Профилактика нарушений осанки у старших дошкольников средствами физической культуры

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Состояние проблемы профилактики нарушений осанки старших дошкольников…..7
1.1. Сущность понятия «осанка человека»  и классификация ее нарушений………...7
1.2. Формирование осанки и специфика  ее нарушений  в дошкольном возрасте……..16
1.3. Особенности профилактики нарушений осанки  в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ……..28
Выводы по главе I ….53

Глава II. Реализация средств физической культуры  в профилактике нарушений осанки у старших дошкольников ……55
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования детей старшего дошкольного возраста …….......55
2.2. Классификация игр, направленных на профилактику нарушений осанки у старших дошкольников ………64
2.3. Методические рекомендации воспитателям и родителям по профилактике нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста ..85
Выводы по главе II ………...88
Заключение …………89
Список литературы ……...92

Приложения

Введение
Физический   потенциал   человека   представляет   собой единый комплекс многообразных физических качеств, моторных способностей и адаптационных возможностей и реализуется в движениях, действиях и рабочих операциях. Данные научных исследований свидетельствуют о том, что физический потенциал человека наиболее интенсивно развивается в первые два десятилетия жизни, и, особенно, в период дошкольного и младшего школьного возраста. Быстрое развитие аппарата движений и обеспечивающих их физиологических систем обусловливает жизненную важность правильной организации физического воспитания детей. При этом критерием правильности будет являться большая степень соответствия физическою потенциала ребенка уровню требований среды и внутренним возможностям его организма.
По мнению В.К.Бальсевича), «стратегия физического воспитания ребенка должна состоять в том, чтобы научить его возможно большему чис-лу разнообразных движений...» (7, с.4). Овладение различными двигательными навыками обогащает двигательный опыт, расширяет диапазон двигательных способностей детей, способствует повышению функциональных возможностей организма. В соответствии с этим, содержание и методика проведения занятий, традиционно сложившиеся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, в значительной степени ориентированы на освоение определенного объема двигательных навыков, что отмечается многими авторами (Ю.И. Курпан, И.В. Пенькова, Г.П.Потапова).
В то же время, формированию навыка правильной осанки не уделяется должного внимания, поскольку результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей. Так, по данным разных авторов (О.И.Коршунов, Т.М. Макаренко, О.А. Новоселова,   Ю.А. Смирнов и др.), от 30-40 до 63-84% дошкольников и младших школьников имеют те или иные нарушения осанки. При этом отмечается, что по сравнению с шестидесятыми годами, в настоящее время число таких детей увеличилось в три раза (А.А.Андреева, О.Н.Блюменталь).
Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. Прочно сформированная правильная осанка помогает избежать позных нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма. Вместе с тем, в ней в какой-то мере проявляются свойства телесной красоты и поведенческие (относящиеся к манере держаться) черты, что придает ей определенную эстетическую и этическую ценность.
При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканям. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие тех или иных черепных или спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм. Таким образом, данная патология является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний.
Однако, хотя Программами по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Педагогический анализ занятий по физической культуре покачал, что при их проведении не учитываются возрастные особенности опорно-двигательного аппарата детей, а упражнения, направленные на формирование навыка и мышечно-двигательных предпосылок правильной осанки, применяются не регулярно и в ограниченном объеме.
Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий, так как в разработанных в данном направлении методиках эта задача решается, в основном, за счет использования дополнительных форм физического воспитания. Кроме того, особенности упражнений, направленных на профилактику и коррекцию дефектов осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий.
Таким образом, следует признать, что, в настоящее время, в силу ряда причин, в том числе в связи с многообразием задач по прохождению программного материала, занятия по физической культуре не решают проблемы формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания детей является актуальной.
Объектом исследования является осанка детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования  является содержание и технология профилактики нарушений осанки   у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является определение методических особенностей профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить состояние  осанки у детей старшего дошкольного возраста.
3) разработать классификацию игр и упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки у старших дошкольников;
4) разработать практические рекомендации педагогам ДОУ.
Гипотеза исследования: профилактика  нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если  на занятиях  физической культуры будут использоваться физические упражнения раз-личной направленности и игрового характера, обеспечивающие гармоничное  физическое развитие и формирование необходимых  двигательных навыков, а также способствующих созданию у детей положительного эмоционального состояния.
Практическая  значимость исследования заключается в том, что разработанная   программа  профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста  может быть использована в работе педагога по физическому воспитанию в ДОУ.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документальных источников (медицинских карт), анкетирование, антропометрия, педагогическое тестирование (сила кисти, бег на 30 метров, прыжок в длину с места, прыжок вверх, метание набивного мяча весом 1 кг, тест на гибкость), функциональные методы (ЧСС, ФР (степ-тест).
База исследования: МДОУ г. Магнитогорска №27.
Структура исследования. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!