Профессиональные роли специалиста социальной сферы
В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника: определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы; брокер: направляет людей в существующие службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал; посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно; адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качество обслуживания, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы; оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — помощь в принятии решений для действия; мобилизатор: организует действие уже существующих или новых групп людей для решения проблем; учитель: передает людям информацию и знания. Цель — помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы; корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп; консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель — помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов; проектант сообществ: помогает планированию групп, агентств, служб, правительства в разработке и реализации программ их деятельности; менеджер информации: собирает, классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные; администратор: обеспечивает конкретную, постоянную физическую, бытовую, финансовую помощь учреждению или сообществу.
Нетрудно увидеть, что все эти универсальные роли социального работника, отработанные мировым профессиональным сообществом, легко вписываются в круг должностных функций социального педагога образовательного учреждения, и уже одно это служит веским доказательством единства профессии «социальная работа» во всем разнообразии ее модификаций. Для того, чтобы определить на таком же уровне обобщения профессиональные роли социального педагога, в России должен быть накоплен и проанализирован серьезный опыт. Пока об этом говорить не приходится, так как социальный педагог — новая, становящаяся профессия. Однако представление о ролях профессионального социального работника будет полезно специалистам в области практической социально-педагогической деятельности, определяющим свой профессиональный стиль, почерк, приоритетные направления и сферу предпочтений.