ПТК в МИЭП : История государства и права России Часть 1

ПТК в МИЭП : История государства и права России Часть 1

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Какова Ваша точка зрения об образовании древнерусского государства? Означает ли фраза из «Повести временных лет»: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжит и володеть нами», что основателями Древнерусского государства являются варяги? Каково ваше мнение на этот счет?

2. В историко-правовой литературе по-прежнему продолжается спор о том, каков был титул у великого князя и что он означал. Ученые указывают на титулы «великий князь», «светлый князь», «конунг», «хакан». Какова, на Ваш взгляд, особенность каждого титула, в каком случае он применялся? Какие соседние государства, на Ваш взгляд, могли быть примером государственных начал для восточных славян? Попытайтесь доказать, что функционирование Древнерусского государства основывалось на славянской традиции.

3. А как бы Вы назвали этот переходный период? Почему? Как его трактуют сторонники цивилизационного подхода? Опираясь на материал, изучаемый в курсе теории государства и права, сравните и дайте правовую характеристику политическим формам и государственному устройству, сложившимся в VIII–XII вв. в Киевской Руси, Польше, Венгрии и у скандинавских народов.

4. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Обоснуйте свой ответ.

5. Как Вы считаете, почему в одних условиях она помешала возникновению рабства, а в других – нет?

ТЕМА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРАВО

1. Проанализируйте указанные выше мнения и сформулируйте собственную точку зрения об особенностях древнерусского права. Можно ли считать, что в праве Древней Руси круг возможностей частных лиц шире, чем круг возможностей государства. Отыщите в тексте Русской Правды статьи, сообщающие об иерархии и привилегиях князя и княжеской администрации. Насколько, на Ваш взгляд, это согласуется с наличием вечевого института во многих русских городах и традициями общины? Что повышало роль и значение князя и влекло за собой подавление прав членов общины? Только ли в интересах элиты осуществлялась регламентация имущественных и уголовных отношений?

2. Как Вы считаете, почему на Руси не употреблялось слово «собственность» (со времен Русской Правды до эпохи Екатерины Великой)? О чем, на Ваш взгляд, свидетельствует известный фольклорный сюжет: «добрый молодец, обратившись в коня, приказывает отцу вести себя на продажу, но предупреждает, чтобы уздечку тот не уступал ни за какие деньги – иначе лишится сына»?

3. Выскажите свое мнение по поводу того, почему одним из наиболее тяжких преступлений в Киевской Руси считалась кража коня? Почему разбой, злостная неуплата долга и кража холопа считались имущественными преступлениями?

4. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Как Вы оцениваете вклад Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и митрополита Илариона в русское право? Согласны ли Вы с историками, считающими, что князь Владимир «поставил себя выше всех в вопросах церковного права, в том числе выше византийского патриарха»? Если да, то чем можно аргументировать это утверждение?

5. Изучите комплекс источников права древнерусского государства.

Дайте им правовую характеристику, выявив их специфику. Как Вы

считаете, когда на Руси зарождается каноническое право и в каких

актах оно было отражено? Одни исследователи полагают, что церковное право было самостоятельной системой права, существовавшей параллельно со светским правом. Другие определяют церковное право как отрасль права. Какой из этих точек Вы бы отдали предпочтение и почему?

6. Проанализируйте причины вышеуказанных различий в развитии права в Византийской империи и Польском королевстве. Сравните особенности развития права в этих государствах с развитием права в Киевской Руси в XI веке. Почему при столь высоком уровне правопонимания в Византии имели место многочисленные правонарушения? Какую роль в социальном регулировании в Польше и Киевской Руси играли традиционные представления о непререкаемости обычая?

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII–XIV ВВ.)

1. Проанализируйте вышеуказанные подходы и выявите наиболее ценное в них в политико-правовом отношении. С какими точками зрения Вы бы согласились? Опираясь на материал, изучаемый по курсу теории государства и права, определите тип, форму государства, политический режим Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

2. А какова Ваша точка зрения о причинах гибели владимиро-суздальского князя? О каких отношениях между князем и вассалами свидетельствует этот эпизод? Как бы, на Ваш взгляд, завершился подобный конфликт в других княжествах?

3. Чем отличается от этих названий термин «дворянин»? Как титуловался князь, лишавшийся своей волости и переходивший на службу к другому князю? Что представляли собой в совокупности посадники, тиуны, детские, мечники?

4. Изучите каталог источников писаного права в XII–XIV вв. Какие из них вышли на первое место по количеству и распространенности в период феодальной раздробленности? Какие из них, на Ваш взгляд, были наиболее важными? Какова особенность их срока действия?

5. На основе анализа вышеуказанных различий рассмотрите весь комплекс причин (или факторов) более длительного сохранения раздробленности во Франции. Сравните причины феодальной раздробленности во Франции и на Руси. Есть ли в них схожесть?

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РУССКИХ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК

1. Так является ли государственно-правовой строй Новгорода и Пскова уникальным феноменом истории русского государства или он представляет собой одну из форм древнерусской демократической государственности? Свой ответ обоснуйте. Как Вы считаете, почему княжеская власть в Новгороде и Пскове не была ликвидирована? Каким статусом обладал здесь князь? Почему в Пскове положение князя было более прочным? Почему вечевой строй в Новгороде некоторые историки права считают архаичным и неоформленным?

2. Проанализируйте исторические свидетельства о деятельности вече в Новгороде и Пскове. Каково Ваше мнение о составе вече и его роли в решении государственных вопросов? Дайте характеристику Новгородскому вече и городскому совету, их статусу, составу, функциям. Кто олицетворял высшую исполнительную власть в Новгороде? Чем отличалась высшая исполнительная власть в Пскове? Как Вы думаете, когда и каким образом власть в Новгороде перешла к боярской олигархии?

3. Какие, на Ваш взгляд, юридические основания имел в виду Иван III, заявив в ноябре 1470 г. новгородскому послу: «Жалую по прежнему обычаю, как было при отце моем… и при дяде и при прадеде моем, и при прежде бывших всех великих князей»?

4. Какая из вышеуказанных моделей, на Ваш взгляд, имеет наибольшую ценность для развития права и государственных начал? Было ли нечто схожее в Новгороде и Пскове? Сравните особенности республиканского строя в Римской республике, Афинской демократии, городах Северной Италии, управления в городах Ганзейского союза с государственным строем Новгорода и Пскова, выявите общее и различия.

ТЕМА 5. НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ СУДНЫЕ ГРАМОТЫ

1. Какое из вышеуказанных мнений Вы бы разделили? Как Вы считаете, почему в Новгороде и Пскове была очень высока юридическая регламентация? Почему в Псковской судной грамоте (ПСГ) говорится о бессословном собственнике? В чем, на Ваш взгляд, состоят особенности правового статуса «отчины», «живота», «кормли»?

2. Одна из новгородских берестяных грамот сообщает о том, что некий Митрофан требовал передать ему в полные холопы Онкифа за то, что тот пятый год не может рассчитаться с долгами. Какая гражданско-правовая сделка имеется здесь в виду? О каких других особенностях обязательственного права свидетельствует эта информация?

3. Какая форма наследования преобладала в республиканском праве? Согласны ли Вы с мнением Г. Шершеневича, что законодатель стремился не дробить наследственное имущество, и оно по возможности переходило к новому владельцу целиком? Приведите выдержки из статей ПСГ, подтверждающие Вашу точку зрения.

4. Можно ли считать, что новгородское и псковское уголовное право продолжало традиции Русской Правды? Сравните состав и виды преступления, принципы и виды наказания по Русской Правде и ПСГ. Что нового в этом отношении дала ПСГ?

5. Объяснимы ли вышеуказанные различия в праве западноевропейских городов исторически? Сравните особенности права Новгорода и городского права Западной Европы и выскажите собственную точку зрения об их сходстве и различиях.

ТЕМА 6. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Проанализируйте понятия «централизация государства» и «объединение государства». Каково Ваше мнение о причинах и факторах централизации? Когда, на Ваш взгляд, завершился процесс централизации русского государства? Какое отношение к становлению русского централизованного государства имеет полемика Нила Сорского и Иосифа Волоцкого?

2. Какое из вышеприведенных мнений Вы считаете верным? Почему? О каких особенностях государства, на Ваш взгляд, свидетельствуют приведенные выдержки?

3. В связи с этим проведите небольшое политико-правовое исследование, проанализировав роль, статус, состав и функции приказов (в качестве примера дайте характеристику двум-трем из них)? Можно ли утверждать, что единая система специализированных органов исполнительной власти сложилась в Московском государстве уже в XVI в. или ее образование берет начало с 1802 г.?

4. А как Вы оцените роль и значение земских соборов в истории государства и права России? Насколько их состав, компетенция и порядок работы соответствовали идее князя А. Курбского: «Царь же аще и почтен царством… должен искати доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек»?

5. Какое из этих мнений, на Ваш взгляд, объективно учитывает специфику механизма функционирования сословного строя в России? Дайте характеристику реформы местного управления и отмены системы кормлений. Какую роль в укреплении государства сыграли Дворовая тетрадь (1552) и Уложение о службе 1556 г.?

6. Проанализируйте предпосылки и особенности процесса централизации в вышеуказанных странах и сравните их со спецификой образования централизованного русского государства.

ТЕМА 7. СУДЕБНИК 1497 Г. ИСТОЧНИКИ РУССКОГО ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ.

1. Какое из приведенных выше мнений Вам представляется наиболее обоснованным? Каково Ваше мнение о правовом характере судебников конца XII–XVI вв. и указных (уставных) книг приказов? Как Вы считаете, какие виды наказаний чаще всего применялись в Московском государстве в XV–XVIII вв.? Приведите примеры наказаний, не предусмотренных законом.

2. Сравните оба кодекса и постарайтесь самостоятельно определить степень их различий. Говорят, что их основа находилась в непосредственной связи со стадией развития регулируемых ими феодальных отношений. Так ли это? В чем это конкретно выражалось? Каково значение судебников в истории русского права?

3. Как Вы считаете, какое наказание тяжелее – торговая казнь в Московском государстве или «поток и разграбление» в эпоху Киевской Руси? Свой ответ аргументируйте.

4. С каким из этих мнений Вы согласны? Приведите аргументы в обоснование собственной точки зрения.

5. Какое из этих мнений Вы считаете обоснованным? Почему? Сравните нормы об установлении единообразия судопроизводства, организации правосудия, составах преступлений, судейском усмотрении, особенности судебного процесса, установленные Каролиной и Великокняжеским судебником 1497 г. Дайте характеристику выявленных Вами правовых различий.

ТЕМА 8. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 Г.

1. Какое из вышеуказанных мнений о роли и значении Соборного уложения Вам представляется правильным? Дайте Вашу оценку и укажите специфические правовые особенности Соборного уложения. В чем конкретно проявилось стремление законодателя упорядочить правовой материал? Какие недостатки имело Уложение с точки зрения его соответствия потребностям эпохи?

2. Изучите процесс закрепощения крестьян, своеобразно отраженный в нормах тогдашнего права. В чем, на Ваш взгляд, его специфика? Согласны ли Вы с изложенными в историко-правовой литературе взглядами о процессе закрепощения крестьян («Уложение окончательно узаконило прикрепление крестьян», «Уложение – лишь промежуточный этап процесса закрепощения крестьян»)? Ответ аргументируйте.

3. Сравните меры наказаний за преступления по Псковской судной грамоте, Судебникам 1497 г., 1550 г. и Соборному уложению 1649 г. Что нового внесло Уложение в систему наказаний? Как был впоследствии восполнен пробел в ст. 19 Уложения?

4. Какие институты уголовного права закреплены в:

а) ст. 198 гл. Х;

б) ст. 200 гл. Х;

в) ст.ст. 226, 227, 228 гл. Х;

г) ст. 283 гл. Х;

д) ст. 20 гл. ХХ;

е) ст. 19 гл. ХХII Соборного уложения?

5. Дайте оценку изменениям, внесенным Соборным уложением в правовое положение поместий и вотчин? Каково правовое значение этих изменений? В России были известны два принципа правового регулирования: «по службе поместье» и «по поместью служба». Какой из них стал господствующим в Уложении и в последующем законодательстве?

6. А каково Ваше мнение о масштабе и природе перемен в процессуальном праве Англии? Какие идеи, на Ваш взгляд, сыграли решающую роль в развитии английского права в 40-х годах XVII в.? Сравните изменения в английском процессуальном праве и соответствующие нормы Соборного уложения, связанные с защитой собственности. Почему аналогичный английскому результат оказался недостижим для России?

ТЕМА 9. СОСЛОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА

1. Проанализируйте в связи с этим все достоинства и недостатки сословных преобразований в России в эпоху абсолютизма. Какая из вышеуказанных точек зрения Вам представляется более объективной? Почему? Какие изменения в правовой статус дворянства внесли Указ о единонаследии 1714 г. и Табель о рангах 1722 г.? Как изменялся правовой статус дворян на протяжении XVIII в.? Какие изменения претерпел статус сословия посадских людей?

2. Сравните правовое положение черносошных, частновладельческих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных) крестьян? Попытайтесь выявить общее и особенное в правовом положении различных категорий крестьян. Как изменились основания крепостного состояния в годы правления Екатерины II?

3. Завершите сравнительно-правовой анализ процесса образования центральных и местных сословных органов в европейских государствах. Что общего в хронологии их возникновения, правовом статусе, составе, функциях? В чем, на Ваш взгляд, содержание различий? Какие сословия и сословные органы существовали в России в XVI–XVIII вв.? Чем порядок формирования «новых дворян» в Европе отличался от формирования дворянского сословия в России? Какова специфика центральных и местных сословных органов России в сравнении с другими странами Европы?

ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА

1. Проанализируйте различия в формулировках законодательства о правовом статусе монарха. Почему в одних случаях говорилось лишь об управлении, в других – о власти, сначала о «самовластце» и «самодержце», а затем – о «неограниченном самодержце»?

2. Как Вы думаете, чем власть Петра I отличалась от власти его отца, Алексея Михайловича, и старшего брата Федора? Попытайтесь выявить специфику идеологического обоснования принципа неограниченности монархической власти в России?

3. Согласны ли Вы с утверждением, что самодержавие есть такая форма правления, которая в наибольшей степени отражает природу государства? Свой вывод аргументируйте.

4. Какая точка зрения о государственных преобразованиях в XVIII веке Вам представляется верной и почему? Как Вы считаете, почему Петр I заменил приказы коллегиями? Чем отличался новый государственный аппарат от приказной системы? Определите, какие коллегии ведали полицией, просвещением, медициной и почтой.

5. Каково Ваше мнение об этом феномене русской истории? Каков смысл ограничений? Учитывался ли авторами кондиций западноевропейский опыт? Почему инициатива членов Верховного тайного совета не имела поддержки у дворян и гвардии? Каковы были последствия провала попытки ограничения власти самодержца для системы государственных органов Российской империи?

6. А какие изменения в высших органах государственной власти в

40–90-х гг. XVII в. Вы бы отнесли к наиболее важным? Почему?

7. Вспомните, что такое принцип разделения властей и в чем его важность для сферы государственного управления? Что в этом смысле дала губернская реформа 1775 г.? Почему в результате реформы были упразднены некоторые коллегии?

8. Сравните особенности коллегиальных систем в Дании и России,

а также организацию, состав и функции военной и адмиралтейской коллегий в России и Швеции. Какова специфика российских коллегий?

ТЕМА 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В XVIII В.

1. Каково Ваше мнение: административно-территориальное деление производилось по единому плану и с учетом особенностей России, или осуществлялось механически? Свое мнение аргументируйте. Связаны ли были административно-территориальные преобразования с организацией государственной власти, формой государственного устройства? Насколько эти преобразования соответствовали государственным интересам России?

2. Проведите небольшое исследование по историческим картам: определите, в какую губернию входила нынешняя административно-территориальная единица, в которой Вы проживаете? В каком городе находилось губернское правление, какие губернские организации ведали промышленностью, сбором налогов, подрядами, постройками, школами, больницами, судебными делами?

3. Как бы Вы разрешили этот спор? Каким статусом обладало городское население в последней четверти XVIII в. согласно Городовому положению? Как была реализована идея объединения ремесленников в цехи по специальностям и чем это объединение отличалось от системы, сложившейся в Европе?

4. В связи с этим проанализируйте структуру, правовой статус и функции Управы благочиния, а также положения Зерцала Управы благочиния. Дайте собственную оценку значения этих преобразований и их последствий. Проведите сравнительно-правовой анализ текстов Зерцала, современного российского законопроекта о полиции (zakonoproekt2010.ru), Европейского кодекса полицейской этики (http://polis.osce.org/library/) или Морально-этического кодекса полицейского США (www.vuzlib.net/beta3/html/1/15557/15654/). Выявите наиболее важные, актуальные, на Ваш взгляд, положения этих документов.

5. Сравните особенности формирования полицейской службы в губерниях и уездах Российской империи с процессом создания полицейского надзора в Германии. Какова, на Ваш взгляд, специфика полицейского надзора в губерниях и уездах России в сравнении с германским опытом.

ТЕМА 12. РАЗВИТИЕ ПРАВА В XVIII В.

1. Какова Ваша оценка развития права в XVIII веке? В чем состоят основные тенденции в развитии права в эту эпоху?

2. Насколько реформаторской была, на Ваш взгляд, деятельность Петра I в области права (на примере Воинских артикулов 1716 г.)? Какие институты уголовного права закреплены в артикулах 19, 152, 154, 157, 189, 191 Воинского устава?

3. Как Вы считаете, почему Петр I, учредив Сенат, в одном из своих указов установил: «Всяк будет послушен ему, как мне самому»? Какой вклад внесла Екатерина II в развитие русского права, что вполне имела основание сказать про себя, обращаясь к русскому народу: Но всюду - дома ли, в Варшаве, в Византии - Я помнила лишь выгоды России - И знамя то держала высоко. Хоть не у вас я свет увидела впервые, - Вам громко за меня твердят мои дела: Я больше русская была, Чем многие цари, по крови вам родные! (Апухтин)

4. Проштудируйте екатерининский “Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения” (1764–1766 гг.) и выпишите декларативные заявления:

5. Какой новый порядок в этом отношении установил Петр III в 1762 году? До какого времени сохранялся этот порядок в сфере государственного управления?

6. А каково Ваше мнение? Подкрепите его примерами из истории развития права России XVIII в.

ТЕМА 13. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

1. Какое из вышеуказанных мнений Вы бы разделили? Почему? Исходя из вышеизложенного, проанализируйте основные направления преобразований Александра I. Определите предельные достижения государственных реформ для каждого из направлений.

2. Какой государственный орган, по мнению М.М. Сперанского, должен был играть в России такую же роль, как Палата лордов в Англии? Каковы структура, состав, компетенция и статус этого органа?

3. Как Вы считаете, почему были образованы министерства

и Комитет министров? В чем главное отличие министерств от коллегий? Чем отличается манифест «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. от Указа императора от 8 сентября 1802 г.?

4. Какие проблемы возникли в первой половине XIX века в деятельности Правительствующего сената? Какие последствия, на Ваш взгляд, имело «соединение должности генерал-прокурора Сената с должностью министра юстиции»?

5. Какие изменения в государственном управлении произошли в период правления Николая I? Что для Николая I стало идеалом государственного управления? Какое новое сословие было учреждено? Какие новые учреждения были созданы в результате реформы управления государственными крестьянами?

6. Сравните вышеуказанные и другие особенности полицейско-охранительного режима Наполеона III с режимом Николая I. Как Вы считаете, почему режим Наполеона III вынужден был в конце концов ослабить правительственную опеку? Почему это не произошло в России? Есть ли общее в правовом статусе и функциях французского и российского государственных советов в середине XIX в.? Чем отличались политическая полиция Второй империи и политическая полиция Российской империи?

ТЕМА 14. КОДИФИКАЦИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО

1. Какова Ваша оценка кодификации М.М. Сперанского? Что имел в виду А.А. Кизеветтер, отмечавший, что Сперанский принял за руководство “правила, преподанные Ф. Бэконом”? Попробуйте дать пример правотворчества Сперанского.

2. Как Вы считаете, имел ли Свод законов недостатки? Если да, то какие конкретно? Почему Сперанский из двух противоречивых законов отдавал предпочтение «позднейшему»?

3. Какие новые понятия, связанные с правом собственности, содержал Свод законов 1832 г.? Сравните определения собственности по Французскому гражданскому кодексу (“Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами”) и Своду законов Российской империи. Какое из них более точно? Почему?

4. Какие, на Ваш взгляд, наиболее важные изменения и дополнения были внесены в обязательственное, семейно-наследственное и уголовное право?

5. Как Вы думаете, был ли усовершенствован судебный процесс? Какую систему доказательств установил свод законов?

ТЕМА 15. УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 Г.

1. Рассмотрите положительные стороны и недостатки Уложения и дайте ему в связи с этим правовую оценку. Какие общедемократические принципы уголовного права закреплялись в Уложении? Как определялось понятие «преступление»?

2. Какие институты уголовного права закреплены в ст.ст. 5–12, 98, 100, 113, 119, 155?

3. Какие виды наказаний относились к категории а) уголовных, б) исправительных? Какое наказание было установлено в качестве наименьшего?

4. Каково, на Ваш взгляд, значение Уложения в истории права России?

5. Какой из изложенных выше признаков вменяемости Вы считаете более соответствующим науке уголовного права? Почему? Сравните его с признаком вменяемости лица, закрепленным в российском Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Насколько своеобразна, на Ваш взгляд, формула вменяемости, применявшаяся в российском праве?

Список основной литературы

 

1. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Высшая школа, 2011.

2. История государства и права / Под ред. Чистякова О.И., Мартисевича И.Д. – М.: Норма, 2010.

3. Орлов А. С. История России. – М.: Проспект, 2010.

4. Павленко П., Кобрин В. История России с древнейших времен: Учебное пособие для вузов. – М., 2011.

5. Памятники русского права. - М.: Изд-во АН РФ, 2009.

6. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс в 2-х т. – М.: Норма, 2008.

7. Хрестоматия по истории отечества с древнейших времен до наших дней / Сост. Орлов А. С. – М.: Проспект, 2009.

ЦЕНА РАБОТЫ:  250 рублей

КОД РАБОТЫ: Ptk_0029

КУПИТЬ РАБОТУ

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!