Промышленный переворот в Англии

План:

Введение

1. Предпосылки промышленного переворота.

2. Развитие науки, промышленности и транспорта.

3. Превращение Англии в «Фабрику мира». Последствия промышленного переворота.

Заключение

Список литературы.

Введение

Промышленный переворот в Англии открывает новую эпоху в истории европейской цивилизации – Новое время. Новое время в Западной Европе ознаменовалось ломкой феодальных отношений, и становлением новых, капиталистических отношений. В Новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.

В это время промышленная энергия, опираясь на успехи науки и техники, начинает разбивать старый общественный уклад. Происходит индустриальный переворот и политическая революция. Производство товаров расширяется в неслыханных до того времени размерах, а вместе с тем развиваются пути и средства ускоренного сообщения.

Среди трех наиболее передовых стран Европы классический вариант утверждения буржуазных отношений осуществился в Англии. Английская модель развития капитализма была самой быстрой, самой полной и, пожалуй, наиболее жестокой.

1. Предпосылки промышленного переворота.

В 60-е гг. XVIII в. в Великобритании раньше, чем в других странах, начался промышленный переворот. Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии.

Важными факторами процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь.

К числу важнейших предпосылок промышленного переворота относится Английская буржуазная революция, устранившая препятствия для развития капиталистических отношений. Она открыла путь для быстрого роста производительных сил, утвердила буржуазную собственность на землю, дала мощный толчок аграрному перевороту и ускорила образование национального рынка. Произошел переход от средневековой феодальной монархии к монархии буржуазной. Сложившийся политический союз земельной и финансовой аристократии был долговременным и сравнительно прочным. Этот союз, превратившийся в дальнейшем в союз землевладельцев и всего класса буржуазии, обеспечивал относительную устойчивость английской монархии. При этом аристократия, сохранив монополию политической власти, учитывала интересы буржуазии.

Несомненно важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия с ее традиционно качественными и ярко окрашенными естественными красителями ситцами. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит, и более конкурентоспособной продукции.

Все большее накопление капитала сопровождалось увеличивающимися возможностями его выгодного использования. Войны XVIII в. почти все сопровождались захватом новых колоний: в ранее приобретенных колониях росло богатство и увеличивалось население. В американских колониях насчитывалось около 200 тыс. жителей в 1700 г. и от 1 до 2 млн. - через 50 лет. В 1734 - 1773 гг. белое население британской Вест-Индии возросло с 36 тыс. до 58 тыс., возросло и количество рабов.

Вест-Индия была наиболее выгодным из всех британских владений. В 1790 г. в нее было вложено 70 млн. ф. ст. против 18 млн. ф. ст. на Дальнем Востоке, и торговля Вест-Индии с Англией почти вдвое превышала импорт и экспорт Ост-Индской компании.

Такое беспрерывное увеличение колониального богатства и торговли обеспечивало все расширяющийся рынок для британских товаров, который уже не мог быть насыщен домашней промышленностью из-за ручных методов производства. Крупные же и затяжные войны XVIII в., которые велись регулярными армиями, не только приводили к беспрерывному спросу на британские товары, но и вызывали спрос на специальные, стандартизированные товары.

Технические изобретения были сделаны в конце XVIII в. именно потому, что условия того периода заставляли людей искать разрешение проблемы массового производства товаров, что накопление капитала достигло уровня, при котором стало возможным полностью использовать методы массового производства.

2. Развитие науки, промышленности и транспорта.

Ограбление колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам-предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовило Создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

Само развитие изобретательской и научной мысли в Англии не было случайным, а явилось закономерным результатом отношения общества к вопросам развития образования и науки. Так, еще в самом начале периода Реставрации, в 1662 г., в Лондоне оформилось Королевское общество, игравшее роль английской Академии наук. Основным принципом этой первой английской научной организации (если не считать университетов) был отказ от схоластики и догматических методов "доказательств". Только наблюдение за жизнью природы, эксперименты и точный математический расчет признавались в кругах Королевского общества подлинной наукой. Считалось само собой разумеющимся, что данные науки не могут прийти в противоречие с учением церкви. Автор первой истории Королевского общества епископ Спарт, прославляя труды ученых, утверждал, что за исключением Бога и души "они вольны судить, как им заблагорассудится".

В течение XVIII в. в Англии появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. Поскольку Оксфорд и Кембридж еще полностью не преодолели чисто гуманитарного направления, главные успехи этого периода были достигнуты в шотландских университетах (Глазго, Эдинбурге), в университетах крупных промышленных центров — Манчестере и Бирмингеме. Кроме того, возникли учебные заведения нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых давалось высшее научно-техническое образование. Наконец, в 1799 г. в Лондоне был основан Королевский институт - научно-учебное заведение, ставившее своей целью "распространение познания и облегчение широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований".

К началу XVIII в. в Англии существовала достаточно развитая система начального образования, совершенствованием которой занимались различные религиозно-благотворительные общества, такие как "Общество распространения Евангелия", "Общество распространения христианских знаний" и особенно созданное в 1750 г. "Общество распространения религиозных знаний среди бедных". К началу XIX в. начальные школы существовали в 2/3 приходов. В 1802 г. впервые в истории Англии был издан закон об образовании. Этим законом предприниматели обязывались создавать фабричные школы, в которых фабричные и ремесленные ученики должны были обучаться в течение четырех лет одновременно с работой на производстве.

Для подготовки технически образованных предпринимателей с XVIII в. наряду с классическими закрытыми средними школами для детей верхов общества появились реальные средние школы, главным образом в промышленных центрах. Здесь внимание учителей было сосредоточено на естественных науках и новых языках. Высшее техническое образование давалось в университетах и Королевском институте.

Таким образом, в Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII - первой половине XIX в. в науке и технике, принадлежали именно англичанам. В Англии XV1I1 в. складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира. Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.

С полным превращением: Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли - производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г. механик Дж.Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое.

В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства - прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д.Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека.

Следующим важным шагом на пути технического прогресса явилось создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. У основателя фабрики Д.Аркрайта появилось много последователей, и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных фабрик, то в 1790 г. их насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, так как двигателем пока еще оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие техники производства тканей и широкое применение машин не могли быть удовлетворены такой механизацией.

Поиски эффективного и универсального двигателя производились и в XVII в., и в первой половине XVIII в. История создания паровой машины представляет огромный интерес. Эта машина, с одной стороны, произвела подлинную революцию в развитии производства, с другой - в работе над этим великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики, науки и производства. Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго Дж.Уатт (1736 - 1818) изобрел паровую машину. Продолжая работать над ее усовершенствованием, он в 1784 г. создал паровую машину "двойного действия", в которой пар, расширяясь, оказывал давление то на одну, то на другую сторону поршня. Это была подлинно универсальная машина, применяемая в самых различных областях производства, а впоследствии с некоторыми усовершенствованиями и на транспорте.

Ее великая революционизирующая роль в развитии производства заключалась в способности паровой машины играть роль двигателя практически в любых условиях. Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом Дж.Болтоном заводы по производству паровых машин должны были, по замыслу изобретателя, "снабдить весь мир машинами всевозможных размеров". В первую очередь паровая машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому увеличению производства. Так, с 1788 по 1803 г. хлопчатобумажное производство утроилось, что дало возможность назвать этот период его "золотым веком".

Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих, техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургическая.

Выплавка железа - один из древнейших видов производства — находилась в конце XVII в. почти в таком же состоянии, как и три тысячи лет тому назад. Она производилась по-прежнему с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро истощались. Лишь в начале XVIII в. кузнецы начали применять для плавки металла, в частности чугуна, кокс. Решающего успеха в этом добился инженер А.Дерби, который к железной руде стал примешивать во время плавки на каменном угле негашеную известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. т. чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. т. чугуна). Важным результатом открытия А.Дерби было увеличение спроса на уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой промышленности.

Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных копей, угледобыча возросла с 26 млн. т. в 1700 г. до 76 млн. т. в 1790 г. и превысила 10 млн. т. в 1795 г. Уголь не мог служить эффективной заменой леса до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом, наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов.

В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как между некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованые дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой.

Проблема была решена следующим образом. В 1795 г. герцог А.Бриджуотер поручил инженеру Т.Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 км. Эта идея оказалась настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в Манчестере упали ровно наполовину. Двумя годами позже канал удлинили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень развилась гончарная промышленность, а в Ченшире значительно увеличились разработки залежей соли.

Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей.

На протяжении только четырех лет (1790 - 1794) через парламент было проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII - начале XIX в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, пока через 40 - 50 лет на смену им не пришли железные дороги.

В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду.

Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847 - 1852 гг. была проложена телефонная линия между портами Дувр и Кале.

Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла — с 68 тыс. - в 1788 г. до 250 тыс. т. в 1806 г. - и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность нецентральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. В 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых чугунных деталей (с пролетом 31 м и высотой над водой 12 м). В 1787 г. А.Дерби (сын изобретателя нового метода плавки чугуна и владельца крупнейших металлургических заводов) получил от Общества искусств золотую медаль за модель этого моста.

Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты. Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные машины, столь необходимые на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось возможным ввести взаимозаменяемость деталей, которая стала характерной чертой массового производства полвека спустя.

Подлинно революционным событием в области транспорта явилось изобретение механика-самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью - 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на первой в мире железнодорожной линии Стоктон - Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.

Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности. Экспорт возрос с 69 млн. ф.ст. в 1830 г. до 157 млн. ф.ст. в 1850 г.; началось усиленное развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. - до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн. т в 1800 г. до 100 млн. т в 1865 г.

Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя необходимую ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить железные дороги, получая от этого огромные барыши во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.

В этих странах железные дороги не только строились британскими подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт преимущественно состоял из предметов широкого потребления и главным образом хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.

Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство дали также возможность осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии стало так велико, что ее фактически перестали использовать в качестве места, куда ссылали преступников на каторжные работы. Много людей эмигрировало в Канаду.

Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в. и до 30-х гг. XIX в., преобразовала страну в индустриальную державу.

3. Превращение Англии в "фабрику мира". Последствия промышленного переворота.

Великобритания все больше превращалась в индустриальную "мастерскую мира". Установилась английская мировая промышленная и торговая монополия. Росту внешнеторгового оборота способствовало осуществление правительством Р.Пиля (премьер-министр в 1841 - 1846 гг.) программы свободной торговли. В июне 1846 г. промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление земельной аристократии, добилась отмены хлебных законов, после чего были значительно снижены ввозные тарифы на многие виды продовольствия и сырья. Правительство Дж. Рассела (премьер-министр в 1846 - 1852 гг.), продолжавшее фритредерскую политику, в 1849 г. отменило навигационные акты, сыгравшие в XVII - XVIII вв. большую роль в защите морской торговли от иностранной конкуренции, но потерявшие свое значение с ростом торгово-промышленной мощи Великобритании.

Важным следствием промышленного переворота явилась индустриализация, получившая развитие в 60-е гг. Вместе с ростом концентрации и централизации капитала происходит процесс создания крупных предприятий с численностью рабочих свыше 10 тыс. человек. Великобритания занимает 1-е место в мире по уровню и темпам развития промышленности. Особенно значителен рост тяжелой промышленности. Добыча каменного угля в 60-е гг. составляла более половины мировой, выплавка чугуна в 1870 г. - половину мирового производства.

После промышленного переворота английская экономика начинает развиваться циклично, все чаще испытывая кризисы. Первые кризисы были отмечены в Великобритании после победы в войне с Францией (1815 - 1816 и 1819). Именно в этот период были заложены основы промышленной, колониальной и торговой монополии Великобритании. Так, выпуск промышленной продукции в военные годы возрос в 15 - 20 раз благодаря внедрению машин. Одновременно эти события привели к перепроизводству товаров и сокращению внешнего и внутреннего рынка (континентальная блокада и Англо-американская война). После экономического подъема 1820 - 1825 гг. в Великобритании разразился первый в мире циклический кризис, охвативший почти все отрасли экономики. Начиная с 1825 г. капиталистическое производство периодически, примерно через десять лет, сопровождалось сокращением производства и последующими депрессиями. Это происходило в 1825, 1836, 1847 и 1866 гг. С течением времени кризисы становились все глубже, и в 50 - 60-е гг. они в значительной мере парализовали ведущую отрасль экономики - хлопчатобумажную промышленность. Самым опустошительным был промышленный кризис 1866 г., переросший затем в длительную депрессию и положивший начало закату гегемонии Англии.

В ходе промышленного переворота из пестрой массы обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных рабочих складывался индустриальный пролетариат. Специфической формой борьбы рабочих во второй половине XVIII - начале XIX вв. было движение разрушителей машин - луддитов. В 1782 г. правительство провело через парламент специальный закон, каравший за умышленное повреждение машин. В 1799 и 1800 гг. были приняты законы о запрете всяких рабочих союзов, принадлежность к последним и участие в стачках карались как уголовное преступление.

Однако, несмотря на жесткое законодательство, рабочее движение не прекращалось и особенно сильная волна луддистского движения прокатилась по Англии в 1811 - 1812 гг., захватив Йоркшир, Ноттингемпшир и Ланкашир. Рабочие разгромили ряд фабрик особенно ненавистных им хозяев. В 1813 г. правительство проводит через парламент закон о смертной казни за разрушение машин.

К завершающему периоду промышленного переворота резко возрастает численность рабочих - 4,8 млн. человек в 1851 г., при общей численности населения Великобритании (без Ирландии) около 21 млн. человек. Для того чтобы загнать на фабрики разорившихся ручных ткачей и мелких ремесленников, в 1834 г. был издан новый "Закон о бедных", который ликвидировал денежные пособия и учредил так называемые работные дома с тюремным режимом, куда помещались бедняки, обращавшиеся за помощью:

30 - 40-е гг. XIX в. ознаменовались вступлением английского пролетариата на путь самостоятельной политической борьбы. Движение английских рабочих проходило под лозунгом борьбы за проведение "Народной хартии". Одним из основных требований этого документа было введение всеобщего избирательного права. Данное движение получило название чартизм. Главными центрами чартистского движения были промышленные районы Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса.

Чартисты впервые в истории создали в 1840 г. массовую пролетарскую партию - Национальную чартистскую ассоциацию и использовали метод массовых политических компаний. Чартистское движение вынудило правящие классы Великобритании провести дальнейшие реформы парламента, расширить фабричное законодательство, ввести 10-часовой рабочий день для женщин и несовершеннолетних (июнь 1847 г.).

Важным следствием промышленного переворота явилось также резкое снижение удельного веса сельского населения. Так, если в 1811 г. оно составляло 35 %, то к 1817 г. сократилось до 14,2 %. Быстро росли первые промышленные центры - Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия стала страной городов и фабричных поселков.

Колониальная империя Великобритании в 1860 г. охватывала территорию, равную 6,5 млн. км2, с населением 145 млн. человек. Правда, в 50 - 60-е гг. усилилось освободительное движение в переселенческих колониях, что принудило правительство Великобритании предоставить некоторым из них внутреннее самоуправление, например Австралии, а Канаде в 1867 г. - права доминиона. Однако в остальных колониях Великобритания продолжала действовать прежними методами насилия и грабежа. Вслед за США она добилась в 50-е гг. XIX в. насильственного "открытия" для своей торговли японского рынка.

Таким образом, Великобритания, первой из стран мира пережившая промышленную революцию, к середине XIX в. превращается в самую могущественную державу, обладающую самой большой колониальной империей, которая позволяла обеспечивать собственную промышленность необходимым и крайне дешевым сырьем, а также обширным рынком сбыта готовых изделий. Ориентация важнейших отраслей производства, и в частности текстильной, в основном на колониальный рынок отрицательно скажется впоследствии на экономическом развитии Великобритании.

Заключение

Промышленный переворот в Англии свершился по так называемому «классическому» образцу. Рассматривая ее как своего рода образец, сравнивая ее с вариантами развития Франции и Голландии, мы можем, в конце концов, выяснить, почему именно Англия захватила в конце XVII - XVIII в. лидерство.

Возможно, главную роль здесь сыграло то, что полем, деятельности для английского капитализма был не только город, но и деревня. В других странах именно деревня - основной оплот феодализма и традиционализма - сдерживала переход к новому. В Англии, наоборот, в деревне концентрировалась база для важнейшей в XVI - XVII вв. отрасли промышленности - сукноделия. Это была уникальная ситуация, которая дала свои плоды.

Во-первых, большая часть дворянства стала заниматься предпринимательской деятельностью (создавала овцеводческие фермы), иначе говоря, обуржуазивалась, увеличивая число заинтересованных в ломке традиционных структур и прежде всего - в использовании наемного труда.

Во-вторых, феодалы, реализуя свои права на землю и сгоняя с нее держателей-крестьян, создавали армию пауперов - людей, которым не оставалось ничего иного, как стать вольнонаемными рабочими. Это обеспечивало важнейшее условие для развития капитализма. К середине XVIII в в Англии класс крестьянства как мелких производителей исчез. Законы правительства, получившие название кровавых, содействовали этому процессу. Бродяг и нищих ждали суровые наказания; разорившихся крестьян можно было в принудительном порядке отправлять на предприятия.

Кроме того, благодаря рано происшедшей буржуазной революции государственная структура уже во второй половине XVII в. была кардинальным образом перестроена в интересах новой экономики.

Правда, и до революции английские короли поощряли промышленность и торговлю. Но их действия далеко не всегда были последовательными. Многое зависело и от личности монарха.

После победы революции монархия была реставрирована, но абсолютизм навсегда закончил свое существование. Согласно Биллю о правах (1689) Англия стала конституционной монархией, в которой власть концентрировалась преимущественно в руках парламента. Король не мог без его согласия отменять или принимать законы, назначать налоги, иметь свое постоянное войско. Депутатам гарантировалась свобода слова; провозглашалась свобода выборов в парламент. Буржуазия получила доступ к политической власти и, следовательно, к непосредственному управлению обществом.

Своими победами Англия была обязана не только революции политической, не только активному развитию собственной промышленности, но и революции в технической мысли. Как никакая другая европейская страна, Англия была богата техническими изобретениями и людьми, которые умели их использовать.

Победоносное шествие капитализма, естественно, имело свои издержки. В то время еще трудно было предугадать, что новые отношения должны повысить уровень благосостояния общества. Напротив, крестьянство лишалось земли и разорялось; законы, преследующие люмпенов, были абсолютно варварскими; рабочий день на фабриках длился по 14 - 16 часов; падало значение квалифицированного труда, а это означало разорение мелких ремесленников; безжалостно использовался дешевый детский и женский труд.

Список литературы

1. Бертенев С.А. Экономические теории и школы. – М.: Просвещение. 1992.

2. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. - М.: Республика, 1995.

3. Всемирная история: В 24 т. Т. 15. Эпоха просвещения / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Литература,1997.

4. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.

5. Новая история стран Европы и Америки/ В.Н. Виноградов, А.М. Зверев, Т.М. Исламов и др.; Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской- М: Высшая школа,1998.

6. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. – Брянск: Курсив, 1998.

7. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: ИнфраМ, 1999.

8. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.

9. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Полетаева. – Минск: Экоперспектива, 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по истории

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.2 KiB, 43 downloads)

Комментарии к записи "Промышленный переворот в Англии"
Оставить комментарий
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!