Психология, ее предмет, принципы и методы
Человеческое сознание, различные его проявления привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще с древности. Во многом это было связано с тем, что именно оно выделяет человека из природного мира, делает его непохожим на животных, определяет его поступки и поведение. Но на протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека или его психики. Со временем на исследовании психических явлений сосредоточилась особая наука - психология.
Термин «психология» образован от двух древнегреческих слов: psyhe - душа и logos - учение. Первоначально (начиная с XVI столетия) психология была частью философии, и лишь в XIX в. она выделилась в самостоятельную науку со своими собственными предметом и методами исследования. Психология - это наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика является функцией мозга, заключающейся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируются поведение и деятельность человека.
Психикой обладает не только человек, но и животные (недаром существует специальный раздел психологии - зоопсихология). Однако у человека психика приобретает качественно новую форму. Человек имеет не только биологическую природу, но, что существенно, - определяется обществом, многочисленными социокультурными факторами, благодаря которым у него возникает внутренний «план» жизнедеятельности - сознание и он становится личностью. Психологическая наука изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. При этом психологов интересует
своеобразие протекания психических процессов в зависимости от условий деятельности и от индивидуальных особенностей человека.
Предметом психологии являются психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования личности.
Психические процессы можно разделить на следующие три группы:
- познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление);
- волевые (сознательный контроль человеком своего поведения);
- эмоциональные (пристрастное, непосредственное переживание ситуаций, проявляющееся в различных чувствах - страха, восторга, ненависти и других, а также в настроениях).
Такой подход к психическим процессам опирается на привычное деление психики на «ум, чувство и волю».
В современных исследованиях часто выделяют еще два класса психических процессов - регулятивные и коммуникативные. Это особенно важно для понимания психологии управления, так как именно данные группы процессов обеспечивают организацию (регуляцию) деятельности человека и взаимодействие (коммуникацию) между людьми в организации.
К психическим свойствам личности относятся: темперамент, характер, способности и направленность личности.
Психические состояния характеризуют психику человека, определяя своеобразие психических процессов - подъем или угнетение, бодрость или апатия, скука или страсть и др. Они тесно связаны с индивидуальными особенностями,личности и той группы (например, бригады, класса, спортивной команды), в составе которой действует человек.
Под психическими образованиями личности понимают такие компоненты внутреннего мира человека, как знания, убеждения, привычки, умения, навыки.
Таким образом, психология изучает взаимодействие человека с другими людьми и окружающим миром, которое реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний и проявляется в различных психических свойствах и образованиях.
Как и любая другая наука, психология базируется на некоторых фундаментальных теоретических принципах. Главные из них следующие:
- принцип развития;
- принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;
- принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
- принцип учета конкретной ситуации.
Любая наука характеризуется не только своим предметом изучения, но и специфическими методами исследования. Долгое время для психологии были характерны прежде всего описательные методы. Самый распространенный из них - метод самонаблюдения, т. е. при получении данных исследователь опирался на свои же наблюдения за психическими процессами, протекающими в его собственном сознании, и состояниями психики, а также на анализ своего личного опыта.
Самонаблюдение является субъективным методом исследования психических явлений, причем долгое время считалось, что субъективный метод - единственно возможный в психологии, когда речь идет об описании внутренней психической жизни человека. Например, один из известных профессоров психологии Московского университета начала XX в. А. И. Введенский писал об этом так: «Душевные явления сознаются или воспринимаются только тем лицом, которое их переживает. Чужой душевной жизни мы не можем воспринимать». При таком подходе вставал вопрос о том, как можно познать психическую жизнь другого человека? Сущность субъективного метода заключается в том, что психолог истолковывает психическую жизнь других взрослых людей, детей, душевнобольных и даже животных с точки зрения тех сведений, которые он сам получил при помощи самонаблюдения. Так, например, хозяин кошки или собаки часто «очеловечивает» своего питомца, воспринимает его поведение через призму своих соображений по поводу той или иной ситуации. Перечень психических процессов, которые могут быть таким путем описаны, естественно, ограничивается тем, что пришлось пережить самому психологу. Представления, чувства, мысли другого человека, ребенка или животного - это все те же представления, чувства и мысли ученого-психолога, которые он приписывает другим людям (или даже животным), исходя из собственного опыта.
Но несколько позже в психологии стал развиваться подход, ориентированный на ее союз с естествознанием, что было связано с достижениями в изучении органов чувств и физиологии нервной деятельности, т. е. материального субстрата психики. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются причиной его поведения. Стало очевидно, что психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, поступках, словах, в изменении работы внутренних органов, которые могут быть описаны и зафиксированы. Естественнонаучные исследования мозга, различных патологий (отклонений от нормы) в строении нервной системы и анализ того, как физиологические факторы влияют на психику, привели к утверждению объективных методов в психологии, которые в дальнейшем стали для этой науки определяющими. Сейчас самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике.
Современная психология использует различные объективные методы в исследовании психических процессов и явлений. Основные из них следующие:
1) наблюдение;
2) естественный и лабораторный эксперимент;
3) изучение продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.
Исторически именно наблюдение было первым объективным методом, который начали применять психологи. С развитием науки наблюдение, как правило, становится все более сложным и опосредованным. Научное наблюдение отличается четко сформулированной исследователем целью (что и зачем наблюдать) и объективностью (т. е. возможностью контроля и повторения).
По сути, следующий метод, эксперимент, представляет собой усовершенствованное наблюдение. Причем, если естественный эксперимент связан с наблюдением за поведением и реакциями испытуемого в реальных условиях, то лабораторный эксперимент - это искусственное моделирование (воссоздание) деятельности человека в специально созданных условиях (в лаборатории).
Ценную информацию о психической жизни человека дает и изучение продуктов его деятельности. Например, в детской психологии часто используют анализ рисунков: по их сюжетам, выбору красок, расположению на листе, размеру изображенных фигурок и т. п. можно судить о психическом состоянии ребенка, его страхах, переживаниях. Другим примером может стать исследование почерка, которое тоже способно помочь определить психические свойства писавшего человека.
Тестирование - это стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий. Школьная контрольная - тоже своего рода стандартизированный тест, испытание знаний, в результате которого можно определить, кто в классе лучше усвоил пройденный материал. Психологические тесты имеют Другие цели, но принцип их использования тот же - сравнение ре-
зультатов, что достигается повторением одного и того же набора заданий для всех испытуемых. ,
Существует огромное число тестор для изучения: интеллекту (предназначенные для «измерения» и оценки уровня интеллектуалу ного развития), способностей (направленные на выявление возможь ностей и навыков индивида), личности (составленные для оценки эмоционально-волевых черт личности, ее мотивации, интересов, склонности к общению и т. п.) и др.
Одной из специфических разновидностей тестирования является анкетный опрос. Анкета - это вопросник, содержание и способ ответа на вопросы которого заранее разрабатываются исследователем в соответствии с поставленной им целью. Анкетирование - сравнительно экономичный способ сбора информации, его, как правило, применяют для исследования больших групп людей (в массовых обследованиях), данные анкет легко поддаются статистической обработке.
Иногда в литературе выделяют и практические методы психологии, связанные с вмешательством исследователя в деятельность испытуемого с целью коррекции (исправления) его поведения, обучения, разрешения сложившихся конфликтов и т. д. К практическим методам относят психотерапию (в том числе психоанализ), психологическую консультацию, психотренинг и др.
Таким образом, перечисленные выше методы психологической науки условно можно разделить на две группы:
- преднамеренное, целенаправленное наблюдение (кратковременное или длительное) тех аспектов поведения человека, которые, по мнению исследователя, характеризуют психические процессы, состояния и свойства, служат основой для последующего анализа, объяснения;
- активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого (испытуемых) с целью создания таких условий, в которых выявляется психологический факт.
Например, естественный эксперимент относится к первой группе методов, а лабораторный - ко второй. Все практические методы также могут быть отнесены ко второй группе.
Для исследования какой-либо психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.).