ПТК в МИЭП : История политических и правовых учений

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТОЙ НАУКИ

1. Идеал, лежащий в основе любого политического учения, всегда содержит в себе черты утопии. Как Вы считаете можно ли выработать политико-правовой идеал, свободный от элементов утопического сознания?

2. Возможно ли создание политико-правовой доктрины, не опирающейся на представление об идеальном устройстве общественной жизни? Аргументируйте свои ответы.

3. Сопоставьте аргументы в пользу обеих позиций. Выберите из них тот, который отражает Вашу собственную позицию в данном вопросе и объясните Ваш выбор.

ТЕМА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Как влияет традиционное для индо-буддизма противопоставление закона, основанного на истине (дхарме), и закона, основанного на пользе (артхе), на статус права в обществе?

2. Как подобное противопоставление влияет на статус закона и юридическое регулирование взаимоотношений людей в обществе и почему?

3. Вы познакомились с доктринами (конфуцианство, даосизм, легизм), синтез которых лег в основу культурной традиции, существующей и по сей день. Чем, на Ваш взгляд, объясняется историческая устойчивость этой традиции?

4. Какие особенности китайской традиции наиболее существенно отличают ее от европейской? Объясните свой выбор.

ТЕМА 3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Можно ли утверждать, что идеальная аристократия Платона - это государство тотального подчинения личности обществу, где личность еще не претендует на самоценность и полную автономию в поступках? Или утопия греческого мыслителя просто закрепляет привилегию личной свободы за высшими слоями общества? Аргументируйте свой ответ, обратив особое внимание на то, как Вы интерпретируете понятие «свобода личности».

2. Анализируя проблему справедливости, Аристотель различает уравнивающую и распределяющую справедливость. Является ли распределяющая справедливость неотъемлемой чертой цивилизованного общества? Как распределяющая справедливость связана с системой культурных ценностей общества?

3. По мнению Аристотеля, земельная собственность должна давать преимущества в политической жизни. Является ли эта идея простой защитой интересов земельной аристократии или за ней стоят более глубокие интересы культурного плана? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА 4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА

1. Сравните подход Платона и Полибия к процессу деградации политических форм. Что объединяет и что отличает эти подходы? При подготовке ответа особое внимание обратите на характер оценочных критериев, которые используют эти мыслители.

2. Возможно ли избежать влияния господствующих в обществе мнений и предрассудков при определении справедливости, если она понимается как постигаемый разумом порядок?

3. Что помимо разума может стать основой понимания справедливости?

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА

1. Каково было отношение христианства к языческому государству?

2. Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.

3. Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ И АРАБСКОЙ ЭКСПАНСИИ

1. Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода Вы можете назвать?

2. Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия?

3. Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа?

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

1. Какими аргументами отстаивался цезарепапизм? Оцените убедительность этих аргументов как со светской, так и с богословской точки зрения. При подготовке ответа на вторую часть задания используйте критику цезарепапизма православием.

2. В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома называл политической монархией?

3. Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?

ТЕМА 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. Какова взаимосвязь свободы и единства родной земли и свободы человека, живущего на этой земле?

2. Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона?

3. Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (МОСКОВСКАЯ РУСЬ)

1. Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?

2. Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?

3. Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем «хозяин земли русской» и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И. С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Курбским.

ТЕМА 10. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ

1. Как соотносится благо народа, государства и государя в концепции Макиавелли?

2. В чем видит мыслитель истинное, реальное благо в сфере политики?

3. Какова для великого флорентийца взаимосвязь целей и средств в политике? Справедливо ли называть «макиавеллизмом» любые виды политического аморализма? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ

1. Как Вы считаете, к каким трансформациям этики политического, экономического и правового поведения личности вели эти идеи Лютера?

2. Почему светская власть в трактовке Лютера есть скорее бремя, чем привилегия? родились людьми. Это не кара, а факт, с которым надо смириться.

3. Как учение Кальвина связано с идеями Августина? Что общего между этими учениями и в чем вы видите различия?

4. Каковы были этические последствия кальвинистского учения для развития европейской политической культуры?

ТЕМА 12. УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ЕВРОПЕ XVI-XVII ВЕКОВ И ИХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Каких принципов необходимо придерживаться в оценке идей Т. Мора и других утопистов прошлого, чтобы не утратить научную объективность?

2. Перечислите те черты идеального государства Т. Мора, которые, на Ваш взгляд, являются социально неприемлемыми и аргументируйте Ваш выбор.

3. Семья и семейные отношения мешают тотальной рационализации, они отсутствуют в идеальном государстве Кампанеллы. Какие причины лежат в основе необходимости уничтожения семьи в рационально устроенном обществе?

4. Возможна ли рационализация сферы семейно-брачных отношений, если ее не трактовать как сферу имущественного права?

ТЕМА 13. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЭПОХИ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

1. Государство, по Гроцию, есть «союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Какие особенности понимания «общей пользы», свойственные доктрине Греция, Вы можете назвать?

2. В чем состоит различие общества и государства согласно теориям Т. Гоббса и Дж. Локка? Какие различия в теоретических подходах Т. Гоббса и Дж. Локка предопределили различное решение проблемы отношений личности и государства в их концепциях?

3. Проведите сравнительный анализ трактовки проблемы свободы личности в христианстве и теории «естественных прав человека». Против каких социальных табу была направлена идея: «разрешено все то, что не запрещено законом» (Гоббс)?

ТЕМА 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1. Какие политические выводы с необходимостью вытекали из обоснования идеи решающей роли социальной среды в формировании качеств личности (Гельвеции)? Как обосновывался тезис о естественном равенстве людей в работах энциклопедистов?

2. Что понимается под политической и что под гражданской свободой в концепции Монтескье? Какова взаимосвязь между гражданской и политической свободой? Как концепция разделения властей, разработанная великим французом, связана с поиском равновесия внутренних сил общества?

3. Какие реальные проблемы теории народного представительства (и представительной демократии в целом) вскрыл Руссо своей критикой? В чем проявляется столь характерный для всех мыслителей этой эпохи механицизм мышления в учении Руссо?

4. Декларация прав человека и гражданина (1793 г.) во многом отразила господствовавший механистический подход, характерный для эпохи. Попробуйте обосновать этот тезис.

ТЕМА 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ США

1. Известно, что черновик текста Декларации независимости, хранящийся в библиотеке Конгресса, содержит сделанное рукой Джефферсона исправление. Автор вычеркнул «право на собственность» из перечня неотчуждаемых прав и вписал «право на стремление к счастью». Как бы Вы прокомментировали этот факт?

2. Какая логика стоит за тезисом Т. Пейна о том, что богатство граждан – это богатство нации? Как эта идея отразилась на особенностях американской политической культуры?

3. Сильная федеральная власть в США есть во многом плод конституционных усилий Гамильтона. В чем состоит опасность «произвольных» решений законодательной власти, которую видел А. Гамильтон?

ТЕМА 16. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭДМУНДА БЕРКА

 1. Что понимал Э. Берк под «придумыванием мнимых свобод» и в чем он видел опасность пропаганды подобных идей?

2. Почему Берк считал гораздо более важным сохранение уже существующих свобод, чем борьбу за обретение новых? Означает ли это отказ от стремления к более полной свободе?

3. К каким последствиям в реальной политике ведет интерпретация понятия «народ» как населения страны и трактовка «народа» как связи и преемственности поколений?

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКОВ

 1. Какие идеи И. Канта легли в основание теории «правового государства»? Каким образом Кант обосновывал необходимость повиноваться законодательной власти вне зависимости от ее происхождения?

2. Какие варианты дальнейшего развития идеи Фихте о стремлении всякого правительства сделать правительство излишним Вы можете назвать?

3. В чем проявляется реализация всеобщего интереса в государстве по Гегелю?

4. Какой тип общества лежит в основе гегелевского понимания гражданского общества? Возможно ли универсальное толкование этого типа общества (сравните со странами Востока)?

ТЕМА 18. ЛИБЕРАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА (И. БЕНТАМ, ДЖ. СТ. МИЛЛЬ, А. ДЕ ТОКВИЛЬ, О. КОНТ)

1. Утилитаризм стал «нравственной библией либерализма». Можно ли считать того «абстрактного человека», из познания сущности которого исходит утилитаристская этика, действительно универсальной моделью личности? Аргументируйте свой ответ. В чем Вы видите достоинства, а в чем недостатки индивидуализма бентамовского толка?

2. Какие особенности американского подхода к проблеме равенства и путей его достижения выделял А. де Токвиль как наиболее существенные?

3. Идея прогресса прочно вошла в политическую культуру Запада. Дайте сравнительный анализ идеи прогресса и религиозной телеологической концепции. Что объединяет и что различает эти идеи?

ТЕМА 19. МАРКСИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

1. Почему при переходе общества к социализму политическая революция должна была предшествовать социальной, хотя ранее в истории подобные переходы к новому строю осуществлялись в обратной последовательности?

2. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в будущем коммунистическом обществе государство отомрет. Какая логика, на Ваш взгляд, стояла за этой идеей?

3. Как Вы считаете, какие черты марксистской теории сделали ее особенно популярной в России на рубеже веков?

Марксизм уделял огромное внимание пролетариату, простым людям. Можно выделить также две исторические причины популярности марксизма очевидны: 1. Высокие темпы развития капиталистических явлений в экономической жизни России, значительный рост промышленных предприятий и занятых на них рабочих. 2. Значительная часть российской молодёжи, оказавшейся в европейских странах в результате вынужденной эмиграции или с целью получения образования, стала очевидцем утверждения западного пролетариата как самостоятельной политической силы.

ТЕМА 20. ПОЧВЕННИЧЕСТВО – ДЕРЖАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ

1. Объясните, что такое «соборность». Как она влияет на характер социальных и политических связей в обществе?

2. Какие аргументы в пользу монархической государственности Вы могли бы привести? Попытайтесь дать критику республиканской идеи с точки зрения убежденного монархиста.

3. Почему И.Л. Солоневич считает русскую общественную науку и великую русскую литературу двумя крупнейшими препятствиями на пути познания России?

ТЕМА 21. ЛИБЕРАЛЬНО-ЗАПАДНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1. Но вместе с тем русская правовая школа давала мировой науке и целый ряд самостоятельных, новых идей в области социологии, теории политики и права. Назовите хотя бы несколько таких идей и, проведя сравнительный анализ с распространенными на Западе подходами, покажите их оригинальность.

2. Какие вопросы встают перед исследователем, если он анализирует демократию не как статическое состояние, а как процесс? Какие проблемы демократического процесса оказались в центре внимания М.Я. Острогорского?

ТЕМА 22. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В XX ВЕКЕ

1. Как Вы считаете, какие аспекты понимания прав личности, характерные для советской идеологии, оказали влияние на идейную эволюцию западного либерализма в XX веке?

2. В чем Вы видите основные причины того глубокого кризиса, который переживает современный коммунизм?

3. На Западе частная собственность традиционно рассматривается как основа свободы личности. Как вопрос о взаимосвязи собственности и свободы решался в теории марксизма-ленинизма?

ТЕМА 23. ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ В XX ВЕКЕ

1. Известно, что германский национал-социализм активно использовал идею правового государства в своей политической практике. Что, на Ваш взгляд, лежало в основе понимания права, которое должно было торжествовать в национал-социалистском государстве?

2. Для масс фашизм формулировал вполне рационалистические идеи и лозунги. Какие черты политической утопии Вы можете, тем не менее, обнаружить в идеологии «тысячелетнего рейха»?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, дать юридически корректное определение фашизма? Обоснуйте свой ответ.

ТЕМА 24. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕКАДАНСЕ И ПОПЫТКИ ОБНОВЛЕНИЯ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СТРАН ЗАПАДА XX ВЕКА

1. Какие ценности традиционной для Запада культуры становятся абсолютно неприемлемыми в современном мире и почему?

2. Проведите сравнительный анализ интерпретации концепции прав человека и их защиты в неолиберализме и неоконсерватизме. Что объединяет и что различает подходы представителей этих течений?

3. Проанализируйте вывод Петражицкого, что каждая социальная группа творит свое право помимо государства. К каким теоретическим последствиям в этом контексте ведет противопоставление закона и права?

ТЕМА 25. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СТРАНАХ «ТРЕТЬЕГО МИРА»

1. На какие черты индо-буддистской культурной традиции опирался Ганди в своей деятельности? Какие стороны христианской традиции способствуют, а какие препятствуют успеху идей ненасилия в христианском мире?

2. Известны высказывания Сунь Ятсена о том, что «китайцам не нужна свобода», «принцип свободы ни в коем случае нельзя распространять на индивидуума, свободу надо применять к государству». Сунь Ятсен писал: «Китай, начиная с самой глубокой древности, хотя и не знал слова «свобода», но по существу пользовался свободой и притом настолько полной, что ему не было надобности добиваться чего-то еще». Прокомментируйте эти высказывания китайского мыслителя.

3. Избегая оценочных суждений, попытайтесь сформулировать основные черты политической и правовой доктрины исламского фундаментализма. В чем суть фундаментализма в исламе?

Список литературы

 1. Волков В.И. История политических и правовых учений. - М.: Статут, 2010.

2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Дело, 2011.

3. Лейст М.Н. История политических и правовых учений. - М.: Норма, 2010.

4. Рогов А.Н. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 2009.

5. Тонких В.А. История политической и правовой мысли России. - М.: Форум, 2011.

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ:  300 рублей

КОД РАБОТЫ: Ptk_0022

КУПИТЬ РАБОТУ

Комментарии к записи "ПТК в МИЭП : История политических и правовых учений"
Оставить комментарий
  1. Спасибки за работу, очень понравилась

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!