Программа социологического исследования

Содержание

Введение
1. Программа социологического исследования по проблемам семьи и брака
1.1. Методологическая часть
1.2. Методический раздел
2. Анкета
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Социологические исследования в настоящее время являются одним из действенных средств определения и анализа общественного мнения, социальных проблем общества, особенностей социальных настроений и т.д. Тем не менее, большая часть проводимых сегодня социологических опросов собственно социологическими не являются в связи с тем, что в своей основе являются ненаучными, сделанными на коленке, без определенного плана, программы.
Программа социологического исследования – важнейшая часть исследовательской работы социолога-практика, поскольку без четкой программы невозможно получить достоверное знание о предмете исследования.
В данной работе представлена программа социологического исследования по проблемам семьи и брака в Российской Федерации. Даная сфера в настоящее время является одной из приоритетных, поскольку общепризнан кризис семьи в России как социального института. Анализ важнейших социальных проблем семьи позволит наметить подходы к оказанию ей социально-экономической, педагогической и психологической помощи.

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ И БРАКА

1.1. Методологическая часть

Обоснование проблемы исследования. Россия  сегодня  находится  в  сложном  социально  экономическом положении. Результатом  реформирования  на  сегодняшний   день  можно считать  падение  жизненного  уровня  значительной  части  населения,  рост  преступности  и  безработицы, ухудшение  физического  и  морального  здоровья  нации.  Сегодня  отмечается  снижение  воспитательного  потенциала  семьи, обусловленного  экономической  озабоченностью,  материально – бытовой  неустроенностью  или  наоборот,  сверх  высоким  состоянием.
Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых лет коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. Современная семья переживает сложный этап  эволюции, перехода от  традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся системы власти и подчинения в семейной жизни, роли и  функциональная   зависимость супругов, положение детей.
В наше время молодая семья сразу сталкивается с множеством практических проблем:  финансовых, жилищных, связанных с устройством своего очага, рождением ребенка, необходимостью закончить свое образование, найти более  высокооплачиваемую работу и другими. Эти заботы, вместе взятые, могут порождать растерянность, беспокойство, тревогу, усталость, напряжение.
Трудности в реализации  и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к  конфликтам, разочарованиям,  разводам. Оказать помощь семье в решении  ее проблем, в преодолении трудностей семейного воспитания призван  специалист, социально ориентированный на оказание психолого - педагогической и социальной помощи семье.
Цель исследования. Изучение основных проблем современной семьи в рыночных условиях, изучения особенностей брачных отношений и брачных проблем. А также выработка конкретных рекомендаций для специалистов по социальной работе – на какие моменты необходимо обратить внимание при осуществлении социальной работы с семьей.
Объект исследования. Объектом данного социологического исследования является семья как малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта,  взаимной помощью, моральной  ответственностью.
Предмет исследования. Предметом исследования являются те общие особенности жизнедеятельности семейного коллектива, на которые оказывают влияние современные социально-экономические отношения, благодаря чему российская семья находится в кризисной ситуации.
Логический анализ основных понятий.
Семья -  малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта,  взаимной помощью, моральной  ответственностью.
Семьёй  также  называется  социальный  институт, т.е. устойчивая  форма  взаимоотношений  между  людьми,  в  рамках  которого  осуществляется  основная  часть  повседневной  жизни:  сексуальные  отношения, деторождение, первичная  социализация  детей, значительная  часть бытового  ухода,  образовательного  и  медицинского  обслуживания,  особенно  по  отношению  к  детям  и  лицам  пожилого  возраста. Семья,  кроме  того, - это  сильнейший  источник  эмоциональных  реакций,  в  благоприятном  случае  обеспечивающий  человеку  поддержку,  принятие,  рекреацию.
Родство – тип отношений между людьми, обусловленный их происхождением от общих предков, кровная связь между людьми (родственниками). Различают родство по прямой линии и по боковой линии. Близкими родственниками считаются: родители и дети, бабушка, дед и внуки, родные братья и сестры.
Проблема – противоречие, не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий.
Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (конечно, с помощью  родителей), получить государственную квартиру или комнату, сиять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной - в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3  семей, - то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципального жилья, за счет чего во многих странах мира разрешается эта действительно сложная проблема, ведется вяло. Долговременные жилищные  кредиты в условиях галопирующей инфляции нереальны. Эта проблема от¬носится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, гак и неуклонное обветша¬ние жилого фонда при плохой эксплуатации. Можно с большой долей вероятности предсказать обострение жи¬лищного вопроса в связи с потенциальной потерей малоимущими гражда¬нами своих приватизированных квартир, особенно в престижных, цен¬тральных районах.
Финансово-экономическая проблема. Финансово-экономические труд-ности, переживаемые всем населением, особенно сказываются на ма¬лоимущих, многодетных семьях, на семьях с детьми. Устаревание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой техники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, необратимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на питание, то приобре¬тение предметов длительного пользования становится невозможным.
Проблема занятости, безработицы, пробле¬ма женской занятости и двойной загруженности. Двойная за¬груженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Почти полное вовлечение женщин в общественный труд было вызвано потребностями экстенсивного развития экономики, но в то же время оно отвечало характерной для XX века потребности женщин в самоутверждении, самореализации во внесемейной сфере. Всемирный характер этого процесса подтверждается все более широким распространением типа «бикарьерной» семьи, в которой оба партнера ориентированы на успех.
Проблема планирования семьи. В течение тысячелетий биологиче¬ская продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и установками, определяла количество детей в семье. В условиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертности это было социально-экономически оправдано, т.к. выживали немногие. Экстенсивный рост на¬селения поглощался новыми землями или даже новыми материками - шел процесс всемирной межконтинентальной миграции. Кроме того, дети были страховочным фактором, обеспечивающим «призрение», прокормление родителей под старость.
Сегодня социально-экономические условия кардинально изменились, и установка на многодетность уходит в прошлое. Многодетные семьи встре¬чаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то националь¬ными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и не¬квалифицированными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчи¬вой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемировую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремитель¬ное снижение рождаемости.
Гипотеза исследования. Современные российские семьи испытывают необходимость в помощи со стороны специальных государственных и муниципальных служб вследствие ряда социально-экономических, педагогических и психологических проблем:
• материальная проблема;
• педагогические проблемы в воспитании детей;
• жилищная проблема;
• проблемы со здоровьем;
• наркомания;
• безработица;
• алкоголизм.
Задачи исследования. Проверка сформулированности гипотезы требует решения следующих задач:
1) выявить наиболее актуальные социально-экономические, педагогические и психологические проблемы современной российской семьи;
2) проранжировать по степени значимости выбранные проблемы;
3) проанализировать зависимость проблем от специфики возрастного состава семьи, социального статуса, материального достатка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности социального педагога и специалиста социальной работы, а также в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

1.2. Методическая часть.

Определение исследуемой совокупности. Статистические данные, имеющие в распоряжении исследователя, позволяют осуществить механическую модель выборки. Исследование проводится в правобережной части г.Магнитогорска. В каждом подъезде каждого дома опрашивалась одна семья, что составило 1270 семей.
Методы сбора первичной социологической информации. Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса. Необходимость в анкетировании, как в техническом средстве конкретного социального исследования возникла для получения каких либо сведений о том, кто заполняет анкету, или для получения ответов на вопросы, составленные по определённой программе.
Инструментарий. Анкета (на каждого члена семьи). Инструкция к заполнению анкеты.

2. Анкета

Выберите из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос именно тот, который вы считаете верным именно для вас. В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, давшему Вам анкету.
Заранее благодарим  за оказанную помощь.

1. Ваш возраст:
а) до 20 лет
б) от 20 до 30 лет
в) от 30 до 40 лет
г) от 40 до 50 лет
д) от 50 и выше

2. Образование:
а) высшее
б) средне-специальное
в) среднее
г) неполное среднее

3. Вы работаете:
а) в сфере торговли
б)  в бюджетной сфере
в)  в сфере услуг
г) имеете свой бизнес
д) нигде не работаете
4. Ваш супруг (супруга) работает:
а) да
б) нет
1. Ваша семья:
а) полная (оба родителя)
б) неполная (1 родитель – мать)
в) неполная (1 родитель  - отец)
г) другие варианты________________________

6. Вы живете в браке, который:
а) не зарегистрирован официально
б) зарегистрирован

7. Ваш брак:
а) первый
б) второй
в) третий
г) другие варианты_________________________

8. Сколько лет вы состоите (состояли) в браке:
а) до 5 лет
б) до 10 лет
в) от 10  до 15 лет
г) от 15 до 25 лет
д) другие варианты _______________________?

9. Количество детей:
а) нет
б) один
в) два
г) три
д) больше трех.
10. Ваша семья  по доходам относится к категории:
а) за чертой бедности
б) бедных
в) среднего класса
г) выше среднего?

11. Ваши жилищные условия:
а) проживаете вместе с родственниками
б) снимаете жилье
в) собственная 1-комнатная квартира
г) собственная  2-хкомнатная  квартира
д) собственная 3-х комнатная квартира
е) многокомнатная квартира
ж) коттедж ?

12. Прибегаете ли вы к материальной помощи со стороны родственников (если да, то укажите причину):
а) да, часто___________________________________________________
б) да, иногда _________________________________________________
в) да, но очень редко __________________________________________
г) нет ?

13. Имеете ли вы:
а) дачу
б) автомобиль
в) домработницу

14. Посещают ли ваши дети  различные кружки, клубы (укажите какие):
а) постоянно ________________________________________________
б) иногда____________________________________________________
в) очень редко________________________________________________
г) никогда

15. Посещаете  ли вы:
а) театр
б) кинотеатр
в) картинную галерею
г) музейные выставки
д) спортивные мероприятия

16. Какие социальные проблемы касаются  сегодня вашей семьи:
а) жилищная                                      е) наркомания
б) материальная                                 ж) воспитание детей
в) проблемы со здоровьем                з) свой вариант ________________?
г)  безработица
д) алкоголизм

17. Укажите причину ваших проблем:
а) ребенок
б) недостаток образования
в) низкая заработная плата
г) особенности личности, характера
д) социально-экономическая политика государства
е) свой вариант ___________________________________________ ?

18. Вы самостоятельно, своими силами решаете свои проблемы:
а) да
б) нет
в) иногда ?

19. Надеетесь ли вы на помощь государства в решении проблем вашей семьи:
а) да
б) нет ?

20. Обращаетесь ли вы за помощью в социальные службы помощи семье и детям?
а) часто
б) редко
в) никогда?

Заключение

Итак, нами была разработана программа социологического исследования по проблемам семьи и брака в Российской Федерации.
Программа социологического исследования содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного процесса.
Мы исходили из того, что современная  семья испытывает ряд  проблем, которые  отрицательно влияют как на внутреннее, так и  внешнее ее состояние. К ним относятся проблемы  социального характера:  негативные последствия  экономических реформ, политическая  нестабильность, лишение всех прежних  гарантий (гарантированного права на труд, на  бесплатное  медицинское обслуживание, на отдых, на  досуг, на  передвижение, право семьи на жизнь  в районах  межнациональных  конфликтов),  социальное расслоение  общества, резкая  дифференциация  доходов семей, их  массовое  обнищание,  безработица, невыплата  заработной платы,  жилищные  проблемы.
Так  же  существуют  проблемы внутрисемейных  отношений,  это  проблемы социально-психологического характера: неблагоприятная обстановка в семье, неправильные методы воспитания, семейные конфликты,  алкоголизм одного из супругов,  построение  семейных отношений  по  подобию родительских, проживание с родителями, изменение ролевых  отношений, развод.

Список литературы

1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства// Педагогика. – 1992 -  №7-8. – С.23 – 28.
2. Бодрова Т. А., Рыбакова Н. А. Основные проблемы многодетной семьи и возможные пути их разрешения. // Сборник: Социальные и психолого-педагогические проблемы преподавания курса «Планирование семьи» в средней школе. – СПб.: Образование, 1997. – С. 97 – 105.
3. Как провести социологическое исследование. – М.: ИПЛ, 1987.
4. Кравченко А. И. Социология. – М., 1999.
5. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения // Экономист. - 1992.- №9.  - С.55-60.
6. Куприянова Е. Спасение от нужды // Семья и школа. – 1991. - № 9. - С. 20 – 22.
7. Ложкин Д. Семья в России: проблемы и перспективы // Социальное обеспечение. – 1997. - № 4. – С. 15 – 21.
8. Маркович Д. Ж. Общая социология. – М., 1998.
9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Пресс,1999.
10. Смелзер Н. социология. – М., 1994.
11. Социология: Курс лекций  / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.
12. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.
13. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

(17.1 KiB, 119 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!