда-то была дном моря. Сегодня в Нидерландах изучаются и ре­ализуются возможности строительства новых островов в Север­ном море для размещения аэродромов, причалов для погрузки и разгрузки супертанкеров, а также мусоросжигательных станций и заводов по переработке отходов производства и быта.

В Японии значительная часть эстакады монорельсовой дороги, связывающей центр Токио с аэропортом, проходит не над бере­гом, а непосредственно над морем вдоль берега. Там же созданы искусственные острова. Токио и Осака частично стоят на земле, отвоеванной у моря. Голландский метод осушения территории с помощью дамб был использован в США при сооружении аэро­дрома в Чикаго на берегу озера Мичиган, а также в Великобрита­нии на ряде островов.

3. Какие экологические проблемы современных городов Вам известны? Каковы направления в их разрешении в России и других странах?

Города – источники активного загрязнения. Так, например, биологическое состояние горо­дов плачевно. Они переполнены крысами, тараканами, комара­ми, голубями (переносят орнитоз, загаживают стены, памятники).

Многое за рубежом делается для сохранения привлекательного вида строений. Современные отделочные материалы практически вечны. К тому же существует проверенная политика, стимулиру­ющая или даже принуждающая хозяев заботиться о внешнем виде зданий, их благоустройстве, энергетической оптимизации. Газо­ны вокруг домов содержатся в образцовом порядке. Даже несвое­временное их кошение облагается штрафом.

Чистота улиц в большинстве городов поддерживается путем механизированной уборки, раздельного сбора мусора (как прави­ло, бумаги, стекла и металла) и чрезвычайно строгими правила­ми поведения (штрафы очень высоки и неминуемы). В сверхкруп­ных городах, тем не менее, чистоту поддержать удается не всегда (Нью-Йорк, Токио и др.). Проблема мусороудаления очень слож­на, ее решение дорого и пока, как правило, убыточно для муни­ципалитетов. Очень остра ситуация с утилизацией мусора и его захоронением. Полигоны для свалок стали дефицитом. Сжигание мусора дает вредные выбросы в атмосферу. Переработанный в ком­пост, он, как правило, содержит вредные вещества и непригоден для использования в сельском хозяйстве. Для лесного хозяйства и городского озеленения этот компост дорог. В последнее время де­лается ставка на плазменное сжигание мусора, но этот процесс очень энергоемкий и пока низкорентабельный.

Весьма сложны проблемы водоснабжения и переработки сточ­ных вод. Как правило, работают две системы водоснабжения — питьевая и промышленная, есть тенденция создания раздельной системы обработки сточных вод — муниципальных и промыш­ленных. Иногда выделяют еще обработку сточных вод лечебных учреждений. Для очистки вод создают сложные автоматизирован­ные системы, но нельзя сказать, чтобы вопрос был окончательно решен. Даже новейшие системы очистки далеки от совершенства.

Питьевое водоснабжение затрудняется тем, что используемые воды, даже подземные, загрязнены тяжелыми металлами, нитра­тами, пестицидами, органикой. Предпочтение отдается природ-но-чистой воде. Создаются крупные предприятия по очистке вод, иногда их взаимосвязанные системы. Вода подвергается много­кратной очистке и обработке, постепенно от хлорирования пере­ходят к озонированию и другим новым способам обезвреживания. Однако муниципальная водоподготовка еще далека от совершен­ства. Нередко ее заменяют продажей чистой питьевой воды в бу­тылках.

Столь же далека от решения проблема городского транспорта. Для городов важны проблемы часов пик, уличных пробок, транс­портного загрязнения, в том числе шумового и светового. Обще­ственный транспорт везде дорог и часто убыточен. Попытки сде­лать его бесплатным для привлекательности и отказа от личных автомобилей внутри города привели к взрыву вандализма: бес­платное — значит, ничье.

В странах с теплым климатом перспективен велосипед. Напри­мер, в Японии и особенно в Китае он берет на себя заметную долю перевозок (В Китае всюду есть специальные дорожки или полосы для велосипедного движения, в Японии используют для этого тротуары). В Германии велосипедные дорожки составляют 10% общего количества автодорог. Однако в крупных городах с населением свыше 300 тыс. человек велосипедные поездки не пре­вышают 5% от общего числа ежедневных перемещений всеми видами транспорта, в более мелких городах — 10 %. С учетом на­шей зимы велосипед может взять на себя не более 2% работы индивидуального транспорта.

4. В США на салках содержится примерно 80% всего объема твердых отходов. В Российской Федерации данный показатель еще выше. Какие пути сокращения этого объема Вы можете предложить? Какие пути избрали другие страны, например, США, европейские, Китай, Япония?

Для успешного осуществления рециркуляции ресурсов необходимо, чтобы в стране действовала система правовых (законы), организационных (сбор, складирова­ние, передача и переработка отходов), экономических (ценообра­зование, материальные стимулы, кредитная система, ссуды), соци­альных (воспитание, общественная активность, формирование об­щественного мнения) и технологических мер. Важно, чтобы эта система действовала почти в автоматическом режиме как самоор­ганизующаяся и саморазвивающаяся, что обеспечивается разделе­нием функций между большими, средними и малыми предприя­тиями, многообразием их организационных форм, финансовых ус­ловий, технических возможностей. Такая система предоставляет большие возможности для эластичного управления, а в многооб­разии форм заключается залог ее устойчивости.

Проблема утилизации бытового мусора и производственных отходов становится проблемой общечеловеческой. Если мы хотим сохранить нашу планету для потомков красивой, удобной для жизни, здоровой экологически, а не в виде всемирной свалки, то за реше­ние всех этих вопросов надо браться уже сейчас, объединяя усилия всех людей. Ведь было бы обидно, справившись с угрозой ядерной катастрофы, задохнуться в собственном мусоре.

Научно-технический прогресс предоставляет возможность пе­рехода к безотходным технологиям, в которых за счет выбора ис­ходного материала и изменения технологического процесса все продукты производства либо оказываются полезными, либо после очистки повторно используются (например, загрязненная вода). В результате устраняются источники загрязнения окружающей сре­ды и достигается экономия ресурсов. Поэтому безотходные техно­логии одновременно являются и ресурсосберегающими. Яркий пример развития таких технологий – Япония. В качестве примера можно привести рециркуля­цию сухих элементов питания (батареек). Она опирается на нор­мативный акт, запрещающий выброс батареек, имеющих в своем составе высокотоксичные вещества. Существует четкая система сбора батареек у населения. В частности, в большинстве магазинов стоят специальные контейнеры для отслуживших батареек. Рабо­тают заводы по их переработке. Вся система является социально обоснованной. С одной стороны, у населения и сборщиков мусора существуют внутренние запреты не допускать бесконтрольного складирования батареек, а с другой стороны, гражданское созна­ние населения и его самодисциплина достаточны для того, чтобы безвозмездно складировать батарейки в специально отведенные контейнеры.

Утилизация энергии из отходов, и прежде всего бытовых, полу­чила в Японии заметное развитие в качестве одного из направле­ний энергосберегающей политики. Теплотворная способность бытовых отходов (масла, резиновых, пластиковых, древесины, тек­стильных, макулатуры и т.п.) весьма близка к теплотворной способности каменного угля.

В 1983 г. в Японии действовало 73 энергоагрегата, работающих на сжигании отходов, суммарной мощностью около 215 тыс. кВт. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой на мусоросжигатель­ных установках, составляет в среднем 5,8 иен за 1 кВт-ч против 13 иен за 1 кВт-ч энергии, вырабатываемой АЭС, 14 иен — ТЭС, работающей на угле, и 17 иен — ТЭС, работающей на сжиженном природном газе.

К группе трудно перерабатываемых отходов относятся прежде всего пластмассы, которые ввиду особенностей химического со­става представляют собой серьезный источник загрязнения земли, воды и воздуха (при сжигании).

Вследствие высокого удельного веса в отходах поливинилхло-рида, при сжигании которого образуется токсичный хлористый водород, во многих городах практикуется отдельный сбор пласт­массовых отходов в целях их захоронения совместно с негорючи­ми отходами. В качестве одного из первых практических шагов пред­лагается полностью отказаться от поливинилхлорида для произ­водства продукции массового спроса, в первую очередь упаковоч­ного материала, и шире применять в бытовых целях другие, менее токсичные (при сжигании) пластмассы.

В настоящее время в Японии распространено два вида сбора отходов: с помощью автомашин, разъезжающих по городу, и сбор­щиков, главным образом стариков, детей и женщин, обходящих оп­ределенные группы домов (делающих это бесплатно). Уже в 1985 г. групповой сбор бытовых отходов осуществляли более чем в 80% населенных пунктов, в том числе в 90 % крупных городов.

Широко распространен в стране дифференцированный сбор, осуществляемый с помощью пакетирования: различные виды отходов жители складывают в отдельные полиэтиленовые или бумажные пакеты разного цвета, бесплатно распространяемые среди населения. Обычно определенные виды отходов собирают специальные службы в установленные дни, а иногда и часы. Ча­стота сбора бытовых отходов зависит от их вида. Как правило, горючие и смешанные отходы собирают 2 раза в неделю, него­рючие отходы — 1 раз в неделю, а отходы, поступающие во вто­ричную переработку, так же как и специфические отходы (на­пример, использованные сухие гальванические элементы, люми­несцентные лампы), — 1 раз в месяц. Все это облегчает и удешев­ляет их дальнейшую переработку, позволяет применять раздель­ную доставку каждого вида отходов, что повышает эффектив­ность утилизации.

С начала 70-х годов власти в обязательном порядке требуют отделять горючий мусор от негорючего. Первый, составляющий 72 % всего мусора, оставшегося после первичной переработки, от­правляется в мусоросжигатели, после чего его масса и объем со­кращаются на 80%. По утрам жильцы каждого дома в Токио вы­страивают ряды стандартных пластмассовых баков с завертываю­щимися крышками, набитых мусором. Баков бывает несколько, иногда их размечают цветом или на них делают соответствующие надписи. Жители должны разделять мусор на несколько катего­рий: сгораемый, несгораемый и крупногабаритный; особые баки устанавливают для использованных бутылок - отдельно для ко­ричневых, черных, зеленых и бесцветных.

Уговорить граждан сортировать мусор было непросто. В ход шли плакаты, агитмашины, даже специальные рекламные ролики по телевидению. Школьникам раздавались красочные брошюрки-ко­миксы с рассказом о приключениях мальчика-мусорщика. Шли в ход и угрозы. Сборщики мусора обещали возвращать его клиентам, если он не будет расфасован соответствующим образом по бакам, делать достоянием гласности имена нарушителей установленного порядка. Это привело к ожидаемому результату — домохозяйки тщательно соблюдают технологию, разработанную в бюро город­ской уборки.

5. Дайте классификацию внешних эффектов - экстерналий - общест­венного производства. Что такое экстернальные издержки?

По сферам: экологические, экономические, социальные. Экстернальные – это внешние издержки.

6. Как Вы считаете, что следует понимать под природно-продуктовой вертикалью (цепочкой) и для чего ее надо строить и ана­лизировать? Приведите примеры степени утилизации промышленных и бытовых отходов в различных странах. Какие выводы вытекают из этого анализа?

Под природно-продуктовой вертикалью (цепочкой) следует понимать процесс взаимодействия и взаимовлияния живых организмов в рамках единой биосистемы. Ее надо строить для того, чтобы правильно просчитывать последствия тех или иных воздействий на живой мир.

В США степень утилизации промышленных отходов – 67%, бытовых – 81%. В Японии – 79% и 98% соответственно. Вывод очень простой – следует заимствовать и развивать методы утилизации, внедренные в Японии.

7. Дайте эколого-экономическую и социальную оценку цели военного производства. Каковы эколого-экономические проблемы конверсии во­енного производства?

Конверсия необходима в связи с тем, что оружие является источником не только социальной, но и глобальной опасности, в том числе и экологической. Проблемы конверсии в том, что это довольно дорого, кроме того, конверсия часто предполагает не утилизацию вооружений, а их захоронение.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!