Психофизиологические возможности и социальная активность

План:

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Биологическое и социальное в человеке …………………………………..4

2. Психофизиологические особенности человека …………………………..6

3. Социальная активность человека …………………………………………8

Список литературы ………………………………………………………….11

Введение

Именно «биологическая недостаточность», согласно А. Гелену, явилась причиной, побудившей человека восполнить эту недостаточность единственно возможным и уникальным способом — действовать. Поэтому человек есть «действующее существо» — посредством рук и разума. Благодаря этому новому свойству человек смог выжить в жестокой борьбе с другими видами животных и стихийными силами природы. Человек как социально действующее существо раскрывает свои внутренние возможности. В этом раскрытии (действии изнутри) проявляется его сущность, которая заложена уже в человеческом эмбрионе и изменению не подвергается.

Человек морфологически не предопределен к какому-либо тому или иному виду жизнедеятельности и что в чисто биологическом плане он в ряде отношений слабее животного. Но он стал неизмеримо сильнее посредством орудий труда, которые дают ему возможность превращать природу в свое «неорганическое тело».

Морфологическая структура человека, отсутствие биологической специализированности позволяют ему развивать деятельность не определенного (как у животных), а любого вида. Однако выводить деятельность только из биологической «недостаточности», «недоразвитости», «неприспособленности» — значит подходить к решению вопроса с чисто негативистских позиций, поскольку в основу кладутся факторы беспомощности и ущербности. Позитивное же основание человеческой свободы и творчества вытекает из генетической связи человека с природой, высшим результатом развития которой он является и которая обусловливает не только зависимость человека от объективной необходимости, но и возможность проявления его свободы, творческой деятельности. Человек может творить только потому, что природный материал обнаруживает свою пригодность для его целей и человеческого способа существования. Поэтому возможность деятельности обусловливается не только «неспециализированностью» человека, но и его «приспособленностью» к природе.

Таким образом, психофизиологические возможности человека делают его способным к деятельности, а значит и социально активным.

1. Биологическое и социальное в человеке

Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими сферами, какая из них является определяющей в развитии человека, его способностей? Острые дискуссии по этим вопросам продолжаются и в наши дни.

Будучи частью природы, особым биологическим видом — homo sapiens, человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограмми-рованностью) многих признаков своего вида, — например, средней продолжит-ельностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деятельности, принадлежностью к определенной расе и др.

Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид деятельности. Это дает ему возможность выступать не как замкнутое в себе, а как «открытое миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях.

В процессе исторического развития человека его организм остается в общем тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев, — примерно 1400 см3. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 см3 у неандертальцев до 1375 (в среднем) у современного человека, что было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его отделах.

Следует отметить, что у современного человека мозг может резко различаться по весу. По имеющимся данным, самым тяжелым мозг был у Байрона — 2239 г, у Тургенева — 2012 г, намного меньше был у А. Франса — 1017 г. Это не значит, конечно, что первые два были в два раза талантливее последнего. Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

По мнению физиологов, лишь одна десятая возможностей мозга используется человеком, хотя поток воспринимаемой современным человеком информации и уровень решения задач по ее переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего прошлого. Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволюция мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между клетками, более целесообразного их использования, и, как полагают ученые, прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логическими операциями.

Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются».

Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении концепций, абсолютизирующих роль биологического фактора в жизни человека, считающих возможным улучшение человека посредством использования генетических методов. Сама по себе реальная возможность вмешательства в механизм наследственности человека открывает перспективы лечения наследственных болезней, защиты механизмов наследственности от вредного воздействия на них радиации, некоторых химических соединений и других неблагоприятных внешних факторов. Вместе с тем многие ученые подчеркивают опасность вмешательства в наследственность человека, когда оно осуществляется без должного научного и экспериментального обоснования, без оценки всех его потенциальных не только естественных, но и социальных последствий.

Таким образом, человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.

С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи — социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания. Поэтому общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек — это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.

2. Психофизиологические особенности человека

В мировой литературе крайне мало данных по физиологическим особенностям отдельных типов конституции. Считается, что у мужчин наиболее высокий уровень окислительных процессов свойственен грудному и грудно-мускульному типам, если использовать схему и терминологию В.В. Бунака, низкий уровень — брюшному и брюшно-мускульному. У женщин наиболее высокий уровень окислительных процессов наблюдается у астенического и атлетического типов телосложения, низкий — у мезопластического и эурипластического. Скорость кровотока и длительность задержки дыхания у мужчин и женщин в разных конституциональных группах примерно одинаковы, т.е. не связаны с типом телосложения.

При изучении гормональных факторов формообразования было установлено, что в женских группах все фракции эстрагенов характеризуются более высокими показателями у представителей пикноморфного варианта по сравнению с астеноморфным. Последнему типу, по-видимому, в целом свойственен пониженный уровень экскреции половых стероидов. Так, у юношей грудного типа в среднем почти вдвое меньший показатель экскреции общих 17-кетостероидов по сравнению с их сверстниками, относящимися к мускульному типу. Девочки дигестивного типа в пубертатный период обнаруживают опережение темпа развития по весовым признакам половой формулы по сравнению с астеноморфным вариантом, т.е. им свойственен гипергонадизм (с.105).

Систолическое давление у мужчин, равно как и содержание холестерина в сыворотке, у представителей брюшного типа значительно выше, чем у грудного и мускульного, причем это соотношение наблюдается у представителей разных этнотерриториальных групп.

Проблема соотношения психологических характеристик и особенностей телосложения наиболее детально разработана Кречмером и Шелдоном. Понимая под характером сумму возможных реакций человека, в том числе проявления воли, аффекта, а также включая в него интеллект и учитывая два типа темперамента: циклотимический и шизотимический, Кречмер поставил в соответствие особенности пикнической конституции с циклотимией, а особенности астенической конституции — с шизотимией. При этом, по мнению Кречмера, связи особенностей конституции с психикой в крайней степени проявляются лишь у больных, у здоровых индивидов эта связь скрыта.

Более детальные материалы по этой проблеме, обработанные методами статистического анализа, представил Шелдон. Он учел особенности темперамента, обусловленные наследственными факторами, и определил зависимость между признаками строения тела и признаками темперамента, а также связь между типами темперамента и соматотипами. Им были обнаружены положительные связи между эндоморфией и висцеротонией (такими признаками темперамента, как любовь к комфорту, жажда похвалы, легкость в общении с людьми, общительность и мягкость, тяга к людям в тяжелую минуту); между мезо-морфией и соматотонией (набором таких признаков, как любовь к приключениям, эмоциональная черствость, агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения, тяга к действию в тяжелую минуту); между эктоморфией и церебротонией (набором таких признаков, как необщительность, скрытность, эмоциональная сдержанность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту).

Были предложены разные теории, объясняющие связь между соматотипами и темпераментами. Согласно генетической теории, гены, обусловливающие соматотиполо-гические особенности, определяют также и темперамент человека. Согласно другой теории, еще в детском возрасте индивид осознает свои конституциональные преимущества и в дальнейшем развитии реализует их.

В разное время разными авторами получены результаты, как подтверждающие, так и опровергающие данные Кречмера и Шелдона. Было, например, показано, что индивиды с выраженными мезоморфными особенностями более активны, энергичны и с более развитыми пространственными способностями по сравнению с другими типами. Карьеру кадрового военного чаще выбирают индивиды с мезоморфными особенностями, в то время как на исторический и филологический факультеты университетов чаще поступают эктоморфы.

Было обращено внимание на то обстоятельство, что нельзя любое психическое свойство личности соотносить с телесными особенностями, ибо такого рода подход не может быть принят в психологии. В индивидуально-психических свойствах личности следует различать две стороны: динамическую и содержательную. В основе последней лежат сложнейшие системы условно-рефлекторных связей, которые образуются в индивидуальном опыте личности, и нельзя поэтому, например, устанавливать связь между «нежностью» тканей и уровнем словарного запаса у человека. Динамическая сторона зависит не только и не столько от индивидуального опыта личности, сколько от врожденных индивидуально-типологических особенностей типа высшей нервной деятельности.

Исследования, касающиеся зависимостей между психологическими свойствами и соматотипами, подвергались критике также за случайный выбор признаков, характеризующих телосложение, за малую надежность тестов, используемых психологами, и глобальную оценку психологических свойств, неучет некоторых связей, но в целом реальность различий между атлетоидным и церебральным типами по психологическим свойствам можно считать установленной. Так, церебральному типу свойственно превалирование тормозных процессов в коре больших полушарий при устойчивости подкорковых центров, а у астенического типа наблюдается большая истощаемость коры и подкорковых центров (Рогинский, 1972). Определенные морфологические типы не могут быть интерпретированы как «высшие» или «низшие» по сравнению друг с другом. Высокой социальной ценностью могут обладать очень различные типы нервной деятельности, в том числе и «слабый». Необходимо также учитывать, что найденные зависимости, хотя они достаточно обоснованы, верны лишь статистически и поэтому не могут обеспечить надежных признаков поведения отдельных людей.

2. Социальная активность человека

Смысл развития человека - в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого другим.

В благоприятных условиях у здорового индивида развиваются три вида активности: физическая, психическая, социальная.

Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность - это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой - в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию - форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов места, воздействующих на человека.

Социальная активность - родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Социальная активность реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом - носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другой общности. Как общественное свойство личности социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъектное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящей матерью, женщине не достаточно усвоить нормы материнского поведения, обязанности матери по отношению к ребенку, как объекту ролевого поведения. Матерью можно стать, только понимая ребенка, понимая и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира. Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельный, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми(художниками, писателями и т.д.), предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желаю в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

Социальная активность личности, следовательно, основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности.

Степень развития социальной активности, мера ее интенсивности зависят от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж накапливается опыт коллективных отношений.

В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Этот процесс включает: а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества; б) развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве и соответствующих мотивах, побуждающих к реализации отношений); в) включение в практическую деятельность, имеющую социально ценную направленность.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [3].

Список литературы

1. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Разд. 3. М.2001

2. Психология личности в трудах отечественных психологов. Разд. 5 СПб. 2001.

3. Социальная философия / Отв. редактор С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. — 320 с.

4. Старовойтенко Е. Б. Психология личности. Разд. 2, 5 М. 2004.

5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по философии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.6 KiB, 30 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!