Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку
Многие семьи в наше время состоят из трех человек: мать, отец и ребенок. Еще нередко встречаются семьи, в которых есть бабушки, дедушки и другие родственники. Однако довольно часто единственного ребенка воспитывает одинокая мать или, значительно реже, одинокий отец, что создает колоссальные трудности как для родителя, так и для самого ребенка.
Отношение родителей к единственному в семье ребенку обычно отличается чрезмерной, даже излишней заботой. Избыток заботы, проявлений чрезмерной любви к ребенку весьма неблагоприятно влияет на его духовное развитие, на формирование его личности.
Любовь к своему ребенку чаще всего родители связывают со всеми своими жизненными планами и мечтами. От своего единственного ребенка они ждут очень многого. Поэтому перед ними ставятся большие требования без учета реальных возможностей ребенка. А суть этих требований зависит от признаваемой родителями иерархии ценностей. Ребенок может не обладать способностями, предполагаемыми воображением отца и матери. Поэтому он не может справиться с предъявляемыми к нему требованиями, а родители в связи с этим обращаются с ним очень сурово, наказывают, подвергают различным ограничениям.
В каждом возрастном периоде необходим свой характерный стиль проявления заботы о ребенке. Большая заинтересованность его делами и переживаниями необходима детям самого младшего возраста. В отношении же детей постарше, особенно подростков, постоянное вмешательство во все дела дочери или сына, мелочная опека приводят вначале к небольшим, а затем все более серьезным и чаще повторяющимся конфликтам, а в итоге — к ослаблению или разрыву близкой, сердечной связи.
Отношения взрослых с единственным в семье ребенком чаще всего отличаются одной особенностью — инфантильностью ребенка. Чрезмерная забота родителей о своем единственном ребенке нередко приводит к формированию у него такой зависимости от взрослых, которая мешает его правильному социальному развитию. Такой ребенок испытывает трудности в общении с людьми, особенно с ровесниками. Он инфантилен, чаще всего ведет себя так, будто он на несколько лет младше своих одногодок. Обычно настроен эгоцентрично, так как привык к неустанному вниманию только к себе. Если к нему относятся ровно, как ко всем детям, то он начинает чувствовать себя несчастным и обиженным.
Чрезмерная любовь порой выражается в преувеличенной заботе о здоровье ребенка, его физическом развитии, его хорошем самочувствии. В первые годы жизни ребенок может часто болеть. С годами его восприимчивость к болезням обычно проходит, а забота родителей о здоровье ребенка становится еще сильнее. Такой ребенок мало общается с другими детьми, так как родители опасаются возможной инфекции. Они боятся, что их дитя во время игры устанет, вспотеет или выпьет холодной воды и простудится. Поэтому этот ребенок не принимает участия во внеклассных занятиях, освобождается от занятий физкультурой, ему не позволяют кататься на коньках, санках и т.д.
Последствия такого воспитания могут оказаться очень опасными для всей будущей жизни человека. С детских лет он начинает щепетильно заботиться о своем здоровье, у него закрепляется представление о собственной хилости и болезненности, может даже появиться склонность к ипохондрии.
Родители единственного ребенка, окружая свое дитя излишней опекой, обычно не думают о формировании у него чувства ответственности. Этим самым они облегчают ему жизнь в детстве, но уже на много лет вперед создают своему любимому чаду тяжелую жизнь в будущем. Ведь когда-то придется встать на собственные ноги, быть самостоятельным и жить без родительской помощи.
Процесс обретения самостоятельности, начинающийся в первые годы жизни, чаще всего протекает сложно, с определенным противодействием. Особенно это заметно в семьях с единственным ребенком. Избалованному в дошкольном возрасте, ему бывает очень трудно адаптироваться в школьном коллективе.