Профессионально-этический кодекс МФСР
В основе профессионально-этического кодекса Международной Федерации социальных работников (МФСР) лежит документ - Этика Социальной Работы – Принципы и Стандарты», состоящем из двух частей: «Международная Декларация Этических Принципов Социальной Службы» и «Международные Этические Стандарты Для Социальных Работников». Эти документы включают основные этические принципы профессии социального работника, даются практические рекомендации по решению проблем, возникающих в процессе социальной работы, затрагиваются отношения социального работника с клиентами, коллегами и другими людьми, с которыми приходится сталкиваться по роду службы. Данный кодекс был принят в 1994 г.
В первой части кодекса «Международная Декларация Этических Принципов Социальной Службы» определяются цели документа: 1) сформулировать набор основных принципов социальной работы, применимых к любым культурным и общественным условиям; 2) определить проблемные области в социальной работе; 3) помочь в выборе метода решения этических проблем.
Далее в § «Принципы» выделяется ряд профессионально-этических принципов, на которые необходимо опираться специалисту по соц. работе. Далее следует § «Проблемные области», где выделяется комплекс общих для всех стран проблем этического характера: 1) когда приверженность соц.раба находится между конфликтующими интересами самого соц. раба и клиента, клиента и другого человека, внутри групп клиентов, групп клиентов и остального населения, системой/учреждением и группами клиентов, системой /учреждением/работодателем и соц. рабом, внутри различных групп социальных работников; 2) когда соц.раб выполняет функцию как помощника так и контролера.3) долг соц. раба защищать интересы клиента легко могут начать конфликтовать с требованиями качества и выгоды. Эта проблема становится важной с началом применения информационных технологий в области соц. работы.
В § «Способы решения проблем» предлагаются пути преодоления этических проблем деятельности соц.рабов. Различные национальные ассоциации и отдельные социальные работники должны обсуждать и решать этические проблемы на общих собраниях/форумах внутри организации. Такие форумы должны дать возможность отдельному социальному работнику обсуждать, анализировать и решать этические проблемы в сотрудничестве с коллегами, другими экспертными группами и сторонами, затронутыми так или иначе данной проблемой. Анализ и обсуждение этических проблем всегда должны быть направлены на поиск новых возможностей.
Второй раздел документа основан на «Международном Кодексе Профессиональной Этики Социального Работника», принятом МФСР в 1976 году. Здесь содержатся пять групп этических стандартов: стандарты этического поведения: добиваться понимания каждого отдельного клиента или группы клиентов, и находить моменты, которые влияют на поведение и необходимый сервис; поддерживать и развивать ценности, знания и методы профессии, воздерживаясь от поведения способного повредить профессии; способность видеть профессиональные и личные границы; настаивать на использовании всех знаний и умений, относящихся к делу; …. выяснять сделаны ли публичные заявления или шаги на личной основе или представляя профессиональную ассоциацию, агентство или организацию, или любую другую группу людей. Взаимоотношения с клиентами: принимать на себя ответственность за индивидуального клиента, но с ограничениями, наложенными этическими требованиями других клиентов; поддерживать право клиента на искренние взаимоотношения, конфиденциальность и ответственное использование информации и пр. Взаимоотношения с агентствами и организациями: работать и/или сотрудничать с теми агентствами и организациями, политика и деятельность которых направлены на адекватное предоставление услуг, и которые стимулируют работу, согласующуюся с этическими принципами МФСР; поддерживать ответственность перед клиентом, изменяя политику и процедуры с помощью каналов агентства или организации. Если цель не достигнута а все каналы исчерпаны, обратиться к высшим властям или более широкому кругу интересов и пр. Взаимоотношения с коллегами: поощрять образование, практику, и работу коллег по социальной работе и профессионалов из других дисциплин, расширяя сотрудничество, которое в свою очередь улучшит эффективность службы; распознавать различия во мнении коллег и других профессионалов, ответственно выражая критику; защищать коллег от несправедливых поступков и пр. Отношение к профессии: поддерживать ценности, этические принципы, знания и методологию профессии и вносить вклад в ее улучшение; поддерживать профессиональные стандарты работы для их улучшения; защищать профессию от несправедливой критики и работать для увеличения уверенности в необходимости профессии и пр.