ПТК в МИЭП : История государства и права России Часть 2

ПТК в МИЭП : История государства и права России Часть 2

ТЕМА 1. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

1. Проанализируйте высказывания К.Д. Кавелина с точки зрения права и выскажите свою точку зрения о том, могла ли Россия сохранить статус великой державы без отмены крепостного права. Попытайтесь провести аналогию с современностью. Как Вы думаете, насколько от уровня развития права зависит сегодня мощь и благо¬состояние Российского государства?

2. Какова Ваша точка зрения об отмене крепостного права в России? Как Вы считаете, насколько в принятых законодательных документах учитывались реальные потребности Российского госу¬дарства и общества?

3. Каковы основные условия освобождения крестьян, разъясненные Манифестом 19 февраля 1861 г. и рядом положений? Дайте харак¬теристику всех трех этапов реформы.

4. Какие условия ограничивали выход крестьянина из общины с на¬делом? Как определялась норма надела крестьян землей? Что такое «дарственные наделы»?

5. Проанализируйте Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях, опреде¬лите правовое положение «временнообязанных крестьян» и «кре¬стьян-собственников».

6. На основе сравнительно-правового анализа особенностей освобождения зависимых крестьян в Англии, Дании и России сделайте вывод о том, где в большей степени законодатель учитывал интересы государства, феодалов, крестьянства, и каким образом. В какой из этих стран, на Ваш взгляд, были выполнены все задачи, поставленные перед аграрной реформой?

ТЕМА 2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

1. Дайте собственную оценку проведенной реформы. С какой из изложенных выше точек зрения можно согласиться? Свои выводы аргументируйте.

2. Попытайтесь изобразить в виде схемы систему судов по реформе 1864 г. Как Вы считаете, насколько новая судебная система соответствовала тогдашним условиям России?

3. В каком суде и при рассмотрении каких дел участвовали присяжные заседатели? Чем суд присяжных в России отличался от суда присяжных в других странах? Дайте правовой анализ порядка выборов присяжных заседателей.

4. Какие изменения были внесены реформой в процедуру пред¬варительного следствия? Насколько, на Ваш взгляд, важны эти изменения?

5. В каком случае и при каких условиях коронный суд мог не согласиться с вердиктом присяжных? Каковы были правовые последствия подобного решения? Определите юридический статус приговора суда с участием присяжных.

6. Поразмышляйте над различиями в судоустройстве Англии, Германии и России. Почему в России и Германии возобладало стремление к крепкому, единообразному, дисциплинированному судебному аппарату, подконтрольному единому имперскому центру, а в Англии нет? Какие судебные инстанции Германии можно сравнить с судебными инстанциями России? Почему?

ТЕМА 3. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ В РОССИИ

1. Изучите существующие точки зрения по поводу земской и городской реформ в России. Можно ли с точки зрения государствоведения утверждать, что в России была создана эффективная система местного самоуправления?

2. Объясните причины отсутствия в России органа, возглав¬ляющего и координирующего работу всех земств. Согласны ли Вы с мнением В.В. Леонтовича о том, что в основу органов земского самоуправления легла не идея децентрализации государственного суверенитета, а концепция, противопоставляющая общество госу¬дарству? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы считаете, почему во время земской реформы не были созданы органы местного самоуправления в волостях? Каковы причины введения куриальной системы выборов в земские учреждения?

4. Дайте правовую характеристику органам городского самоуправ¬ления: городской думе и городской управе - их функциям, компетенции.

5. К какой из этих систем Вы бы отнесли систему местного самоуправления России, созданную в 60-х – 70-х гг. XIX в.? Или она совершенно уникальна? Свое мнение обоснуйте.

ТЕМА 4. КОНТРРЕФОРМЫ 1880-х - 1890-х гг.

1. Какова Ваша оценка мероприятий 1880-1890-х гг.? Какие, на Ваш взгляд, факты и признаки свидетельствуют (или отрицают) об укреплении государством своих позиций, активном расширении рыночных отношений в экономике и появлении соответствующих законов.

2. Проанализируйте Положение о мерах к охранению государст¬венного порядка и общественного спокойствия (1881 г.) и определите функции министра внутренних дел, генерал-губернатора. Что пред¬ставляло собой Особое совещание и каков его правовой статус?

3. Какую роль сыграло Положение о земских участковых началь¬никах (1889г.) в судьбе мировых судов? Как Вы считаете, что нового в организацию местного самоуправления внесли Положения 1890 и 1892 гг.?

4. Какие изменения были внесены в 1885 г. в Уложение о наказа¬ниях уголовных и исправительных? Каков их общий характер?

5. Завершите сравнительно-правовой анализ законодательного обеспечения контрреформ в Италии и Венгрии и сформулируйте собственный вывод о схожести и различиях в действиях реакционеров. Как на этом фоне выглядят российские контрреформы?

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Дайте характеристику государственной системе, сложив¬шейся в 1905 - 1907 гг. Какой взгляд на парламентаризм в Российской империи Вам ближе и почему?

2. Определите правовой статус Государственной Думы по закону от 6 августа 1905 г. Кто лишался избирательных прав по этому закону? В силу каких причин Государственный Совет принято считать «верхней палатой российского парламента»?

3. Как распределялись законодательные функции между Госу¬дарственной Думой и Государственным Советом? Как отразился антидемократический характер третьеиюньского избирательного закона на состав III и IV государственных дум?

4. Проведите анализ иранского Меджлиса и российской Государственной думы, сравнив специфику структуры и состава парламентов, их места в государственной системе, статуса монарха, политико-правовых факторов, приведших к трансформации государственного строя.

ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Определите правовое положение монарха в России, взаимоот¬ношения императора и Государственной Думы по Основным законам ередакции от 23 апреля 1906 г. Почему события 3 июня 1907г. в России квалифицируются как государственный переворот? Какова Ваша точка зрения по этому вопросу?

2. Кому в 1906-1907 гг. принадлежало право законодательной ини¬циативы («почина») ? Какие статьи о праве законодательного почина свидетельствуют, что формально Основные государственные законы дарованы императором? В каких статьях сформулирована норма об абсолютном вето императора в делах законодательства?

3. Можно ли было обойти обычный порядок законотворчества и когда? Ограничивает ли статья 87 срок действия предусмотренных ею чрезвычайных указов? Как Вы думаете, почему? Достаточны ли, по Вашему мнению, гарантии, содержащиеся в Основных государст¬венных законах, для предотвращения злоупотреблений внепарла¬ментским законодательством?

4. Какие требования к вступлению законов в силу предусматри¬вались Основными государственными законами? Возможно ли было в царской России, чтобы законодательный акт вводился в действие с момента подписания? Если да, то почему?

5. Как Вы считаете, можно ли Основные государственные законы назвать конституцией? Какая форма правления была установлена в России после первой русской революции 1905-1907 гг.?

6. Используя рекомендованные хрестоматии, сравните главу 1 «Об императоре» Конституции Японской империи 1889 г. (ст. 1–16) с главой 4 «Президентство» Конституции Германской империи 1871 г. (ст. 11–19) и ст. 7–11, 86, 107 Основных законов Российской империи 1906 г. Каковы различия в статусе, функциях, праве вето императора в делах законодательства по этим документам?

ТЕМА 7. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Какого подхода придерживаетесь Вы в оценке государственного устройства РСФСР? Какие характеристики Советского государства, предложенные юристами, историками и публицистами, Вы знаете? Каковы тип, форма государства, форма правления, форма государст¬венного устройства, политический режим РСФСР?

2. Почему, по Вашему мнению, было распущено большевиками Учредительное собрание? В чем Вы видите разницу в понятиях «парламентскаяреспублика» и «республика Советов»?

3. Перечислите основные принципы организации и деятельности Советского государства и дайте им правовую характеристику. В чем заключалась система «двойного» подчинения многих органов госу¬дарственного управления? Как Вы считаете, почему эта система столь активно использовалась в Советском государстве?

4. К какой правовой системе принадлежало советское право? Каковы особенности советского права (приведите при этом соот¬ветствующие примеры из истории советского права)?

5. Каковы основные положения Декрета о мире? Как Вы пони¬маете «мир без аннексий и контрибуций»? Какие принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем закре¬плены в Декрете о мире?

6. Как Вы считаете, какой конституционный акт Советской рес¬публики, первым суммарно закрепил политические и социально-экономические отношения, сложившиеся после Октября 1917 г.? Почему, написанный Лениным для Учредительного собрания, он был утвержден в январе 1918 г. III Всероссийским съездом Советов? Дайте краткую правовую характеристику этому документу.

7. Как, по Вашему мнению, следует называть событие Октября 1917 г. - революцией или переворотом? Аргументируйте свой ответ.

8. Известно, что во многих развитых странах существует четкое разделение юридических норм на публично- и частноправовые. Почему, на Ваш взгляд, советское право не признавало этого деления?

ТЕМА 8. СОВЕТСКИЕ КОНСТИТУЦИИ

1. Как, на Ваш взгляд, могло быть сформулировано это «консти¬туционное правило»?

2. В чем преемственность всех советских конституций? Проана¬лизируйте и обобщите изменения, происшедшие в высших органах власти, избирательной системе за советский период? Чем объясняются изменения, последовавшие после принятия Конституции СССР 1936 г. ?

3. Проследите эволюцию в развитии советов за период с 1918 по 1993 г. Поясните причины всех переименований.

4. Дайте правовую оценку каждой конституции с точки зрения соответствия их основных положений реалиям общественно-политического развития страны.

5. Сравните эти и другие статьи (из разделов «Юстиция», «Законодательство») с соответствующими статьями Конституции РСФСР 1918 г. и сделайте вывод о различиях в понимании прав человека и гражданина, понимании законности в советской и западных правовых системах.

ТЕМА 9. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Как Вы считаете, какие из вышеперечисленных органов отно¬сились к специальным службам Советского государства? Упомина¬ются ли в текстах Конституции РСФСР 1918 г. и Конституции СССР 1924 г. Политбюро, Реввоенсовет, ВЧК-ГПУ-ОГПУ? Резуль¬таты анализа текстов подкрепите собственными выводами.

2. Каковы были полномочия ВЧК на момент ее образования? Каким статусом обладала ВЧК в системе государственного аппарата? Как Вы считаете, почему на ВЧК были возложены функции по борьбе со спекуляцией?

3. Какие события послужили причиной перехода к «красному террору»? Перечислите полномочия ВЧК в период «красного террора». Как Вы оцените с точки зрения права узаконенную в сентябре 1918 г. практику взятия заложников?

4. В чем сущность внесудебных полномочий ВЧК-ГПУ-ОГПУ? Почему понадобилось упразднение ВЧК и создание ГПУ? Существовал ли действенный надзор за законностью действий ОПТУ?

5. Сравните особенности чрезвычайных органов во Франции и Китае. Как Вы считаете, их деятельность была законной или лишь облачалась в форму «законности»? Почему? Какова разница в причинах их образования, подведомственности, правовом статусе, функциях? Что есть общего в статусе и функциях чрезвычайных органов в этих странах и в РСФСР?

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО СУДА

1. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Свое мнение обос¬нуйте.

2. Дайте характеристику особенностей системы судов по реформе 1922 г. Какие специальные суды были созданы и какова их подсудность?

3. Чем руководствовались суды в своей деятельности до принятия УК и ГК?

4. Проанализируйте, как изменялась система первых революци¬онных советских трибуналов в годы гражданской войны и в период новой экономической политики, и их отличия от обычных судебных органов.

ТЕМА 11. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ

1. Какая из вышеуказанных точек зрения о советской прокуратуре представляется Вам наиболее обоснованной? Почему? Дайте оценку существовавшей практике общенадзорной деятельности советских прокуроров и надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

2. Каковы были структура прокуратуры и ее функции в соответ¬ствии с Положением о прокурорском надзоре 1922 г.? Чем принцип построения прокуратуры отличался от других ведомств?

3. Как Вы считаете, почему во второй половине 20-х годов централизацию прокуратуры не удалось завершить полностью? Каким образом, на Ваш взгляд, ВКП(б) и советское правительство осуществляли контроль за деятельностью прокуроров СССР и союзных республик?

4. Сравните Положение о прокурорском надзоре (1922 г.) и Положение о Прокуратуре СССР (1933 г.). Какие изменения произошли в правовом положении и функциях прокуратуры?

5. В связи с этим в какой из этих стран, на Ваш взгляд, наиболее полно реализуется защита законности? Почему? Сравните функции прокуратуры в этих государствах с функциями советской прокуратуры в 20-30-х годах. Как Вы считаете, почему Прокуратура СССР была ответственна не только перед ЦИК СССР и его Президиумом, но и перед СНК СССР?

ТЕМА 12. КОДИФИКАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВА В 1920-Х Г.

1. С каким из вышеуказанных мнений о причинах кодификации Вы бы согласились? Какую из оценок кодификации Вы разделяете? Почему? Как Вы думаете, можно ли считать, что с принятием кодексов 1922–1923 гг. в РСФСР началось формирование новой системы законодательства? Свой ответ аргументируйте.

2. Какие виды собственности закреплялись ГК РСФСР 1922 г.? Какие объекты исключались из гражданского оборота? Какие огра¬ничения в наследственном праве предусматривались законом?

3. Какие формы землепользования определялись Земельным кодексом РСФСР 1922 г.? Допускалась ли аренда земли?

4. Проанализируйте особенности кодексов законов о труде 1918 г. и 1922 г. Выявите основные различия кодексов и дайте им правовую характеристику.

5. Что понималось под преступлением по УК РСФСР 1922 г.? Каковы цели и виды наказания по УК? Как Вы считаете, что имел в виду юрист Н.Д. Дурманов, отмечая, что «на территории РСФСР одновременно действовало девять в той или иной мере отличавшихся один от другого текстов главы IX УК РСФСР» (глава предусматри¬вала наказания за бытовые преступления на территории автономных республик и областей)? О чем это свидетельствует?

6. Проанализируйте особенности кодификации в Дании и Канаде и сравните их с кодификацией в РСФСР. Дайте общую государственно-правовую оценку этих кодификаций. Насколько, на Ваш взгляд, схожи практика разработки модельных законов в Канаде и разработки основ союзного законодательства в СССР?

ТЕМА 13. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

1. Какую из вышеприведенных точек зрения Вы считаете более объективной? Почему? Как Вы считаете, каковы положительные и отрицательные стороны федерализма в России и СССР?

2. Какими чертами характеризовалось федеративное устройство СССР? Какие формы автономии использовались и чем они обосновы¬вались?

3. Существовали ли политические и экономические предпосылки образования СССР? Можно ли считать Союз ССР преемником госу¬дарственной идеи Российской империи? Свой ответ обоснуйте.

4. Сравните системы высших органов государственной власти и государственного управления СССР и РСФСР по конституциям 1918 г. и 1924 г. Как Вы считаете, имелись ли здесь различия? Свой ответ обоснуйте.

5. Проведите анализ административно-территориальных реформ в 1920-х гг. и выявите достоинства и недостатки осуществленных преобразований. Какие изменения в государственном аппарате были вызваны этими реформами?

6. Проанализируйте вышеуказанные и другие примеры различий в устройстве федеративных государств. Все ли специфические признаки федерации приведены в этих примерах? Если нет, то какими другими специфическими признаками обладают федерации (покажите это на примере США, Индии, Бразилии и СССР)? Каковы особенности статуса субъектов федерации в СССР по сравнению со статусом субъектов федерации в США, Индии и Бразилии.

ТЕМА 14. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ИЮНЬ 1941 - 1945 гг.)

1. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Свою позицию обоснуйте конкретными примерами из истории государства и права СССР периода Великой Отечественной войны.

2. Какие изменения произошли в государственном аппарате и судебной системе в годы войны? Насколько они были обоснованы?

3. Какой реорганизации подверглась в годы войны прокуратура, суд и следствие? Как Вы считаете, они действовали в духе военного времени или превышали свои полномочия?

4. Какие изменения в годы войны произошли в сфере гражданского и уголовного права? Каковы современные оценки этих изменений? Какой оценки придерживаетесь Вы?

5. Сравните вышеизложенные факты с изменениями в государстве и праве СССР в годы Великой Отечественной войны. Как Вы считаете, в чем их схожесть и различия? Какие другие примеры нарушения законности со стороны американского или британского правительств, военного руководства Вам известны?

ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 50-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ.

1. Какова Ваша точка зрения? Сравните преобразования в области государственного управления в 50-х - первой половине 60-х гг. с преобразованиями эпохи «застоя» и приведите собственные выводы о причинах неудачи реформ.

2. Проанализируйте преобразования в праве в 50-х - первой половине 80-х гг. Приведите два-три факта пренебрежительного отношения к правосудию в СССР.

3. Как увязывалась государственная система управления с пар¬тийным строительством 50-80-х гг.? Приведите конкретные примеры.

4. Прокомментируйте статистические данные: в 1980 - 1985 гг. Верховный Совет СССР принял 48 законов, в том числе 33 - об ут¬верждении 125 указов Президиума Верховного Совета СССР. О чем свидетельствуют эти факты?

5. Какие особенности советской юстиции серьезно ущемляли гарантии прав граждан? Правильно ли суждение, что в 70 - 80-х гг. «народные суды влачили жалкое существование»? Как сложилось «телефонное право»?

6. Подробнее проанализируйте вышеуказанные изменения в праве упомянутых зарубежных государств. Как Вы считаете, чем диктовались эти преобразования? Происходило ли нечто подобное в СССР в эти годы?

ТЕМА 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991 ГГ.)

1. Проанализируйте основные преобразования в государственном управлении СССР в период перестройки и дайте им правовую характеристику. Как Вы считаете, какое из вышеуказанных мнений о причинах неудач перестройки максимально и наиболее объективно учитывает состояние, в котором оказалась советская правовая система к 1980-м годам? Свой ответ аргументируйте.

2. Какое место в системе государственной власти занимали Съезд народных депутатов и Верховный Совет? Какова их компе¬тенция? Какими полномочиями был наделен Президент СССР?

3. Как проводилась легализация частной предпринимательской деятельности? К каким, на Ваш взгляд, ухищрениям прибегал зако¬нодатель, чтобы удержать процесс обновления гражданского зако¬нодательства СССР в рамках коммунистической идеологии?

4. Проанализируйте, как политическая либерализация повлияла на демократизацию общественных отношений.

5. Сравните опыт модернизации в Южной Корее и на Филиппинах с реформированием государственной системы в СССР в 1985–1991 гг. Каковы, на Ваш взгляд, главные причины успешной модернизации в Южной Корее и неудач модернизации на Филиппинах и в СССР?

ТЕМА 17. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г.

1. Какое из вышеуказанных мнений Вы разделяете? Почему? Каковы, на Ваш взгляд, общие характерные черты содержания Конституции России? Известно, что в Испании переход от тоталитарного режима к демократии был обеспечен Конституцией 1978 г., ставшей примером достижения гражданского согласия, основанного на откровенном компромиссе, сознательном допущении расплывчатых формулировок и недоговоренностей. Имеет ли Конституция России черты, схожие с Конституцией Испании?

2. Какие изменения произошли в федеративном устройстве России после принятия Конституции? Как решена проблема «права нации на самоопределение» в Конституции 1993 г. по сравнению с советскими конституциями?

3. Проанализируйте конституционные реформы, последовавшие после принятия Конституции 1993 г. Как Вы считаете, чем они были вызваны? Каково их значение для укрепления правовой системы страны?

4. Дайте правовую оценку институтов демократии, закрепленных в Основном законе России.

5. Какие наиболее важные, с Вашей точки зрения, законодательные документы приняты после введения в действие Конституции 1993 г.? Какие изменения в государственном аппарате и законодательстве проведены с целью вывода России из тяжелого экономического кризиса?

6. С какой из вышеизложенных точек зрения на правовой статус человека, специфику основных прав и свобод в КНР Вы бы согласились? Почему? Сравните иерархию основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и КНР, и дайте правовую характеристику их схожести и различий.

ТЕМА 18. ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993–2011 ГГ.

1. Как Вы считаете, какой из вышеуказанных способов более предпочтителен для России и соответствует российской правовой культуре? Какой из них и каким образом использовался при проведении правовой реформы в стране?

2. Проанализируйте в общих чертах процесс формирования современной правовой системы в России и приведите примеры появления совершенно нового законодательства и отраслей права, в которых отразились новые подходы в правовом регулировании общественных отношений.

3. Каковы, на Ваш взгляд, основные особенности кодификации российского гражданского законодательства? Какие виды собственности закреплены в ГК РФ? Какие наиболее важные изменения произошли в наследственном праве?

4. Какие формы землепользования определены Земельным кодексом РФ 2001 г.? Допускается ли продажа земель? Какие противоречия земельной реформы и недостатки аграрного законодательства Вы бы выделили?

5. Каковы цели и виды наказания по УК РФ 1996 г.? Изменилась ли система уголовных наказаний после принятия УК РФ 1996 г.? Аргументируйте свой ответ.

6. Опыт каких стран Вы считаете наиболее важным для России? Почему? Какие конкретные изменения предусмотрены в связи с этим в политике и праве? Отражены ли они в заявленной Президентом РФ стратегии-2020?

Список основной литературы

1. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Высшая школа, 2011.

2. История государства и права / Под ред. Чистякова О.И., Мартисевича И.Д. – М.: Норма, 2010.

3. Орлов А. С. История России. – М.: Проспект, 2010.

4. Павленко П., Кобрин В. История России с древнейших времен: Учебное пособие для вузов. – М., 2011.

5. Памятники русского права. - М.: Изд-во АН РФ, 2009.

6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс в 2-х т. – М.: Норма, 2008.

7. Хрестоматия по истории отечества с древнейших времен до наших дней / Сост. Орлов А. С. – М.: Проспект, 2009.

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

ЦЕНА РАБОТЫ: 250 руб.

КОД РАБОТЫ: Ptk_0030

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!