Профессиональный имидж менеджера

Профессиональный имидж — это гармоничное сочета­ние природных и приобретенных качеств, среди которых главную роль играет компетентность: человек получа­ет должность управляющего именно потому, что от него ждут квалифицированных действий.

Какими же профессиональными навыками должен об­ладать любой уважающий себя менеджер? Практика по­казывает, что приоритетными являются экономические и юридические познания (не потому ли специальности эко­номиста и юриста наиболее востребованы на рынках тру­да и образования?). Знания экономики позволяют осуще­ствлять непосредственное руководство, заключающееся в определении номенклатуры товаров и услуг, выборе рын­ков сбыта, конкуренции и сотрудничестве, ценовой поли­тике. Конечно, менеджер должен иметь представление о деятельности вверенного ему предприятия как в реальном секторе, производящем товары, так и в сфере торговли и услуг (в противном случае невозможно контролировать среднее и низшее звенья управления, принимать компе­тентные решения). Отслеживая новые конъюнктурные тенденции, он предлагает собственникам предприятия изменить структуру инвестиций и схему ценообразова­ния, сфокусировать внимание на других рынках, увели­чить или сократить штат сотрудников. Только при нали­чии высокой профессиональной квалификации можно принимать эффективные решения, рисковать материаль­ными ресурсами ради получения большей прибыли.

Теоретические знания обязательно должны быть до­полнены практическим опытом, поэтому среди генераль­ных директоров и других высокопоставленных менедже­ров не встретишь вчерашних выпускников вузов. Следует отметить, что немаловажную роль играют старые связи и знакомства, ибо в российской экономике принято пола­гаться на личные отношения, а не на стихию рынка.

Не обойтись современному руководителю без элемен­тарных юридических познаний. Конечно, всегда можно воспользоваться услугами профессиональных юристов и юрисконсультов фирмы (при оформлении документов их помощь незаменима), но хороший менеджер должен уметь самостоятельно ориентироваться в лабиринтах на­логового и трудового законодательства. Принимать стра­тегические решения без просчета юридических последст­вий было бы в высшей мере неосмотрительно, особенно в условиях отечественного правового поля, когда правила изменяют по ходу игры. Частные фирмы находятся под пристальным вниманием государственных чиновников самых разнообразных ведомств (налоговая полиция, управления по борьбе с экономическими преступлениями, местные отделы внутренних дел, пожарная инспекция, службы, обеспечивающие инфраструктуру предприятия, и т.д.), причем вниманием далеко не бескорыстным. Ру­ководителю приходится искать всевозможные лазейки в существующей разрешительной системе, активно контак­тировать с государством, но не переплачивать ему лиш­него. А для этого необходимо знать права и обязанности, установленные законом или традицией, размеры оплаты «за сотрудничество». Ни для кого не секрет, что менедже­ры высшего ранга вынуждены общаться с представителя­ми криминального мира и дельцами теневой экономики, ставшими неотъемлемой частью рыночной системы в пе­риод первоначального накопления капитала.

Говоря о профессиональном имидже менеджера, сто­ит упомянуть такие немаловажные черты, как воспи­танность и образованность. На Западе добросовестность и профессиональная этика давно вошли в составляющие понятия «имидж». Мы же еще находимся на пути созда­ния нравственного кодекса, но уже сейчас руководитель с подмоченной репутацией вызывает к себе настороженное отношение. Воспитанность позволяет дополнить имидж штрихами аристократизма. Образованность расширяеткругозор, обостряет интуицию, что помогает более про­дуктивно решать поставленные задачи и находить неожи­данные решения. Недаром начальники разных уровней управления стремятся попасть на тренинги, развиваю­щие творческое мышление. Руководитель при всей своей загруженности не должен останавливаться в творческом росте, ибо жизнь выдвигает новые проблемы и предъяв­ляет новые требования.

Таким образом, в профессиональном имидже успешно­го менеджера можно выделить качества прирожденные и приобретенные. Среди первых основными являются ком­муникабельность, рефлексивность, красноречие, внеш­ние данные. Среди вторых — компетентность, опытность, воспитанность и образованность. Умелое и творческое их сочетание приведет к созданию положительного имиджа. Для его формирования потребуется приложить усилия, но зато потом новый образ будет работать на менеджера, возмещая затраты и принося дивиденды.

Всякий ли человек может стать менеджером? Теоре­тически да, на практике — нет. Многие люди неспособны или не желают приспосабливаться к нуждам управления. Выдвижению людей обычно способствует одна из следу­ющих причин:

-     они хорошо справляются со своей нынешней работой;

-     они служат в компании длительное время;

-     их возраст предполагает их старшинство;

-     они разбираются именно в тех людях, которые нуж­ны для дела;

-     случается так, что они оказываются в нужном месте и в нужное время.

Каждый руководитель несет ответственность за себя, свою команду, отдельных людей в команде, компанию и ближайшие задачи. Большинство руководителей нахо­дятся под постоянным давлением проблемы достиженияцелей с возможно меньшими затратами. Стремясь выпол­нить эти требования, они часто забывают о нуждах людей, за которых несут ответственность.

Организаторская работа требует от менеджера опре­деленных аналитических способностей. Но организа­торская работа — это, прежде всего, работа с живыми людьми, и поэтому она в первую очередь предполагает наличие у менеджера таких качеств, как честность и по­рядочность, а также умелое использование им принципа справедливости. Аналитические способности, честность и порядочность требуются от менеджера для выполне­ния такой функции, как способствование развитию своих подчиненных.

Постановка целей, организаторская работа, мотива­ция подчиненных и умение общаться с ними, измерение показателей и способствование развитию своих подчи­ненных являются формальными классификационными категориями. Лишь личный опыт менеджера способен воплотить их в жизнь, сделать их конкретными и осмыс­ленными.

У менеджера две специфические задачи. Никто другой в организации эти задачи не решает.

Перед менеджером стоит задача создания истинного целого — производительной организации, представля­ющей собой нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов. В этом смысле определенную параллель можно провести с дирижером симфонического оркестра, твор­ческие усилия, проницательность и лидерские качества которого позволяют превратить звучание отдельных ин­струментов (которые сами по себе способны производить лишь бессмысленное нагромождение звуков) в подлинно цельное явление — музыкальное произведение. Но задача Дирижера легче задачи менеджера, он лишь интерпретирует готовое музыкальное произведение. А менеджер — это и композитор, и дирижер в одном лице.

Вторая специфическая задача менеджера заключает­ся в гармонизации каждого своего решения и действия с кратко- и долгосрочными планами предприятия. При­нося в жертву хотя бы один из этих аспектов, менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предпри­ятия. Если он своевременно не позаботится о нескольких ближайших месяцах, то последующие годы для его пред­приятия могут просто не наступить.

Специфика деятельности менеджера заключается в по­стоянном общении с людьми. Это может быть общение с деловыми партнерами, подчиненными, руководителями, клиентами. Поэтому одна из важнейших задач менедже­ра — научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!