Проституция как объект социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………...………………..с.3

ГЛАВА I. ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Проституция: сущность, виды, причины…………………………….с.6

1.2. Организованный коммерческий секс: структура и деятельность….с.14

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ

2.1. Проституция в городах Западной Сибири (1880-е—1917гг.)……….с.25

2.2. Социальный портрет современной российской проститутки ………с.36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….с.42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………с.44

Введение

Проституция как социальное явление, присущее историческим формам общественной организации, возникнув в древнейшие времена, сохраняется до наших дней. При социализме была попытка ликвидировать эту форму «социального зла», с которым безуспешно боролись во все эпохи во многих странах мира. Однако удалось лишь загнать проституцию в подполье, и она продолжала существовать в латентной форме в течение всего периода советского общества. Переход к рыночной экономике вывел проституцию на поверхность, и она активно заявляет о себе объявлениями, звонками в гостиничных номерах, материалами в печатных изданиях, в сводках милиции и т.д.

При этом она легально не существует, хотя властные структуры и их представители не только знают о существовании фирм по оказанию интимных услуг, но, как показывает практика, пользуются их услугами. Каких-либо законов, регламентирующих так называемый коммерческий секс, не существует.

Общество разделилось на сторонников легализации проституции, которые ссылаются на то, что ни в одной стране не удалось найти действенных способов ее ликвидации. Противники этого «социального зла» требуют запретить любую форму продажи женского тела и принять суровые законы против сутенеров, самих проституток и тех, кто создает им рекламу.

В последние годы учеными различных специальностей – социологами, психологами, медиками, юристами активно обсуждаются аспекты такого общественного явления как проституция.

В данной курсовой работе нас интересовало это явление с социологических позиций, т.е. мы рассматривали сущность, виды, причины, структуру, деятельность с точки зрения социологии.

Проблема проституции уделяется внимание в работах зарубежных социологов - Д. Бойера, Дж. Джеймса, Р. Мертона, отечественных социологов прошлого – А. Тарновского, В. Окорокова, И. Канкаровича, А. И. Федорова. Их исследования могут служить «мостиками» к анализу современных проблем этой социальной группы, социально-культурного феномена. Напомним, что проблемы проституции еще до революции 1917 г. привлекали внимание ученых. Не упускалась из виду эта тема и в первые годы Советской власти, но позднее эта проблема сошла со страниц научных журналов и трудов, не исчезая в действительности. В настоящее время в отечественной социологической науке проблемами проституции занимаются В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточник, В. Н. Кудрявцев, Я. И. Гилинский, А.В. Меренков, М.Н. Никитина, А.Г. Быкова и многие другие.

Наименее изученными с социологической точки зрения являются причины появления в наше время значительного числа лиц женского пола, готовых торговать своим телом. Поэтому важно выяснить социальные факторы, толкающие в наше время часть женщин к проституции.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «проституция как объект социологического анализа».

В данной работе мы предприняли попытку соединить результаты различных исследований, касающихся проблем проституции и дать общую характеристику этого социального явления. В курсовую работу было включено социологическое исследование проституции в дореволюционной России (в городах Западной Сибири) с целью сравнения с современным состоянием проституции в РФ.

Объект исследования – проституция как вид социального отклонения в поведении личности.

Предмет исследования - социологический анализ проституции.

Цель исследования состоит в характеристике социальных особенностей проституции и ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• определить сущность, иды и причины проституции как социального явления;

• охарактеризовать организационную структуру проституции и особенности деятельности;

• выделить и сравнить особенности проституции в дореволюционной и современной России.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Проституция: сущность, виды, причины

Проституция существует столько, сколько помнит себя человечество. Она в большей мере присуща обществу бедному и малокультурному, чуть реже — достаточно развитому и хорошо обеспеченному, в котором потребление культурных и материальных благ не представляет особых трудностей.

Данный социальный феномен зафиксирован в истории в VI в. до н. э., хотя скорее всего это явление существовало и ранее, и связан с именем Солона, который считается первым известным организатором публичных домов, поскольку он покупал женщин и предлагал их в «общее пользование» за внесение определенной платы (1. – С.18).

Само происхождение слова «проституция» (prostitucio) этимологически означает «выставляю для разврата», «бесчещу». В связи с этим существовал закон, согласно которому при продаже рабыни ее владелец оговаривал в купчей: «Не для проституции». Нарушение этого условия сделки вело к автоматическому освобождению рабыни с переходом ее в разряд вольноотпущенницы. В социальном отношении такая торговая практика скорее всего и явилась стартовой площадкой формирования института проституции и сопутствующего ей сутенерства. При этом сами мужчины в роли сексуального товара выступали и выступают сравнительно редко (5.- С.66).

В настоящее время под проституцией понимается одна из разновидностей половой деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрелости, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.

В СССР какие-либо сведения и научные знания о проституции практически отсутствовали. В «Словаре русского языка» проституция значится элементом эксплуататорского общества и понимается как «продажа женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию».

Хотя различают мужскую и женскую; взрослую и детскую проституцию, наиболее изученной является женская проституция. Женщины, которые вступают на этот путь, являются товаром, их тело — объектом купли-продажи. Способность женщины привлекать мужчин — это ее «капитал», который расчетливо инвестируется с целью получения максимальной прибыли. Изначальной причиной прихода женщин в эту сферу бизнеса является наличие спроса на «сексуальные услуги», за которые мужчины платят и которые чаще всего оказывают женщины. В России проституция не преследуется, поскольку нет уголовного законодательства, запрещающего эту деятельность, а вот, например, в США предусмотрены репрессивные меры для женщин, занимающихся проституцией, в виде задержания или ареста.

В России нет законов, запрещающих проституцию, но существует очень тесная связь между проституцией, законом и преступлением. Проституция, как и порнография — один из механизмов перевода безнравственного поведения в преступное. Как свидетельствует практика, проститутки рано или поздно преступают рамки закона, причем совершаемые ими преступления часто отягощаются сексуальным садизмом.

История проституции в России имеет свои циклы. До XVII в. она рассматривалась прежде всего с точки зрения нравственности в христианской концепции православной церкви.

Ввиду сильного развития венерических заболеваний эта проблема с середины XVII в. становится санитарно-гигиенической и решается репрессивными мерами: проституток секли розгами, разыскивали, ссылали на каторгу, принудительно лечили.

Начиная с XVIII в. в России складывается система законодательства, запрещающая «непотребство», где предусматривалось уголовное наказание за превращение внебрачных отношений в ремесло.

На смену петровским реформам приходит политика российского государства XIX в., в соответствии с которой проституция допускалась, регламентировалась и надзиралась врачебно-полицейским комитетом, просуществовавшим до 1852 г., во главе которого стоял военный генерал-губернатор. Однако и в этот период проблема проституции рассматривалась не как социальная, а только лишь как медико-правовая.

И только в конце XIX - начале ХХ вв. в связи с огромным распространением проституции она стала объектом исследования социологов (12. – С.46).

Социальные теории изучают проблему проституции на макроуровне (взаимосвязь с социальной политикой государства, культурными и этническими нормами общества, экономическими условиями) и на мезоуровне (взаимоотношения проститутки с различными социальными группами).

На макроуровне проституция обусловлена, в первую очередь, социально-экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает свои подъемы и спады. В периоды высокой безработицы или инфляции она возрастает, так как низкая заработная плата или ее отсутствие толкает человека, в том числе очень юного возраста, к оказанию сексуальных услуг, к участию в порнофильмах и пр.

Среди социальных групп для личности наиболее значимой является семья. Поэтому когда говорят о предрасположенности к занятию проституцией на мезоуровне, то выделяют следующие причины:

• неблагополучие семьи. Анализ социологических опросов семей, в которых были члены, занимающиеся проституцией, показал, что взаимоотношения между членами семьи носили эмоционально обезличенный характер либо принимали форму физического или психического насилия; в большинстве семей, где имелись дети, занимающиеся проституцией, не проводился контроль за детьми со стороны родителей или контроль принимал жесткий характер, провоцирующий противодействие ребенка установленным требованиям, и приводил к конфликтным ситуациям; в большинстве семей наблюдалась серьезная материальная нужда и продолжительная безработица родителей; среди членов семьи зачастую оказывались ранее судимые люди с криминальным прошлым;

• для большинства семей характерен низкий культурный уровень;

• отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима или мачехи;

• раннее приобщение к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых. Данные социологических опросов профессиональных проституток, проведенных в 1975 г. в США, показали, что в детстве практически все они были совращены, изнасилованы родителями или родственниками, принуждены к сожительству с мужчинами старшего возраста, а затем брошены;

• желание стать материально независимыми;

• сексуальная активность подростка, лишенного материальной и семейной поддержки;

Очень часто в категорию проституток попадают выпускники детских домов, которые в силу распада системы начального профессионального образования, куда могли бы пойти учиться дети с низким образовательным уровнем, повышения престижа образования в вузах, где бывшие выпускники детских домов просто не конкурентоспособны, высокого уровня безработицы и практически полного отсутствия работы для несовершеннолетних вынуждены искать другие источники средств существования (2. – С.56).

В 1991 г. были предприняты социологические исследования московских проституток с целью разобраться в их психологическом, внутреннем мире и понять мотивацию выбора этой сферы деятельности. 87% из опрашиваемых были несовершеннолетними. Исследования показали, что к морально-нравственной стороне своей профессии они относятся достаточно безразлично, практически все вступают в половые связи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, знают правовые аспекты привлечения к административной ответственности и штрафам, не опасаются официальных предупреждений, осознают, что деньги, которые они добывают, торгуя собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д.

К проблеме классификации проституток, выделения определенных критериев различия представительниц этого рода занятий обращались ученые XIX и XX веков. Так, в отечественных исследованиях прошлого века (И. Канкарович, А. И. Федоров) выделены три категории проституток, существовавшие тогда в России:

1) живущие вполне самостоятельно в комнате или квартире;

2) живущие за известную плату на полном пансионе у квартирных хозяек;

3) уличные проститутки, среди которых основное большинство составляли несовершеннолетние (15.- С.87-88).

Стоили проститутки по-разному. Как правило, так несовершеннолетние проститутки для поддержания своего бюджета были вынуждены обслуживать по несколько посетителей (от 3 до 5) в день. Сколько бы они ни зарабатывали, все деньги переходили в чужие карманы (как правило, сутенера, который давал им работу). Их эксплуатировали совершенно бессовестным образом: обращались как с животными, в любую непогоду выгоняли на заработок, били, морили голодом и т. д. Если по какой-либо причине они переставали зарабатывать деньги, их выгоняли на улицу — и тогда эти дети становились до поры до времени беспризорными, пока не попадали в специальные детские учреждения.

Арена деятельности уличных проституток — главным образом была улица, хотя они могли работать и в ресторанах, других увеселительных заведениях, банях.

Средняя продолжительность деятельности проститутки — 5-7 лет, редко — 10. Если предположить, что она начинается обычно с 15-16 лет, то к 25-28 годам женщины оказывались либо в учреждениях здравоохранения, либо в специальных учреждениях, либо кончали жизнь самоубийством.

Среди современных проституток можно выделить следующие категории:

— элитарные, центровые, шаровые, валютные. Эту группу составляет немногочисленная категория материально обеспеченных проституток, имеющих высокий образовательный уровень, постоянную работу и клиентов, отдающих себя за высокую плату;

— разовые. Данная группа состоит из внешне привлекательных молодых людей, тщательно следящих за собой. Многие из них работают и обслуживают клиентов по мере нахождения заказов. Как правило, рано или поздно эти люди увольняются со своей основной работы и начинают вести только праздный образ жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями;

— семейные. Молодые семьи, внешне выглядящие благопристойными, всегда на хорошем счету. Однако, в случае появления дополнительного заработка, всегда готовы выехать по заказу и обслужить клиента. Посредником в таких случаях выступает сутенер;

— плечевые или дальнобойщицы, среди которых много несовершеннолетних. Получили свое название за то, что ездят с водителями грузовых машин (рефрижераторов, трейлеров) дальнего следования, обслуживая их в пути. Расплачиваются с ними обычно покупкой еды или в некоторых случаях одежды, иногда при расставании водители дают им небольшую сумму денег. Если проститутка понравится шоферу, то он может ее рекомендовать и передать своему напарнику или другому водителю. Основные места работы таких проституток — заправочные станции, закусочные или придорожные кафе, места стоянок и отдыха водителей;

— автомобильные или трассовые. Данный тип проституток, тоже, в основном, несовершеннолетних, выбирает своих клиентов на автомобильной дороге под предлогом подвезти, прокатиться. Они неразборчивы в связях, часто меняют партнеров (по несколько человек за сутки), представляют большой риск распространения венерических заболеваний. Местом работы может быть не только автомобильная трасса, а например, автомобильная стоянка. Охранники стоянки могут открыть любую понравившуюся клиенту машину, а проститутка готова отдаться клиенту или группе клиентов прямо в автомобильном салоне;

— вокзальные, скорее алкоголики, чем проститутки. Отдаются за небольшую плату, флакон одеколона или бутылку водки. Среди них много подростков, мир которых ограничен треугольником: вокзал, детприемник, вендиспансер. Сутенеров они не интересуют, но иногда эту роль могут выполнять взрослые-бомжи, отбирая у них все заработанное и оставляя подростков даже без этих малых средств к существованию;

— школьницы-малолетки (начиная с 8-летнего возраста). Вступают в половые контакты либо по принуждению ближайших родственников, либо сутенера. Работают подчас в антисанитарных условиях (вокзальные туалеты, подвалы и пр.), за минимальную цену (5. – С.67).

Таким образом, можно дать следующее определение проституции. Это форма девиантного поведения, выражающаяся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату.

Особенность проституции как отклоняющегося поведения состоит в том, что это явление предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: алкоголизм, пьянство, преступность, административные правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Как правило, большая часть современных проституток входит в состав жестко структурированной организации, в которой каждый занимает определенное место и выполняет определенные, строго регламентированные действия. В исследованиях современных социологов такие «сообщества» называются организованными структурами коммерческого секса. Рассмотрим эти структуры подробнее.

1.2. Организованный коммерческий секс: структура и деятельность

Так как в современном мире проституция приобрела широкий размах, создана целая индустрия так называемого коммерческого секса, то социологи все чаще обращаются именно к анализу организации деятельности структур коммерческого секса. В категорию работников коммерческого секса социологи включают проституток (девочек), сутенеров и сутенерш (мамочек), «обслуживающий персонал»: охранники, водители, посредники

Западные исследователи говорят о следующих категориях работников коммерческого секса (речь идет только о женской проституции):

1. «Девочки по вызову» - группа, обслуживающая преуспевающих бизнесменов и высокопоставленных чиновников и часто предлагающая не только сексуальные услуги, но и свое общество. Их контакты с клиентами обычно основаны на личных предпочтениях и связях. Они редко попадают в поле зрения общественности и крайне редко - полиции. Они обычно респектабельны - это часть их имиджа и статья расходов. Они свободно владеют иностранными языками и могут сопровождать клиентов на мероприятиях, встречах, в поездках.

2. Девочки публичных домов и массажных кабинетов, предоставляющие услуги клиентам среднего класса. Работают в публичных домах при посредничестве сутенеров или сутенерш. Как правило, они относительно защищены, так как их место работы не привлекает внимания граждан и полиции.

3. «Уличные девочки» - работники коммерческого секса, заключающие сделки на улице. В силу этого они попадают в поле зрения общественности и вынуждены контактировать с полицией (6. – С.52).

Подобная структура имеет аналоги в странах СНГ. Однако в каждой стране она обладает спецификой. Вариации возникают в силу культурно-исторических причин. В СССР коммерческий секс существовал совсем не в тех формах, которые наблюдаем сейчас. В настоящее время культурная ситуация в разных странах постсоветского пространства различается, что не дает возможности делать заключения, претендующие на значимость для СНГ. По существу, есть возможность наблюдать новую социальную структуру in status nascendi (в состоянии рождения), когда ее элементы и связи формируются.

Среди работников коммерческого секса выделяют:

«высший» слой - экскорт-группа (одиночные представительницы), «средний» слой - по большей части проститутки, использующие контактный телефон, и девочки в саунах и гостиницах, «низший» слой - работающие «на улицах»; этот слой дифференцирован на подгруппы.

Основание выделения этих слоев — стоимость услуг. Расценки устанавливаются за ночь, за час, за половой акт. Сдельные расценки устанавливаются обычно теми, чьи услуги дешевы. Уличные девочки, чьи услуги стоят дороже, использующие контактный телефон, а также девочки саун и ресторанов стараются устанавливать повременную оплату. Разовые услуги оплачиваются в зависимости от уровня группы проституток, города (столица, областной или районный центр), сексуальной практики и др. в пределах от 100-200 до 5-7 долларов США. По непроверенным данным, минимальная цена, назначенная однажды, составляла 0,3 доллара США.

Способ установления контакта с клиентом и место заключения сделки гораздо важнее, чем стоимость сексуальных услуг, поскольку он определяет стиль существования группы, ее взаимоотношения с лицами, находящимися на периферии секс-бизнеса, врачами, правоохранительными органами и общественностью, то есть включенность проституток в социальную структуру. Установить контакт с клиентом и заключить сделку проститутки могут двумя способами.

1. «Пятак» — место, где уличные работники коммерческого секса ожидают клиентов. Обычно к нему удобно подъехать на машине, возле какой-либо центральной улицы. На некоторых «пятаках» девочки могут занять удобные места на скамейках, парапетах, воспользоваться при желании услугами близлежащих маленьких кафе или уличных торговцев. Но есть «пятаки», где они могут только стоять на виду, привлекая к себе внимание. В разное время дня на одном «пятаке» могут находиться группы проституток, слабо связанные между собой. На одном «пятаке» днем (с 11 до 18 часов) может работать одна группа, а вечером (с 20 до 2 часов) - другая. Существуют «пятаки», считающиеся «ночными».

2. Контактный телефон, через который клиент может найти девочку сам или при помощи посредника. Одно из условий существования контактного телефона - готовность газет принимать частные объявления любого содержания.

Контактный телефон, обеспечивающий подобные контакты, существует в следующих формах:

• контактный телефон, по которому отвечает («сидит на телефоне») «пенсионерка» - пожилая женщина, не имеющая других официальных источников дохода, помимо пенсии, домохозяйка или лицо, не вовлеченное в коммерческий секс, не связанное с криминальными структурами и не представляющее интереса для правоохранительных органов. Это лицо может находиться в родственных отношениях с девочками. Клиент звонит по известному ему номеру телефона и сообщает требования к девочке (национальность, возраст, фигура, предпочитаемая сексуальная практика) и свои адрес или телефон. После этого «пенсионерка» звонит туда, где находятся девочки и сообщает о клиенте. У одной «пенсионерки» могут быть телефоны разных групп проституток. Оплата услуг «пенсионерки» обычно не менее 35 долл. США в месяц. Правоохранительные органы, как правило, осведомлены об этих телефонах. Сотрудник милиции может позвонить по такому номеру и предложить «пенсионерке» отметиться в отделении. Иногда такое предложение приводит к тому, что «пенсионерка» (неопытная) появляется в отделении, но чаще подобный звонок последствий не имеет;

• контактный телефон, на котором дежурят девочки. Недостаток этой формы контакта в том, что номер телефона нельзя давать случайному человеку, что ограничивает число клиентов. Преимущества - в том, что не надо платить посредникам и рассчитывать на их конфиденциальность, ожидать звонка из правоохранительных органов, а также в значительном упрощении процедуры сделки, позволяющем улаживать недоразумения. На номер такого телефона могут также даваться коммерческие объявления, не связанные с сексуальными услугами, что служит дополнительной мерой безопасности. Таким телефоном могут пользоваться девочки, работающие в одиночку, в том числе те, услуги которых дороги (по существу, «девочки по вызову», или те, которые переходят в эту категорию). Однако это могут быть и обычные девочки, которые работают в группах по 3-4 человека. Одна из них не ездит на вызовы, а сидит дома. Ее называют разводящей, подчеркивая отсутствие особого статуса в группе, хотя, по сути, она выполняет функции мамочки (мамочка – сутенерша, женщина – организатор секс-бизнеса). Такие группы могут иметь «настоящую» мамочку, которой подчиняются как девочки, так и разводящая;

• контактный телефон, заказ по которому осуществляется посредником («медиатор») (работник сауны или гостиницы). Клиент ведет с ним переговоры, а он звонит по телефонам из имеющегося у него списка, выясняя, есть ли среди свободных в настоящий момент девочек такие, которые удовлетворяют требованиям клиента. У посредников имеется записная книжка с телефонами групп. Кроме того, он располагает специализированными телефонами, которые другим образом вообще не функционируют. Эти номера не даются клиенту или лицу, через которых номер может стать известным правоохранительным органам, посторонним лицам. Девочки, работающие на таких телефонах, не имеют надежной «крыши» (лиц, обеспечивающих безопасность) или по другим причинам не желают контактировать с непроверенными людьми. Тот, кто звонит по такому телефону, должен представиться, и если его имя неизвестно, разговор прекращается. «Знакомые имена» могут принадлежать постоянному клиенту или проверенному посреднику (если он сомневается в намерениях клиентов, то не станет звонить).

У посредников саун и гостиниц список включает больше номеров, чем необходимо для обслуживания клиентов, и у каждой группы проституток аналогичный список включает больше телефонов саун и гостиниц, чем они в состоянии обслужить. Посредники обращаются к услугам только тех групп, которые позвонили и заявили о своей готовности к работе. Такие проститутки работают только с теми гостиницами и саунами, которые их устраивают. Так существуют взаимозависимые рынки, уравновешивающие качество услуг и условия заказчика.

Эта структура ориентирована на изначальную осведомленность клиента о правилах работников коммерческого секса, посредниках и способах установления контакта с девочками. Если публичный дом (как он традиционно существует в некоторых странах) - место, куда можно прийти, не зная языка, традиций страны и не ориентируясь в городе, то для того, чтобы заключить сделку с проституткой через контактный телефон, необходимо соблюсти негласные правила:

искать посредника, если клиент предпочитает искать девочку сам, то:

искать телефон в свежих газетах (номера телефонов часто меняются) делать несколько заказов по разным телефонам одновременно (на тот случай, если заказ проигнорирован, или приехавшая девочка и клиент не устроят друг друга)

если телефон известен клиенту не из газеты и не потому, что он лично знаком с проституткой, нужно быть готовым дать ответ на вопрос, кем номер сообщен клиенту, оставить свой номер телефона и т.д.

нужно быть готовым обсудить варианты заказа (место, количество клиентов и девочек, оплата, время, услуги). Такая процедура непроста, что уменьшает число потенциальных клиентов, хотя и не перекрывает им полностью доступ к работникам коммерческого секса (для иностранцев существует другая система установления контакта: иностранный акцент или обращение на иностранном языке указывает на желательного клиента).

3. При саунах и гостиницах часто имеются группы девочек, ожидающие клиентов непосредственно в заведении. Это могут быть 2-5 и более человек. Девочкам отводятся комнаты, где они могут проводить время за разговорами, имеют возможность немного поспать, воспользоваться туалетом, ванной, заказать ужин. Клиент в этом случае заказывает девочку через посредника из администрации или его доверенное лицо. В некоторых случаях такие заведения (особенно частные сауны) - лишь способ маскировки публичного дома - источника дохода владельцев. Сотрудники правоохранительных органов, как правило, об этом осведомлены. В других случаях работа «собственных» девочек поощряется администрацией как услуга, повышающая привлекательность заведения (6. – С.53-55).

Группы работников коммерческого секса организованы различным образом:

1. Работающие в одиночку «на свой страх и риск». Это либо начинающие, не имеющие опыта и не знающие, чего опасаться, либо очень опытные, которые умеют оценить намерения клиента и при необходимости защитить себя.

2. Работающие в паре. В равноправной двойке обе девочки попеременно выполняют функции мамочки.

3. Простые группы. Тот же вариант, что и в двойках - пока одна часть выполняет заказ, свободные от работы их подстраховывают, например, ожидают выполняющих заказ в коридоре гостиницы, готовые в случае необходимости защитить от насилия, заставить клиента полностью заплатить или оказать другую помощь.

4. Группа с работающей мамочкой, обладающей большим опытом, чем другие члены группы. В ее обязанности входят переговоры с клиентами, - получение денег, контроль над тем, чтобы клиент не превысил оплаченный лимит времени. Мамочка сама может выполнять заказы.

5. Группа с неработающей мамочкой, которая может представлять более высокий слой, часто принадлежит к старшей возрастной категории (во всяком случае, свыше 40 лет), может иметь влиятельного покровителя или обладать незаурядными организаторскими способностями.

В функции организаторов коммерческого секса - сутенеров и мамочек - входит заключение сделки, получение денег с клиента, оплата труда девочки, обеспечение «крыши» (защиты), решение других проблем (транспорт, правоохранительные органы, медицинское обслуживание и проч.).Чем опытнее (точнее, «квалифицированнее») сутенер или мамочка, тем большее число функций он (она) может выполнять и тем выше в итоге доход, который он (она) имеет. Обязательная функция как мамочек, так и сутенеров-мужчин - защита девочек при необходимости от правоохранительных органов. Мамочка или сутенер, которые не могут обеспечить такую защиту, быстро потеряют девочек и лишатся источника дохода.

Сутенеру-мужчине, работающему с уличными девочками, проще избежать неприятностей со стороны правоохранительных органов и криминальных структур, чем сутенеру, работающему на «фирме», поскольку роль первого для постороннего наблюдателя (в том числе сотрудника правоохранительных органов) не очевидна. Девочки, работающие с сутенерами-мужчинами, практически недоступны для установления прямых коммуникативных связей. Они находятся под жестким контролем. Девочке труднее сменить сутенера, уйти в другую группу, если она считает, что возникла такая необходимость. Сутенеры-мужчины рассматривают девочек в основном как источник дохода и не считают, например, что их должно заботить наличие у последних презервативов: «об этом пусть сами думают». Принимая девочку в группу, сутенер часто «пробует» ее, вступая с ней в половой контакт. Часто сутенеры жестоки по отношению к девочкам.

Мамочками становятся женщины, которые сами работали в коммерческом сексе и в связи с выходом замуж, беременностью, рождением детей или по возрасту не могут сами оказывать сексуальные услуги. Однако, имея опыт и связи, они могут помочь молодым девушкам в поиске безопасных клиентов (они знают или умеют интуитивно их определять) и защите от правоохранительных органов. Мамочками становятся и женщины, не имеющие опыта оказания сексуальных услуг: одна из известных мамочек до того, как открыла свое «дело», работала на контактном телефоне.

Мамочка должна изначально обладать качествами лидера и минимальной материальной базой (квартира, телефон, деньги на первичную поддержку девочек). Навыки организаторской работы она приобретает со временем. Когда мамочка начинает работать, она уступчива в вопросах выхода на работу и оплаты. Однако со временем они становятся жесткими, умеющими соблюдать выгоду: «мамочка думает только о сегодняшнем дне», ставит девочек под строгий контроль, требует работать обязательно ежедневно не менее 10-12 часов. В этом случае девочка не имеет права отказаться от клиента, заболеть или устать от работы. При невыполнении требований мамочка может налагать штрафы. Если девочка не хочет платить штраф или нарушает правила, ее исключают из группы, и она вынуждена работать самостоятельно (по крайней мере, до тех пор, пока ее не возьмет новая мамочка). В этом случае «нет гарантии, что ты получишь полную стоимость или вообще деньги». Иногда штрафы — серьезное и частое наказание, а иногда — крайняя мера, к которой прибегают редко.

Отношения мамочек и девочек самые разные. Если девочка работает на улице, мамочка может отбирать весь заработок или оставлять минимум (одна из «уличных» мамочек, к примеру, не только отбирала все деньги, но и избивала девочку). Часто мамочки злоупотребляют алкоголем. В этом случае девочки могут не увидеть денег после работы с клиентом, так как мамочка из полученной суммы оплачивает спиртные напитки, которые с клиентом же и распивает. Группы с такой мамочкой неустойчивы (обычно они состоят только из мамочки и ее единственной девочки, реже двух), поскольку девочки стремятся найти себе другую мамочку. Мамочка может забирать у девочки 50% суммы сделки или реально полученной от клиента. Это обычные расценки, но иногда берут 30% (зарегистрирован случай, когда сутенер-мужчина получал 10%: девочки не являлись для него - хозяина бара - основным источником дохода, свое участие он мотивировал соображениями благотворительности). Мамочка может установить нижний предел суммы, которая достанется девочке при невыгодной сделке.

Например, если нижний предел 7 долл. США с клиента, мамочка отдает эту сумму девочке даже если ничего не получает сама. Разумеется, это нежелательная для мамочки ситуация, и, отдавая девочке деньги, она дает ей это понять.

Мамочки переманивают девочек друг у друга, потому что постоянные клиенты требуют «новеньких». Кроме того, «новенькими» легче управлять, они непритязательны и соглашаются на менее выгодные условия. Вначале мамочки идут на уступки, значительно снижая требования, но спустя некоторое время возвращаются к обычным условиям работы. Мамочки, как сутенеры-мужчины, могут использовать девочек исключительно как источник денег, однако обычно мамочки проявляют заботу о девочках вплоть до того, что поселяют их в собственных квартирах, одевают, обучают профессиональным приёмам.

Большинство девочек предпочитают работать с мамочками. Деньги, которые им приходится выплачивать, компенсируются услугами и защитой мамочек. Если работа с мамочкой невыгодна, девочка обычно ищет себе другую мамочку, но не пытается работать в одиночку. Часто девочки на словах выражают недовольство тем, что им приходится отдавать значительную часть заработка. Однако они мирятся с этим как с минимальным неизбежным злом (6. – С.56-58).

Группы также могут привлекать обслуживающий персонал. Так, для выезда на заказ при сделке по контактному телефону необходимо иметь машину, которую обычно нанимают с водителем. Это может быть легковой автомобиль или микроавтобус. Работа водителя хорошо оплачивается. Нанимают машину также проститутки, работающие на улице. Обычно они нанимают не такси, а машину, с водителем которой знакомы, знают его по имени и могут попросить об определенных услугах (например, бесплатно отвезти куда-либо, спрятать деньги).

Отношения водителя, работающего с «телефонной» группой, и девочек этой группы могут быть очень сложными. Статус водителя плохо определен. Обычно он выше, чем у девочек. Водитель может оскорбить, ударить или даже избить ее (особенно, если она ему дерзит, но иногда и за мелкие «провинности» - например, девочка включила слишком громкую музыку в салоне автомобиля), может потребовать бесплатных сексуальных услуг. У некоторых мамочек водитель подчиняется строгим правилам: не имеет права как-либо обидеть девочку под угрозой отстранения от работы. Если водитель желает, чтобы одна из девочек группы оказала ему сексуальные услуги, он должен договариваться с ней и оплачивать их, если девочка потребует (обычно плата в таких случаях невелика). Водитель может также контролировать оплату услуг девочки, выполняя частично или полностью функции сутенера - в том случае, если мамочка ему доверяет. Зафиксирован случай, когда водитель стал крупным сутенером с собственной группой девочек.

Все описанные выше особенности организованного коммерческого секса характерны как для столичного, так и провинциального города, в том числе и для Магнитогорска.

Главная опасность распространения данных структур в обществе состоит в том, что туда все больше и больше привлекается несовершеннолетних – девочек от 10-12 лет, в некоторых случаях и от 8 лет и проституция приобретает почти легальный характер: правоохранительные органы почти всегда осведомлены о деятельности таких структур, и нередко сами пользуются их услугами. Для того, чтобы хотя бы минимизировать распространение этого «социального зла» необходимо знать причины, влияющие на приход девушек (самая распространенная – женская проституция) в коммерческий секс. И уже затем на государственном уровне решать данную проблему.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ

Для того, чтобы выявить общие тенденции развития явления проституции в нашей стране, мы включили в нашу работу два социологических исследования, первое из которых анализирует распространение проституции в дореволюционной России в городах Западной Сибири (3) и Санкт-Петербурга, а другое - современное состояние проституции в России на примере г. Екатеринбурга (7).

2.1. Проституция в городах Западной Сибири и Санкт-Петербурга

(1880-е—1917гг.)

В дореволюционной России проститутки делились на поднадзорных, т.е. зарегистрированных в полицейском управлении, и безнадзорных - тайных. Те и другие делились в свою очередь на профессиональных и случайных. Среди поднадзорных проституток выделяли явных и «секретных»; разница между ними в том, что у явных документы в полицейском управлении, а у «секретных» (их еще называют «комиссионными») документы на руках у девицы. Явные подразделялись на проституток домов терпимости и одиночек (среди них бродячие одиночки и квартирные).

Отсутствие точных данных о распространенности проституции заставило Центральный статистический комитет «подробно обследовать положение» этого явления в России. По материалам этой переписи к 1 августа 1889 г. в городах Сибири было зарегистрировано 90 домов терпимости (в них проживало 467 женщин) и 297 проституток-одиночек.

Динамику роста числа публичных женщин в Томске можно проследить по материалам таблицы 1. Анализ данных по Томску показал: во-первых, данные губернатора не совпадают с данными врачей и полицейских органов. На наш взгляд, данные губернаторов весьма завышены, а данные врача и полиции занижены. Данные губернатора не могут быть взяты за основу и по причине того, что в 1880-1883 гг. в Томске существовало от 5 до 24 публичных домов, и вместить более двух тысяч публичных женщин они не могли. Разница связана и с разными целями учета: для врача, это, в известном смысле, отчет о работе, а для губернатора это перспектива государственного финансирования. Кроме того, врач имел дело только с пациентами, которые действительно занимались проституцией, а полицейские чины фиксировали всех арестованных женщин, заподозренных в занятии проституцией.

Во-вторых, отсутствие данных за отдельные годы говорит о недостатках учета численности публичных женщин. В-третьих, сведения об одиночках, тайных проститутках неточны. Для того времени было общепризнанным, что проституция публичных домов составляла незначительную часть. В связи с этим большинство врачей и общественных деятелей признавали недостаточность надзора в городах со стороны врачебно-полицейских органов.

Удельный вес данной «профессиональной» группы мал. Так, например в 1911 г в Томске численность женского населения составила 70900 человек, а численность зарегистрированных проституток - 173. Таким образом, удельный вес проституток в 1911 г. составил 0,24%. В Омске в 1897 г. численность женской части населения составила 10944 человека, а численность публичных женщин равнялась 32. Удельный вес зарегистрированных проституток - 0,29%.

Каков же социальный портрет «грешницы»? Анализируя данные о возрасте проституток в Сибири (Томская губерния и Акмолинская область) (табл. 2) можно говорить о том, что наибольшее число проституток в сибирских городах приходится на возраст между 15-20 годами (43, 12%), в возрасте от 20 до 25 - 37,40%. Затем возрастные показатели начинают уменьшаться до 35 лет и к 45 годам составляют 1 9% В Петербурге наблюдается преобладание возраста 20-25 лет - 1964 женщины (36,50%). Женщины в возрасте от 15 до 20 и от 25 до 30 лет составляют соответственно, 21,20% и 25,52%. Проститутки в возрасте от 30 до 35 лет дают почти половину от предыдущих (12,52%). Удельный вес следующей возрастной категории (3-5-45 лет) как и в городах Западной Сибири, уменьшается до 1 33%. Среди петербургских проституток зафиксирована женщина в возрасте 45-50 лет (0 03%)

Возраст 16 лет считался наименьшим, в котором дозволяется внесение женщин в списки проституток. Как отмечали исследователи петербургской проституции, девушки в возрасте до 20 лет большей частью занимались тайной проституцией этим и объясняется небольшой процент (21,20%) девушек в возрасте от 15 до 20 лет. «Правилами» 1903 г. разрешалось после 21 года допускать девушек в публичные дома и регистрировать их как проституток-одиночек, поэтому возраст 20-25 лет преобладает (38,50%). В городах Западной Сибири врачебно-полицейский надзор не был так строг -отсюда преобладание публичных женщин в возрасте от 15 до 20 лет (43,12%).

Данные о семейном положении женщин, занимавшихся проституцией согласно исследованию 1889 года, показали, что из 262 публичных женщин Омска и Томска 203 (77,48%) не состоят в браке, 45 (17,17 %) – замужем, 13 (4,96%) - вдов, неизвестно - 1 (0,38).

148 (56,48%) из общего числа публичных женщин не имеют детей 109 (41,6%) имели детей, 29 (11,06%) - имели на день обследований. Доктор П.Е. Обозненко дает аналогичную картину семейного положения проституток Санкт-Петербурга. Из общего числа 4220 публичных женщин: девиц - 3825 (90 6%) замужних - 278 (6,5%), вдов - 115 (2,8%), разведенных 2 (0,05%). Вместе с тем, 17,17% (города Западной Сибири) и 6,5% (Санкт-Петербург) замужних и проживающих вместе с мужем занимались проституцией. Отсюда можно заключить, что подавляющее большинство обследованных проституток по тем или иным причинам не сумело устроить свою семейную жизнь, что по всей вероятности, явилось одной из серьезных причин того, что они оказались в роли проституток. К тому же подавляющее большинство этих женщин были выходцами из неблагополучных семей. Из 262 женщин-проституток только у 3 (1,14%) были отец и мать, 188 (72%) женщин были родственники. 22 (8,39%) из них не имели родственников. Более 67% женщин были выходцами из беднейших слоев населения и только 0,38% женщин из богатых семей.

По данным П.Е. Обозненко, в Петербурге положение проституток в этом отношении было несколько лучше. Из 4220 женщин у 2662 (63,08%) были родители, мужья братья, сестры и т.д., у 850 (20,14%) не было никого из близких, 132 (3 12%) жили со своими родными, занимаясь проституцией с их ведома. Из них 47% были из бедных 1% из богатых слоев населения.

Такой высокий удельный вес женщин, не сумевших или не пожелавших устроить свою семейную жизнь и избавившихся от ребенка, объяснимо тем, что подавляющее большинство их деградировало в социальном и моральном отношениях. А также тем, что, с одной стороны (в городах Западной Сибири), девушки воспитывались в неполноценных семьях, зачастую не имея родственников, а, с другой стороны (Петербург), ослабление влияния семьи и отсутствие жизненной опоры толкало их на занятие проституцией.

Таблица 2

Возраст проституток по данным на 1889г. (чел., %)

Таблица 3

Проститутки по сословной принадлежности в 1889 г. (чел.)

На основе данных по сословному составу проституток (табл. 3) можно заключить, что большинство среди публичных женщин как городов Западной Сибири, так и Санкт-Петербурга составляют крестьянки и мещанки. Меньше всего проституток из купеческих семей и почетных граждан (Томск). Практически отсутствуют они среди дворянок (Омск) и представительниц духовного сословия (Санкт-Петербург).

В 1895 г. среди томских проституток зарегистрированы мещанки-проститутки (142) из Томска (88), Мариинска (20), Барнаула (5), Каинска (4), Тобольска, Екатеринбурга, Колывани и Нарыма (по 3), Омска, Тары, Тюмени, Енисейска и Красноярска (по 2) Кунгура Сургута, Златоуста (по 1), а крестьянки были уроженками сел следующих губернии и областей: Томской (148), Пермской (35), Тобольской (7), Акмолинской (4), Енисейской (3), Иркутской (2), Якутской, Казанской, Вятской, Орловской, Самарской Воронежской, Симбирской, Могилевской, Смоленской, Курской (по I).

Первое место по количеству принадлежит городу Томску, за ним следуют соседние области. Однако не только одно соседство определяет степень участия этих городов в проституции. Это видно из того, что в двух соседних городах (Мариинск и Барнаул) первый дал 20, а второй 5 проституток, т.е. в четыре раза меньше. Очевидно есть и другие причины (кроме близости) неравномерности наплыва женского элемента из городов в Томск. В их ряду главное место занимают экономические условия: чем население данного региона беднее, тем большее число лиц регион посылает в центр, к которому тяготеет, и тем большее число из них попадают в ряды проституток.

Эти данные вполне могут быть оценены как свидетельство того, что экономические факторы играли ведущую роль в выборе конкретным индивидом данного рода занятий. Кроме того, в плане восходящей социальной мобильности оказаться в городе получить пусть не престижную, но признанную работу, крышу над головой, питание, врачебный надзор и т.п., - женщинами из деревень, из низов могло восприниматься позитивно. Можно также отметить, что для данной группы характерны направления миграции из села в город, между городами, губерниями.

Среди проституток представительницы основных национальностей Западной Сибири. Основную массу из 262 зарегистрированных проституток составили русские – 246 (93,89%), еврейки – 5 (1,9%), киргизки – 2 (0,76%), цыганки -1 (0,38%) и немки - 1 (0,38%). Удельный вес проституток из русских отражает демографическую картину Западной Сибири. По переписи 1897 г. среди женщин в городах Западной Сибири удельный вес русских составил 89%, евреек - 5%, киргизок - 4% полек - 2%, немок - 0,9%, цыганок - 0,09%.

При сравнении конфессионального состава публичных женщин городов Западной Сибири и Петербурга необходимо отметить, что большинство составили православные (соответственно) (97,7% и 81,1%), на втором месте в городах Западной Сибири представительницы иудаизма (1,52%) (в Петербурге они составляют 0,5%). Третье место в городах Западной Сибири делят раскольницы (0,38%) и католички, в то время как в Петербурге раскольницы на пятом месте (0,38%). Представительницы католической веры составляют (соответственно) 0,38% и 5,8%.

Вопрос о религиозности публичных женщин проблематичен. Она сочеталась с ремеслом, которому они себя посвятили, и зависела, видимо, от степени их образования, умственного развития и основ воспитания, заложенных средой, из которой они вышли, и, наконец, от общества, в котором они находились. Они ходили в церковь ставили там свечи, говели, подавали милостыню, старались не принимать гостей на Пасху. Нравственная же суть веры ими почти не воспринималась. Со временем утрачивалась обрядовая религиозность, поскольку коммерческая сторона их занятия могла пострадать при слишком усердном соблюдении постов.

Власти задумывались и над этим вопросом. Правила для содержателей борделей публичных домов 1844 г. и постоянные приказы полицмейстеров городов предписывали закрывать заведение для посетителей в воскресенье и в праздник до обедни Первоначально публичным домам в дни постов работать запрещалось. Со временем их содержательницы постарались сократить время «простоев», принимая гостей почти всегда, что противоречило религиозным представлениям. Вероятно, это побудило властей внести в Правила от 1908 г. положение о запрете «работы» в Страстную неделю.

Важной характеристикой женщин легкого поведения является их образование Обследование 1889 г. показало, что среди проституток закончивших гимназию не было, умевших читать и писать насчитывалось от 3 до 6%, а доля не имевших образования доходила до 85%. Это являлось следствием общей картины женской грамотности, а также того, что проституция пополнялась из низших слоев общества, для которых образование было недоступно. Небольшая часть имела начальное образование. В архивных документах можно даже встретить подписи девиц, имеющих каллиграфический почерк. Для сравнения: на 1000 человек городского населения в 1897 г. приходилось грамотных женщин в Омске 47 человек, в Томске — 43. Уровень грамотности мужской части населения был соответственно 150 и 165.

Среди важнейших социокультурных характеристик данные о продолжительности занятия проституцией. И здесь уместно сравнить данные сибирских городов (перепись) с Санкт-Петербургом (данные П. Обозненко). В городах Западной Сибири наибольшее время занятия-2-3 года (18,32%), в то время как в Петербурге наибольшее число приходится на группу, занимающихся этим «ремеслом» менее года (22,9%). Наибольшее число лет занятия приходятся на 15-16 лет (1%) для Петербурга и 19-20 лет для городов Западной Сибири (0,38%).

Думается, разница показателей объясняется тем, что в Петербурге под врачебно-полицейский надзор попадали женщины, которые при других условиях никогда бы не попали в ряды проституции. Во-первых, это постоянные, привычные проститутки, составляющие ядро поднадзорной проституции. Число лет занятия ремеслом женщин этой категории значительно выше 5 лет. Во-вторых, это временные, попавшие под надзор, главным образом, по «детскому легкомыслию» и глупости. Разница между ними в том, что первые «аккуратно посещают медицинские осмотры, но часто переходят из разряда билетных в бланковые». Для женщин второй категории характерны «неаккуратные посещения врача, частые приводы, укрывательства от надзора». Первые преобладают в Петербурге, вторые — в городах Западной Сибири.

После регистрации каждой девице выдавалось медицинское свидетельство или «желтая карточка», которая обменивалась на паспорт в полицейском управлении. В ней помещены правила для публичных женщин, отмечалось состояние здоровья, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер паспорта, по которому она проживает в доме терпимости или на квартире. В 1909 г. было принято решение изъять из обращения «желтые билеты», которые выдавались на руки проституткам, и заменить их на билеты белого цвета. На новые билеты предполагалось наклеивать фотографии женщин. Главным основанием предполагаемого нововведения стал частый обмен билетами в случае заболевания проститутки. На осмотр к врачу являлась не настоящая обладательница билета. Но эти нововведения приняты не были. Публичная женщина должна была хранить медицинский билет в чистоте и опрятности. Выходя из дома, она обязана была брать его с собой. Если «клиент» желал удостовериться в ее здоровье, она беспрекословно должна была его предъявить.

Контингент проституток обновлялся. На смену исчезнувшим, оставившим свое занятие, приходили другие, безработные, домашняя прислуга, чернорабочие, дочери военнослужащих, мещанки. К концу 1910 г. резко возросло число крестьянок, что связано с проведением столыпинской реформы, прибытием в Сибирь новых когорт переселенцев. Бывшие крестьянки, втянутые в городскую жизнь, часто не могли найти работу и жилье, что вынуждало их заниматься проституцией.

Особенностью городской проституции была «текучесть». «Падшие женщины» переходили из явных в тайные, в одиночки, могли оставить занятие и начать снова. По данным отчетов томского губернатора, городского врача видно, что в 1882 г. число проституток уменьшилось на 266, в 1883 г. оно составило 112 человек. В течение 1913 г. из списков проституток было исключено 236 женщин, внесено 371, фактический рост составил 135.

Почти половина девиц до перехода в ранг публичных пытались работать горничными, белошвейками, портнихами, то есть в сфере обслуживания. Медики, юристы и психиатры объясняли это тем, что данная категория зависит от капризов клиентов, хозяев и потому в любой момент может лишиться работы и жилья. Подобные утверждения убедительны, однако не следует забывать, что проституция представляет весьма своеобразную область «сферы обслуживания». В этой связи можно говорить о смене профессиональной ориентации в пределах направления трудовой деятельности и некой предрасположенности к выбору такого жизненного пути. В определенном смысле такую идею подтверждают данные об отношении к своим занятиям самих проституток. Эти свидетельства довольно разрозненны и дают лишь косвенные доказательства. Приведем некоторые выдержки из архивных материалов, в которых указывалась причина вступления на этот путь: «тяжелая работа», «разврат в мастерской, где учились» и другие. Эти данные не позволяют утверждать, что проститутки - всегда жертвы общества. Немаловажную роль играла личность самой женщины.

Данные о профессиональной принадлежности проституток указывают, что многие женщины имели склонность или способность к какому-либо роду занятий. В то же время бесцельное шатание от одного занятия к другому говорит о нежелании работать и «честным трудом» зарабатывать деньги. Незначительная часть женщин-проституток, оставляя это занятие, поступали в услужение к состоятельным людям. По данным архивов, поручителями выступали различные категории населения: крестьяне, отставные, военные, мещане, духовные лица и другие.

Совращение девушек и женщин в большинстве случаев являлось следствием неблагоприятных условий жизни и безвыходного материального положения. «Неблагонамеренные лица» пользовались этим для вовлечения женщин и девушек в порочную жизнь, несмотря на 29 статью Устава о наказаниях. Были случаи, когда «на улицу» выходили мать с дочерью, сестры (Кайгородова Елена, Александра, Прасковья (1876-1883 гг.)), при этом старшие получали деньги с «интригуемых лиц» (3. – С.59-65).

Таким образом, на основании данных этого исследования складывается определенный портрет городской проституции в дореволюционной Западной Сибири. Занимались ею чаще всего молодые девушки до 25 лет из крестьян и мещан, русские, православные, неграмотные, незамужние, имевшие существенные материальные затруднения. Среди особенностей проституции в городах Западной Сибири можно выделить: во-первых, продолжительность занятия «профессией» -2-3 года в отличие от Санкт-Петербурга (менее 1 года), во-вторых, «текучесть кадров».

2.2. Социальный портрет российской проститутки

Для выявления причин, толкающих женщин к проституции в современной России, было проведено совместно специалистами Уральского научно-исследовательского института дерматовенерологии и иммунопатологии Минздрава РФ социологическое исследование проституток крупного промышленного центра, каковым является г. Екатеринбург. В 1998 г. было опрошено методом углубленного интервью 120 женщин, постоянно занимающихся проституцией. В выборку попали основные категории проституток: вокзальные - 16% от общего числа опрошенных, уличные - 26%, «домашние» - 9% и «по вызову, фирменные» -49%. Такое процентное соотношение отражает ситуацию с проституцией в городе. С целью получения более полной информации по данной проблеме в 1999 г. был проведен общероссийский опрос 110 специалистов-венерологов по различным аспектам состояния проституции в стране.

Исследования позволили выявить социально-демографические параметры проституток, роль материальных условий жизни, влияние семейных отношений на формирование данной категории женщин, влияние первого опыта половой связи на последующую сексуальную жизнь. Так же изучались особенности «трудовой» деятельности различных категорий проституток.

Материалы исследования показывают, что подавляющее большинство уральских проституток - женщины в возрасте от 12 до 34 лет, среди которых 23% несовершеннолетних. Большинство имеют образование в размере 9-ти классов, около 10% учатся в вузах. Стаж их работы на данном поприще от одного месяца до четырех лет и более (в среднем 14 месяцев). 59% респонденток имели опыт работы в качестве продавца -51%, рабочей - 18%, ИТР - 12%. Каждая четвертая женщина нигде не работала до того, как приступила к данной «профессиональной» деятельности. 14% респонденток совмещают ее с профессиональной работой: медсестра, лаборант научного учреждения, секретарь-машинистка, реализатор в киоске и т.д.

Что же толкнуло этих женщин к тому, что они стали торговать своим телом? Наиболее распространенный ответ (72%) связан с тяжелым материальным положением. Однако большое влияние оказали подруги (20%), которые уже имели опыт занятия проституцией и предложили оптимальный на их взгляд выход из финансовых затруднений. Также большое воздействие оказала та пропаганда, которая, пусть не всегда открыто, ведется в кинофильмах, журнальных публикациях по поводу так называемой красивой жизни проституток (19%). В частности, 16% опрошенных назвали телепередачи, как основной источник информации о проституции; 10% - видеофильмы; 7% - художественную литературу. На основе информации, которую будущие проститутки получили из СМИ, а также от друзей, у них сформировался «идеальный» образ жизни проститутки. Он включает в себя высокие заработки для 54% опрошенных; красивая, разнообразная жизнь - 20%; возможность часто посещать клубы и рестораны - для 6%; получать подарки - 3%; возможность получить половое удовлетворение - 3%. Тем самым можно говорить об особой роли современных СМИ в создании иллюзорного образа проституции и тех, кто ей занимается. Иная информация могла бы количество проституток существенно сократить.

Большое влияние оказывает система отношений проститутки со своими родителями. 18% опрошенных назвали ссору с родителями побудительной причиной к занятию проституцией. Когда стали выявляться подробности процесса социализации будущей проститутки, выяснилось, что 46,3% опрошенных являются выходцами из рабочих семей. Сразу следует отметить, что многие из родителей имеют заработки, позволяющие существовать хотя бы на уровне черты бедности. У 15% родители являются педагогами, врачами, научными работниками, у 6% - руководители различного уровня, 4% - предприниматели. Объединяет все эти семьи, независимо от образовательного уровня родителей, сферы их занятий, особые отношения между супругами, а также взрослыми детьми. Они, прежде всего, характеризуются постоянными конфликтами, на это указало около 50% респонденток.

Примерно столько же воспитывалось в семьях, где постоянно употреблялись спиртные напитки. Пьянство выступало основной причиной бедности в семье и ссор между родителями. Конфликтная обстановка толкает ребенка на совершение побега из дома, признались более 70% респонденток. Следовательно, главной причиной, толкающей к занятиям проституцией, является не материальное положение, а система отношений в родительской семье. Находясь под постоянным психологическим давлением, ребенок неизбежно теряет уважение к себе. Он начинает воспринимать себя как вещь, которой может распоряжаться более сильный, властный человек. Возникает безразличие к своему физическому, психическому и социальному состоянию. Потеря собственного «Я» толкает женщин к тому, что они перестают воспринимать ценность своего телесного и психического здоровья. В итоге возникает отношение к сексуальным контактам, как чисто механическому занятию, без каких-либо чувственно-эмоциональных переживаний, свойственных нормальным людям.

Негативным семейным фактором, толкающим девушек к проституции, являлось то, что 39% из них были свидетелями постоянных супружеских измен. Тем самым родители демонстрировали пример безразличия к ценностям любви, верности и супружеского долга. Скандалы, побеги из дома, измены родителей толкали ребенка к поиску любви и заботы на стороне, что приводило к ранним половым связям. 38% имели первую такую связь с любимым человеком, 2% указали на инцест, а остальные с незнакомыми или мало знакомыми мужчинами, при этом 30% из этой группы были изнасилованы. Эта категория чаще всего попадает в разряд вокзальных (24%) и уличных (22%) проституток. Важно отметить психологический результат первой половой связи, оказавший существенное влияние на отношение женщины к своему телу, самому половому акту. Чувство удовлетворения получили только 10% опрошенных, у остальных возникло разочарование, чувство страха и ужаса. Возможно, что такой результат создал определенный стереотип формы сексуальных отношений, когда женщина Изначально не ориентирована на достижение положительных переживаний и сексуального удовлетворения при половом контакте и готова быть бесчувственным объектом в руках любого мужчины.

В связи с этим следует отметить проблему сексуального воспитания современной молодежи. Часть педагогов, а также медицинских работников считает, что правильно организованное половое воспитание, направленное на формирование чувственно-эмоциональной сферы, а не на технику сексуальных отношений, привело бы к существенному сокращению числа девушек, желающих заниматься проституцией. Только 18% респонденток отметили, что родители занимались каким-то сексуальным воспитанием, а остальные ничего подобного не имели.

Основными ориентирами при сексуальном развитии для 38% ответивших выступали образы, созданные художественными произведениями; для 44% — картинки отношений между мужчиной и женщиной, нарисованные более старшими подругами или матерями. Только 25% положительно ответивших на этот вопрос назвали врачей-специалистов в данном вопросе. Поскольку подавляющее большинство вообще не получило каких-либо ценностных представлений от людей, умеющих объяснить особенности половой жизни, требования, которые она предъявляет к женщине, то девушки пошли на самостоятельный поиск так называемых удовольствий от сексуальных контактов.

Приобретя негативный опыт, они перестали чувственно-эмоционально воспринимать сексуальные связи, и оказались готовыми торговать своим телом, как неспособным к каким-либо переживаниям товаром. Среди других причин, толкнувших к проституции, были также названы: потеря работы (13%), ссора с любимым (11%), ссора с мужем (6%), развод (3%), необходимость заплатить долги и месть - по 2%.

В ходе исследования выяснилась система продажи этого «товара» и восстановление его потребительских качеств. Анализ показал, что наиболее «выгодной» является работа «фирменных» проституток, они зарабатывают более 3,5 тыс. руб. в месяц. Это дается более высокой степенью эксплуатации: на восстановление психических и физических сил уходит не менее 4 дней. Их труд также является самым «тяжелым», поскольку клиент у себя дома или на съемной квартире может потребовать все что угодно, вплоть до различных сексуальных извращений. Они работают круглосуточно, им невозможно отказаться от клиента, которого назначает «фирма». В результате девушки по вызову испытывают постоянный психологический стресс, ибо играют «вслепую», с неизвестными последствиями. В связи с этим следует отметить, что проведенное в ходе исследования изучение половой конституции проституток показало, что сильной половой конституцией обладают только 14% опрошенных, а остальные вынуждены постоянно ломать свою сексуальную природу.

«Вокзальные» проститутки отличаются сравнительно высокой частотой половых контактов в течение суток, хотя у них меньше количество «выходов» на работу. Они зарабатывают только на пропитание, легко пропивая полученные деньги. При этом, как и все остальные, кроме «домашних» проституток, они имеют наибольшие шансы заразиться венерическими заболеваниями и СПИДом.

В связи с этим возникает проблема взаимосвязи проституции и роста вензаболеваний в нашей стране. С одной стороны, по опросам проституток, 70% из них каждый раз используют презерватив. С другой стороны, по данным врачей-венерологов, каждая проститутка хотя бы один раз в жизни болела одним из венерических заболеваний. Уровень заболеваемости сифилисом среди женщин, занимающихся коммерческим сексом, превысил общий уровень по этим заболеваниям среди населения г. Екатеринбурга в 89 раз, в том числе гонореей в 54 раза (по данным 1998 г.) За восемь месяцев 1999 г. эти показатели выросли еще почти в четыре раза.

Подавляющее большинство врачей-венерологов (70%) считает, что проституция является одним из основных способов распространения вензаболеваний. При этом 42% экспертов придерживаются мнения, что проституция является объективной закономерностью современной жизни, поскольку воспроизводит традиционный для стран с рыночной экономикой вид торговли. 25% экспертов указало, что проституция - это социальная болезнь, которую необходимо как-то лечить (7.- С.47-51).

Таким образом, сопоставив данные, полученные в этих двух исследованиях, можно говорить о том, что проституция в современной России приобрела более широкий размах. В настоящее время в нашей стране на полуподпольном положении существует огромное количество учреждений коммерческого секса: публичные дома, массажные салоны, сауны, «телефоны доверия», эротические автомойки и т.д.,. В абсолютном большинстве подобных заведений не соблюдаются даже элементарные нормы личной гигиены: эти заведения являются рассадниками венерических заболеваний, ВИЧ-инфнкции, болезней моче-половой системы и т.п. кроме то, данные учреждения тесно связаны с полукриминальными структурами. Тогда как в дореволюционной России проституция была легализована, осуществлялись попытки ввести проституцию в цивилизованные рамки: существовала строгая система контроля и учета, обязательная регистрация, система медицинского обследования и т.д.

В связи с вышесказанным в РФ остро встает вопрос, поставленный еще классиком: «Что делать?»: запретить или легализовать. В настоящее время развернулась обширная дискуссия, у кожной стороны вопроса есть свои противники и сторонники. Как решится эта проблема – покажет время.

Заключение

Таким образом, в заключение данного исследования напрашивается вывод, что наиболее приемлемым способом «лечения» этого «социального зла» является разработка федерального закона о проституции. В связи с этим и возникают большие проблемы.

Что должно быть в этом законе? Запретить проституцию и жестко наказывать тех, кто организует скрытые публичные дома, а также «трудится» в них? Или легализовать это «социальное зло», каким-то способом регламентировав его? Почти все эксперты предлагают последний вариант. За открытие публичных домов выступает -54%, за выдачу лицензий на оказание сексуальных услуг - 31%, остальные затруднились предложить свой вариант.

Высказались за открытие публичных домов 34% экспертов из периферийных городов, где она очень мала, и только 24% из крупных городов, где проституция распространена. Видимо они понимают, что «выгоды» от открытия публичных домов могут быть лишь временные. С одной стороны, появится возможность более жесткого контроля за состоянием здоровья проституток. С другой стороны, резко возрастет престиж этой профессии среди части молодежи. Поскольку в настоящее время практически изменились нравственные оценки проституции, резко осуждавшие тех, кто ею занимался, что снятие правовых препятствий откроет дорогу для ее распространения. В итоге усилится безразличие общества к тем, кто морально и физически уничтожает себя, вынужденно занимаясь проституцией.

Попав в проститутки, как правило, женщина не может выбраться с этого «социального дна», создать полноценную семью, воспитать детей и достойно прожить свою жизнь. Легализация проституции приведет к увеличению доли молодых девушек, которые, не имея сексуального воспитания в семье, в школе, ориентированного на развитие их чувственно-эмоциональной сферы, будут с безразличием относиться к своим половым связям, пополняя число «лицензированных» проституток.

По результатам исследований действенными способами формирования негативного отношения к проституции у молодежи могла бы стать организация такого нравственно-полового воспитания в учебных учреждениях, которое направлено на развитие чувственно-эмоциональных переживаний личности, а не техники сексуальных отношений, на которую, прежде всего, обращают внимание во многих современных западных программах полового воспитания. Опрос старшеклассников, проведенный в 1997-1998 гг. в нескольких школах г. Екатеринбурга (опрошено 600 старшеклассников), показал, что 66% выступают за преподавание специального курса по проблемам сексуальной культуры. В настоящее время лишь некоторые педагоги, врачи выступают в отдельных школах по данной проблематике. Основным источником информации о сексуальной жизни и ее формах выступают у подростков: друзья - для 38%, СМИ - 34%, специальная литература - 22%, родители - 20%.

Поскольку, как показало наше исследование, основной непосредственной причиной проституции является неблагополучие в семье, требуется, на наш взгляд, организация специальной помощи таким семьям со стороны органов социальной защиты, как это делается в развитых странах. Пока же наше общество не созрело для каких-либо эффективных форм воздействия на проституцию. На ее негативное последствие обращают внимание лишь врачи-венерологи, а также специалисты из органов внутренних дел. Власти, общественные организации фактически закрывают глаза на это явление и ждут, когда же «сверху» будут предприняты какие-либо шаги по организованному решению проблем. Комплексные исследования социологов, психологов, медицинских работников, представителей органов внутренних дел позволят, на наш взгляд, найти более действенные методы воздействия на нее в нашей стране.

Список литературы

1. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. М. В. Фирсов. — М.: Ант., 1995.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль,1988.

3. Быкова А.Г. Проституция в городах Западной Сибири (1880-е-1917гг.) // Социс. – 2000. - №5. – С.59-65.

4. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 1997. - №3. – С.45-55.

5. Кузнецов М.Т. Биосоциальные корни проституции // Советская педагогика. – 1991. - №12. – С.66-69.

6. Курманова Г.У., Башмакова Л.Н., Бутенко Е.Н. Работники коммерческого секса // Социс. – 2000. - №5. – С.51-59.

7. Меренков А.В., М.Н. Никитина Социальной портрет современной проститутки // Социс. – 2000. - №5. – С.47-51.

8. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Академия,2000.

9. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. – М.:Инфра-М,1997.

10. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, дет. психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н. К.Арсановой. — М.:Педагогика, 1997.

11. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. — М.:Медицина,1997.

12. Социально-психологические отклонения в поведении молодежи. – Киев: Прима,1991.

13. Социология / В.Н. Лавриненко,Н.А. Нартов и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

14. Социология молодежи: Учебник / под ред. В.Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СпбУ,1996.

15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. Т. 2. — М.: Энциклопедия, 1994.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Курсовая работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(43.0 KiB, 28 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!