Просвещение и материализм 17 — 18веков. Руссо Эмиль о воспитании

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
1. Краткие сведения из биографии Ж.-Ж. Руссо……………………………4
2. Ж.-Ж.Руссо о целях, методах и сущности воспитания («Эмиль, или О воспитании») …….6
Вывод …….………………………………………………………………………12
Список литературы ……………………………………………………………...14
Словарь …………………………………………………………………………..15

Введение

В истории общественной мысли XVIII столетие принято понимать как  эпоху Просвещения. Просветительство — это движение прогрессивной общественной мысли в период разложения старых и становления новых отношений, основанных на развитии промышленного, (мануфактурного) капитализма в Европе.  Просветители активно способствовали идеологическому обоснованию и осуществлению буржуазных революций в ряде стран. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо), куда в то время переместился центр европейской философии.
Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума (совокупное знание), восприятие его как основного орудия преобразования общественных отношений на более гуманных («человечных») основаниях. Как правило, всем просветителям была присуща резкая критика религии и церкви, которые воспринимались в качестве основных препятствий общественному прогрессу, воплощение невежества, ханжества и фанатизма. Философы-просветители видели в себе неких миссионеров разума, являя собой энциклопедичность и дерзость ума.
В когорте французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот: Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенству, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей эпохи.
В контрольном работе мы рассмотрели представления Ж.-Ж. Руссо о воспитании свободной личности.

1. Краткие сведения из биографии Ж.-Ж. Руссо
В когорте французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот: Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенству, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей эпохи.
Проблемы воспитания заинтересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признался в особом влечении к поприщу воспитателя. Спустя пять дет Ж.-Ж. Руссо служил в Лионе у местного судьи Мабли домашним учителем. Он изложил Мабли свои взгляды в виде трактата "Проект воспитания де Сент-Мари" (1743-1745).
В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Париж. За его плечами остались странствия (чаще пешком) по дорогам Швейцарии, Италии, Франции. Во французской столице Ж.-Ж. Руссо знакомится с авторами "Энциклопедии" Д.Дидро, Д'Аламбером, Э.Кондильяком, П.Гольбахом, К.Гельвецием. По просьбе Д.Дидро он пишет для «Энциклопедии» статьи, посвященные музыке и политической экономии. В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения.
Переломным для Ж.-Ж. Руссо оказался 1749 год. На тему, предложенную Академией Дижона, им был написан трактат "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?". Франция и Европа увидели сильного и неординарного философа и педагога. В трактате страстно обличался старый общественный уклад как противоречивший природе человека, рожденного добрым, счастливым и равноправным. В этом сочинении Руссо резко выступил против современной ему культуры и социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен.
Еще больший успех принесло Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", также написанное на соискание премии Дижонской Академии (1774). В трактате доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.
Творческий взлет Ж.-Ж. Руссо пришелся на 1756— 1762 гг., когда он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и зарабатывая на жизнь переписыванием нот. В этот период им написаны "Юлия, или Новая Элоиза", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Письма о морали", другие произведения, сделавшие знаменитым Туссо не только во Франции, но и за ее пределами.
Вольнодумные произведения Ж.Ж. Руссо стали причиной гонений на философа и педагога. Тотчас после выхода в свет "Эмиль" оказался под запретом. Спустя десять дней после публикации парижский тираж сожгли на костре. Против автора было возбуждено судебное разбирательство. Угроза расправы была столь велика, что Руссо писал в те дни: "Они могут лишить меня жизни, но не свободы. Осталось достойно завершить карьеру".
Парижский архиепископ Бомон вносит "Эмиля" в список богохульных книг, являющихся покушением на основы религии и государства. Римский папа Клементий XIII предает Руссо анафеме. Спасаясь от расправы, Руссо искал и не находил приюта в разных концах Европы., Он был вынужден бежать сначала в Швейцарию, оттуда через Германию в Англию, куда его пригласил философ Д.Юм. Преследования, жизненные тяготы вызвали у Руссо душевное заболевание. Лишь в 1767 году, после пяти лет изгнания, под чужим именем Ж.-Ж. Руссо возвращается во Францию. Здесь он завершает свои последние труды ("Исповедь", "Прогулки одинокого мечтателя", "Рассуждения об управлении Польшей" и др.). В этих сочинениях Руссо вновь размышляет о воспитании и особенностях детства.
Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения. "Эмиль" породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет после появления "Эмиля" было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лет.

2. Ж.-Ж.Руссо о целях, методах и сущности воспитания
(«Эмиль, или О воспитании»)
Педагогический роман «Эмиль» выходит в свет В 1762 г. Этот роман имел огромное значение в педагогике. Его автор никогда не был ни учителем, ни педагогом в общепринятом понимании (он даже собственных детей не воспитывал), но для него педагогические вопросы были вопросами преобразования общества на гуманистических, нравственных основах. В «Эмиле» Ж. Ж. Руссо дает идеал воспитания для того, чтобы войти в общество «свободы, равенства и братства» (4).
В романе два главных действующих лица - Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем, вплоть до его женитьбы на идеальной девушке Софье. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал в своем романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося сиротой с малолетства, и берет на себя все обязанности и права родителей. Эмиль таким образом является плодом многолетних усилий своего воспитателя.
Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т. е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» - эта первая строчка «Эмиля» свидетельствует о том, что Ж. Ж. Руссо не хотел бы доверить воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. Целью же воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.
Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью, надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя Эмиль попадает в двухлетнем возрасте. Оберегая ребенка от дурного, развращающего влияния города, Руссо помещает его (и его воспитателя) на лоно природы, в деревню. Таким образом, воспитывая человека для общества, Руссо воспитывает его вне общества.
Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания:
I. Природа - та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь.
II. Вещи - в широком понимании - это среда, окружающая Эмиля.
III. Люди.
Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка идеальна, прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи - окружающая среда несправедлива, уродлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его надо изолировать. Люди - современное общество не может сформировать гражданина, так как нет Отечества. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считает природу; вещи и люди лишь создают возможности для воспитания (2).
Основываясь на принципе природосообразности, Руссо утверждает, что воспитание:
1) раскрывает внутренние, природные силы детей: ничего нельзя вносить извне, надо помогать ребенку раскрывать внутренние качества. Эта система получила название педагогического централизма, в котором на первом месте ребенок, раскрытие его внутренних качеств;
2)  главный воспитатель - природа; люди-воспитатели создают для этого условия. «Есть единственная профессия в мире, которая не покупается и не продается, - профессия воспитателя». Воспитатель косвенно влияет на воспитание, он воздействует через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция - так руководить интересами ребенка, чтобы ребенок этого не замечал.
Ж. Ж. Руссо обосновал идею естественного свободного воспитания.
Естественное воспитание - это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо. А еще каждый ребенок рождается свободным - это его естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами - в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания (4).
Естественное воспитание, по Руссо, — это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитывают детские склонности и потребности, а с другой, — не упускают из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией этого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенству.
Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, предлагалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, отрочества и юности.
В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая нуждается с раннего детства в постоянных упражнениях.
Руссо отводил особое место физическому воспитанию как средству гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, как фактору преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, становления всего организма. Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.
Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду. Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и пр.) провозглашался незаменимым средством воспитания. Ж.-Ж. Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь. Вот почему труд занял столь важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.
В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания в каждом из них. Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Руссо предостерегает от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми идеями и конкретными представлениями.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!