Психологические особенности младенчества
Социальная ситуация, в которой находится ребенок, выражается словом «мы» - ребенок ничего не может сделать без взрослого. Эта ситуация приводит к новому типу деятельности - непосредственно-эмоциональному общению ребенка со взрослым, что служит признаком физического и психического здоровья.
В первом полугодии содержание общения сводится к выражению абсолютно положительного и бескорыстного отношения к другому. Ребенок любит мать не за то, что она что-то делает для него, ухаживает, кормит, а просто потому, что она есть. С.Л. Рубинштейн определил эту любовь как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире». Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания (главная коммуникативная потребность). Единственный протест, который выражает ребенок, - это против своей «незамеченности»
Акт хватания (4-5 мес.) открывает новый период, в котором появляется новая манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым, а также изменяются отношения ребенка со взрослым. Социальная ситуация «мы» взрывается изнутри - «ребенок - предмет - взрослый».
7-8 мес. ребенок решительно отодвигает лицо взрослого при ласковом разговоре, и пытается трогать все доступные для манипулирования предметы.
Общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить у же не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего, в соучастии, практическом сотрудничестве.
Мотивы общения: деловые.
Средства общения: предметные действия..
Условия возникновения потребности в сотрудничестве: удовлетворение потребности во внимании; организация взрослым реального взаимодействия с предметами.
Появление ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии ребенок одинаково реагирует на положительные и отрицательные воздействия взрослого, проявляя положительные эмоции.
При переход к ситуативно-деловому общению у детей появляются негативные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним.
После 5-6 мес. появляется различение и соответствующая реакция на знакомых и незнакомых людей. К близкому взрослому ребенок испытывает ярко выраженную привязанность, которая формируется к концу первого полугодия жизни (дети до 6 мес. легко и безболезненно адаптируются у новым условиям при усыновлении). После 7 мес. Дети очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью.
В первом полугодии идет интенсивное развитие сенсорных систем, развитие которых опережает развитие двигательной сферы. Сенсорные механизмы будущих ориентировочных реакций - сосредоточение, слуховое восприятие, тактильная чувствительность, слежение.
Двигательная сфера начинает активно развиваться, когда у ребенка появляется акт хватания (на 5-м мес.) - первое целенаправленное хватательное движение после возникновения фиксации на предмете. После этого начинает развиваться произвольная сфера движений.
Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения как совместная деятельность.
С появлением акта хватания у ребенка развиваются:
- предпосылки восприятия;
- согласные звуки (по Л.С.Выготскому);
- рука ребенка, которая ведет за собой манипуляции с мелкими предметами (7-10 мес.), что способствует развитию мелкой моторики;
- движения руки ведут к активному развитию ВНД.
Возникновение и развитие манипулятивных действий знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.
Характеристика предметной деятельности во втором полугодии:
- Неспецифические предметные действия.
- Интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий (подстраивание пальцев руки под предмет при схватывании).
- Направленность на результат.
- в 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с 2-мя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления.
- К концу года ребенок осваивает специфические действия.
Помимо развития манипулятивных действий двигательное развитие ребенка заключается в следующем:
- Ребенок имеет большую потребность в движении, которую должен удовлетворять взрослый.
- В 2,5 мес. ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.
- В 4-5 мес. научается переворачиваться.
- Во втором полугодии ребенок начинает ползать, садиться. В 8 мес. встает, держась за опору, передвигаться от опоры к опоре.
- В 12 мес. овладение прямохождением, что отделяет ребенка от взрослого физически и расширяет ориентировку в окружающем.
На основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес.); воспроизведение (на 8 мес.).
Психологические новообразования первого года жизни
- Развитие ребенка происходит посредством взрослого (появление первого социального жеста - улыбки, адресованной другому человеку).
- У ребенка развивается восприятие, представление о предметах окружающего мира, познавательная активность.
- На протяжении всего младенческого возраста возникает и развивается потребность в общении, которое является решающим фактором, определяющим вое линии развития.
- Появляется способность к пониманию речи и активная речь как необходимое условие удовлетворения потребности в общении по поводу предметов.
- Овладение предметными действиями, что изменяет содержание и мотивы одной ведущей деятельности (эмоционального общения) и возникает другая - ситуативно-деловое общение. Это создает предпосылки возникновения и развития наглядно-действенного мышления.
- Овладение ходьбой как основа физического отделения от взрослого и разрушения старой социальной ситуации.
Характеристика кризиса первого года
Развитие ребенка в младенчестве происходит посредством взрослого, который удовлетворяет органические потребности и потребность в общении. Противоречие: ребенок нуждается в максимальном внимании, удовлетворении потребностей со стороны взрослого, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на взрослого. Это противоречие решается па протяжении всего младенческого периода. Во второй полугодии взрослый расширяет ребенку мир предметов посредством делового общения, а ребенок производит действия с предметами.