ПТК в МИЭП: Конституционное право

ТЕМА 1. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

1. Какого мнения придерживаетесь Вы о составе и иерархии источников конституционного права?

2. Какова специфика системы источников конституционного права России, в чем выражается множественность их форм, какова их соподчиненность, приоритетность и нетрадиционность.

3. Какой смысл вложен в это понятие Конституцией России? Как Вы считаете, есть ли в Конституции Российской Федерации статьи, позволяющие уточнить позицию законодателя в этом вопросе? Изложите свою точку зрения на понятие «законодательство», определите предпочтения и аргументы в пользу избранной Вами позиции. Какое практическое значение имеет данное понятие?

 

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.

1. Какого мнения о начале конституционализма в России придерживаетесь Вы? Как Вы думаете, почему идеи и проекты Сперанского, Новосильцева, Пестеля, Муравьева не были реализованы?

Выскажите свои соображения по поводу конституционных основ государственного строя в дореволюционной России и изложите свою точку зрения о причинах отсутствия в России до 1918 года своей Конституции.

Какая из советских конституций была в наибольшей степени идеологизирована и имела открыто классовый характер? Приведите конкретные примеры из текста конституции.

 

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ 1990 – 1993 ГГ.

1. Почему, на Ваш взгляд, в Российской Федерации возобладала концепция...?

Объясните, почему для введения в действие новой конституции понадобилось проведение референдума?

 

ТЕМА 4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ.

Проанализируйте положения главы 9 Конституции РФ и объясните, почему установлены различные арианты порядка пересмотра Конституции, изложите свое мнение о процедурах и способах изменения 1,2 и 9 глав и глав 3-8.

 

ТЕМА 5. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ

1. Каково Ваше мнение на этот счет? Проанализируйте сущест-вующие точки зрения по этому поводу, выявите их достоинства и недостатки. Свой вывод аргументируйте.

2. Как Вы считаете, могут ли федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные акты развивать положения Конституции? Могут ли эти правовые акты говорить что-то новое, содержать в себе другое нормативное предписание, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано Конституцией? Как Вы считаете, можно ли в другом нормативном акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой Конституции?

3. Статья 35 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Какое юридическое свойство Конституции, на Ваш взгляд, можно раскрыть на основе этой формулировки? Как Вы думаете, почему к юридическим свойствам Конституции относится особый порядок ее принятия и изменения? В чем он, на Ваш взгляд, выражается? Какой смысл имеют «дополнительные требования», «особый вариант специальных требований»?

 

ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Проанализируйте приведенные характеристики государства. Соответствуют ли, на Ваш взгляд, такие из них как «социальное», «правовое государство», их противоречивость с общественной практикой и конституционными установлениями.

2. Нашло ли отражение в Конституции Российской Федерации все то, что реально достигнуто к моменту ее принятия? Свою позицию аргументируйте.

 

ТЕМА 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На каком из названных подходов основывается правовой статус личности в Российской Федерации? Сравните его с международными пактами о правах человека. Дайте свою оценку и характеристику перечню прав и свобод, закрепленных Конституцией России. Есть ли в нем пробелы? Как Вы считаете, почему, известный русский правовед Б.А. Китяковский считал свободу совести и вероисповедания основным правом человека? Свое мнение аргументируйте. Что принципиально нового содержит гл. 2 Конституции по сравнению с предыдущими российскими конституциями?

 

ТЕМА 8. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Проанализируйте правовые принципы, положенные в основу регулирования вопросов гражданства в России.

2. Что, по Вашему мнению, важнее - национальность человека или его гражданство? Как решается эта проблема в конституционном праве России?

3. Как Вы считаете, почему современная концепция конституционного права Российской Федерации исключает политический характер правовой связи индивида с государством? Какие юридические последствия имела для гражданина СССР политическая правовая связь с государством? Какое значение и какие юридические последствия имеются для физического лица, если он находится в исключительно правовой связи с российским государством?

4. Гражданин США Дж. Сидоров - сын В.Л. Сидорова, бывшего в 1926-1973 гг. гражданином СССР и эмигрировавшего в Америку. В сентябре 2002 г. Дж. Сидоров обратился в соответствующие инстанции с ходатайством о приобретении российского гражданства. Как будет решаться этот вопрос согласно ныне действующим конституционным нормам?

 

ТЕМА 9. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приведите классификационные признаки прав, свобод и обязан-ностей граждан Российской Федерации, используемые в литературе (в зависимости от вида субъекта – индивидуальные и коллективные, от характера предписания – управомочивающие, обязывающие, запрещающие, специализированные по объекту – экономические, политические, социальные, культурные и гражданские, и т.д.), проиллюстрируйте вышеизложенное конкретными примерами из Конституции, предложите свой вариант их систематизации. В чем заключается логика именно такой последовательности закрепления прав, свобод и обязанностей, определяющих правовой статус личности в России?

Раскройте содержание понятия «конституционно-правовой статус человека и гражданина». Как Вы считаете, почему этот статус считается «мерой свободы» и основой общей правосубъектности индивида?

 

ТЕМА 10. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как может быть разрешена проблема соотношения интересов российского государства и граждан России с учетом признания государством приоритетной роли правового статуса личности и ввиду безоговорочного признания гражданами России полноты и исключительности российского суверенитета?

2. На основе анализа содержания прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность личной жизни и жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободу мысли и слова, информацию, свободу совести и вероисповедания попытайтесь раскрыть механизм их защиты, противоречивость практики их реализации. Являются ли эти права реальными и какие проблемы с их осуществлением Вы можете назвать?

 

ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Как Вы считаете, почему? Каковы критерии ограничения прав и свобод, и не противоречат ли они принципу плюрализма?

2. Как Вы считаете, почему в Конституции нет слов «политические партии»? Насколько это оправданно? Ответ аргументируйте.

3. Почему право обращений в государственные органы относится к политическим правам и свободам?

 

ТЕМА 12. ФЕДЕРАЛИЗМ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Каково, на Ваш взгляд, основное предназначение федеративного устройства? Сравните его с унитарным государственным устройством и на основе анализа главы 3 Конституции выскажите свое мнение по вопросу о том, какой федерацией является Россия - национально-территориальной, территориальной или национальной? В чем это проявляется и какие факты говорят в пользу того или иного вывода?

2. Что изменилось в федеративном устройстве России с принятием Конституции 1993 г.? Отменен ли Федеративный договор?

 

ТЕМА 13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Раскройте понятие суверенитета Федерации и его соотношение с самостоятельностью ее субъектов. Не противоречит ли суверенитету Федерации наличие у республик своего суверенитета?

2. В чем, на Ваш взгляд, проявляется юридическое равенство в их конституционно-правовом статусе? Укажите общее и особенное в статусе республики, области, края.

 

ТЕМА 14. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ ЧАСТЯМИ

1. Проанализируйте эти группы с использованием ст. 71, 72 и 73 Конституции и обоснуйте, почему тот или иной предмет ведения или то или иное полномочие отнесены к конкретной группе. Приведите примеры, когда в договорном порядке то или иное полномочие уступается субъекту Федерации, либо наоборот. Какова природа и предназначение договоров между Федерацией и ее субъектами, полезны такие договоры или нет? В чем состоит принципиальное отличие правового статуса республик в сравнении с правовым статусом иных субъектов Российской Федерации?

 

ТЕМА 15. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раскройте содержание этих принципов. Определите условия обладания гражданами избирательными правами. Каковы пути преодоления неучастия избирателей в выборах? Как Вы думаете, почему в России правом избирать и быть избранным обладают граждане Российской Федерации, а иностранные граждане таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации?

 

ТЕМА 16. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1. Как Вы считаете, под влиянием каких факторов, условий и целей была воспринята указанная избирательная система, каковы ее преимущества и недостатки? Какая система применяется при проведении выборов в субъектах Федерации, в органы местного самоуправления? Каким критериям должна, на Ваш взгляд, соответствовать избирательная система, чтобы обеспечить оптимальные результаты выборов?

2. Охарактеризуйте стадии подготовки и проведения выборов. Как бы Вы оценили такую стадию избирательного процесса, как определение результатов выборов при пропорциональной системе. Обоснуйте свою позицию примерами из практики выборов Государственной думы в 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.

 

ТЕМА 17. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Раскройте конституционно-правовой аспекты статуса главы государства, его прерогативы во взаимоотношениях с Федеральным собранием и Правительством, а также определите правовое положение Президента в системе разделения государственной власти. В научной и публицистической литературе ведется много спо-ров вокруг правового статуса главы государства. Высказывают два мнения: перечень полномочий Президента слишком широк, перечень его полномочий достаточен. Сгруппируйте полномочия Президента по направлениям деятельности и попытайтесь обосновать собственное мнение по этому вопросу.

 

ТЕМА 18. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Чем это объясняется? Проанализируйте принцип, положенный в основу формирования Совета федерации. Каковы его позитивные и негативные стороны? Какого мнения по вопросу о роли каждой из палат, их функциях и предназначении придерживаетесь Вы?

2. На основе анализа ст. 103 Конституции выскажите свои сооб-ражения по вопросу о достаточности или недостаточности полно-мочий Государственной думы. Необходимо ли предоставить Думе больше реальных прав воздействия, в частности, на исполнительную власть?

 

ТЕМА 19. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Оцените механизм применения мер конституционно-правовой ответственности Правительства. Какова роль Государственной думы в реализации этих мер? Приведите примеры выражения недоверия Правительству отказа ему в доверии, или его отставки и объясните их причины.

2. Является ли приведенный в этой статье перечень полномочий исчерпывающим или его целесообразно расширить за счет имплементации иных конституционно-правовых норм, действующих законов и указов Президента?

 

ТЕМА 20. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И СИСТЕМА ЕЕ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Какие из этих принципов относятся к принципам судоустройства, а какие - к принципам судопроизводства?

2. Проанализируйте соответствующие статьи и решите, допускаются ли в ней наряду с федеральными судами существование судов субъектов Федерации? Какими еще федеральными законами, кроме Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 1996 г., регламентируются правовые основы судебной власти и каким образом?

 

ТЕМА 21. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Опираясь на ст. 125 Конституции, охарактеризуйте эту модель и сопоставьте с понятиями «конституционная юстиция», «конституционный контроль и надзор». Каковы назначение и задачи конституционного правосудия в России?

2. Считаете ли Вы данный способ демократичным? Как его можно было бы усовершенствовать, предполагая возможное участие в нем Государственной думы и исполнительной власти?

 

ТЕМА 22. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проанализируйте правовой статус уполномоченного по правам человека, его компетенцию, формы и условия его деятельности и выскажите свою точку зрения на его роль в жизни современного российского общества. Раскройте смысл следующей нормы: «Деятельность уполномоченного дополняет существующие (какие именно?) средства защиты прав и свобод, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод». Дайте правовую характеристику этой нормы и объясните главное предназначение института уполномоченного по правам человека.

 

ТЕМА 23. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. В чем состоит финансовая самостоятельность местного самоуправления? Какова организация местного самоуправления в Вашем городе, районе? Входят или не входят органы местного самоуправления в систему органов государственной власти и почему?

 

ТЕМА 24. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ГОСУДАРСТВАХ СНГ И БАЛТИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГРУЗИИ И КЫРГЫЗСТАНА

1. Как, на Ваш взгляд, должен поступить законодатель, чтобы разрешить указанную коллизию конституционно-правовых норм?

2. Какое заключение вынес бы Конституционный суд Российской Федерации по результатам официального толкования нормативных положений основного и федерального законов России, в части, касающейся анализируемой проблематики?

3. Приведите пример конкретной нормы Конституции страны СНГ или Балтии (на ваш выбор), оптимально определяющей и закрепляющей обязательный ценз оседлости Главы государства. Дайте мотивировку своей точки зрения.

4. Основные законы каких государств СНГ и Балтии закрепляют наиболее объемные и существенные требования к личности главы государства?

5. Каких, по вашему мнению, нормативных требований к личности Главы Российской Федерации нет в ее основном законе?

 

ТЕМА 25. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

1. Как обеспечивается принцип равенства субъектов в существующих в настоящее время в договорных федеративных государствах с развивающейся рыночной экономикой? Приведите практические примеры на ваш выбор.

2. Каким образом положительный опыт сохранения равенства субъектов в условиях договорных федераций может быть применен в России?

3. Внимательно изучите основные законы упомянутых государств, и определите какие нормы наиболее отвечают потребности создания федеративных автономий в условиях этих многонациональных государств с развивающейся рыночной экономикой?

4. Проанализируйте практику регулирования федеративных отношений в вышеперечисленных странах. Выскажите свою точку зрения относительно возможности его экстраполяции на российскую государственную действительность.

 

ТЕМА 26. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

1. Подробно ознакомьтесь с опытом создания национально-культурных автономий в 2–3 упомянутых выше развивающихся государствах (на Ваш выбор). Насколько, на Ваш взгляд, успешно решаются вопросы международно-правового обеспечения национального развития рассеянно, дисперсно или компактно проживающих групп этносов в этих странах? Какие механизмы существуют в международном праве для обеспечения наличия подобных автономий?

2. Какие методы международно-правового регулирования использовались при решении этнических проблем в Грузии, Азербайджане, Шри-Ланке?

 

ТЕМА 27. ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

1. В чем Вы видите правовую природу взаимозависимости формы государственного устройства и структуры парламентов стран мира?

2. Является ли возможным для России и ее основ конституционного строя функционирование однопалатного парламента и если да, то почему?

3. Какая палата Федерального собрания могла бы быть расформирована при переходе к монокамерализму и почему?

4. Каковы правовые предпосылки для продолжения существования Федерального собрания России на принципах бикамерализма?

 

ТЕМА 28. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ

1. Как с правовой точки зрения может быть решена проблема обеспечения надлежащей деятельности российских парламентариев в точном соответствии с их обязательствами перед избирателями?

2. Что и как должно быть изменено в действующем конституционном праве России для достижения этой цели?

3. Как Вы думаете, почему российским депутатам правовая система страны запрещает заниматься в свободное время иными формами деятельности, кроме указанных в установочной части данной темы?

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. О военных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3170.

3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1.

5. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №18. Ст. 1589.

6. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №27. Ст. 2710.

7. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ (в ред. от 20.10.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 171.

8. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №51. Ст. 4981.

9. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253.

10. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В, Конституционное право. - М.: Юрист, 2010.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Отв. ред. Л.А. Окуньков. - М.: Юнити, 2011.

12. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. А.Н.Головистиковой. М.: Экзамен, 2009. - 762с.

13. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. А.Д.Немова. М.: Академия, 2010. 510.

14. Муравский В.А. Право формальное и право реальное // Российский юридический журнал. 2009. №2. С.9-16.

15. Цыганаш В.Н. Конституционное право. М.: РЮИ НПА Минюста, 2009. 320с.

ЦЕНА РАБОТЫ:  300 рублей

КОД РАБОТЫ: Ptk_0024

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!