Психодиагностика личностных особенностей с помощью методики «Д-Д-Ч»
«Дом, дерево, человек» - рисуночная проба применяется для изучения представлений ребенка о себе через представление о своем физическом «Я». Процедура проведения этой рисуночной пробы : проводится с ребенком беседа после того, как он закончит выполнение задания. Качественный анализ рисунков также осуществляется с учетом содержательных и формальных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка здесь считаются расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, выбор цвета, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение деталей.
Содержательные аспекты анализа включают в себя особенности нарисованного объекта, динамичность или статичность фигур, построение объекта, его символика. Для качественного анализа рисунков используются три аспекта оценки: а) детали рисунков; б) их пропорции; в) перспектива рисунков.
Детали рисунка. Считается, что детали рисунка отражают заинтересованность ребенка в каждодневной жизненной ситуации. Обследуемый может показать на своем рисунке, какие детали имеют для него жизненную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если ребенок пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить, в частности, некоторые конфликты, страхи, переживания ребенка.
Пропорции рисунка отражают чаще всего психологическую значимость и ценность для ребенка вещей, ситуаций, отношений. Динамика рисунка (бегущие, играющие, танцующие или статичные фигуры, изображенные на рисунке) показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни. Пропорция может рассматриваться, в частности, как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой его части.
Перспектива рисунка показывает более сложные отношения ребенка к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на расположение рисунка на листе бумаги по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, динамичность нарисованного объекта.
Эти особенности рисунка помогут выявить не только отношение ребенка к самому себе (позитивное или негативное), но и оценку отношений к ребенку значимых взрослых из его окружения.