Профессиональная подготовка специалиста социальной работы
В качестве примера обратимся к некоторым фрагментам опытно-экспериментальной работы по профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Если на первых этапах курсового профессионального обучения решались задачи начальной базовой профессиональной подготовки работающих кадров, повышения их теоретического и методического уровня, то на последующих этапах содержание .обучения ставит проблемно-целевые задачи тематического плана, учета и специфики специализации слушателей. Структура и содержание курсовой подготовки определяли состав слушателей, их профессиональный потенциал, специализацию, профессионально-личностные ориентации, интересы и др.
За этот период работы нами были проведены международные семинары, Всероссийские научно-практические конференции, региональные встречи по различным темам и направлениям:
"Пожилой человек в обществе и регионе. Его социальная защита (апрель 1994).
"Взаимодействие и сотрудничество государственных и общественных организаций в социальной помощи человеку" (май 1994).
"Актуальные проблемы социальной работы в условиях радикальных перемен (управленческий аспект)" (июнь 1995) - круглый стол.
"Психолого-педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми" (сентябрь 1995).
"Проблемы и перспективы развития деятельности центров социальной помощи населению" (апрель 1996).
"Теория и практика социальной работы с семьей" (июнь 1996).
"Профессионально-этические принципы и нормы деятельности социальных работников в геронтологических центрах и центрах социальной помощи семье и детям" (сентябрь 1996) - организационно-деятельностная игра.
"Материнство и отцовство (физиологические и психологические проблемы)" (октябрь 1996).
"Социально-педагогическая адаптация женщин в современных условиях" (март 1997).
Научно-практический семинар "Диссеминация международного опыта подготовки специалиста социальной работы", Ульяновск, 2003 г.
Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы общего и профессионального развития личности в современных условиях", Ульяновск, 20-22 апреля 2000 г.
"Актуальные проблемы социальной работы в условиях социально-экономического кризиса (опыт, инновации, перспективы)", Ульяновск, 2000 г.
Научно-методический семинар "Теоретические и практические аспекты социальной работы с пожилыми людьми", Ульяновск, 20-21 февраля и 13-15 марта 2002 г.
Международная научно-практическая конференция "Социальная работа: личность и профессия", Ульяновск, 28-29 мая 2002 г.
Всероссийское совещание "Формирование социально-психологического портрета будущего специалиста", Ульяновск, 2003 г.
Международная научно-методическая конференция (Германия, Дания, Голландия, Россия) "Качество профессионального образования и креативные методы в подготовке социальных работников", Ульяновск, январь 2003 г. - Межвузовская научно-практическая конференция "Проблемы творческого развития личности в системе профессионального образования", 19-20 сентября 2003 г.
В содержание семинаров, конференций для специалистов, работающих в Центрах помощи семье, включаются лекции-диалоги ученых, преподавателей Ульяновского университета, например, "Социально-демографические, социологические и психологические проблемы современной семьи", диалоги студентов выпускных курсов "Мир семьи, ее проблемы, технология социальной помощи и поддержки". Организуются круглые столы по обмену опытом работы центров, рассматриваются методы социальной диагностики работы с семьей, постоянный интерес вызывают юридические консультации для специалистов по основным направлениям Семейного кодекса РФ, рассматриваются нормативно-правовые акты. В завершении семинара предлагаются задания для творческой самостоятельной работы (защита проектов, рефератов) по следующим направлениям:
- Психология личности:
- социальные установки личности;
- аномалия развития личности;
- социология девиантного поведения (проблемы, причины, следствия).
- Семья в представлении современного человека:
- как строить себя и свою семью;
- микроклимат полной семьи;
- репродуктивное здоровье мужчины и женщины;
- женщина-мать;
- отцовство: решение вопросов экономического обеспечения семьи и проблем воспитания детей.
- Проблемы многодетной семьи.
- Социальные и психологические последствия развода.
- Отказ от ребенка как социальная проблема.
- Разработка программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- Проект программы социальной работы с неполными семьями;
- Дети родителей, больных алкоголизмом.
- Стрессовые состояния у людей, потерявших работу, и выход из них:
118
- у мужчин;
- у женщин.
- Одиночество как социальная проблема.
Проводимый с группой социальных работников в период курсовой подготовки тренинг уверенности в себе дал определенные положительные результаты в состоянии личности и деятельности. В частности, в задачи тренинга входили: развивать умение определять и выражать свои чувства, желания, потребности и ожидания; формировать и совершенствовать умение строить отношения с другими людьми; настаивать на реализации своих прав и возможностей и т. д. Слушателями курсов составляются списки основных прав, способствующие поддержанию уверенности в себе. К ним относятся:
- право быть одному; "
- право быть независимым;
- право на успех;
- право быть выслушанным и принятым всерьез;
- право получать то, за что платишь;
- право действовать в манере уверенного в себе человека;
- право делать ошибки и быть ответственным за них и т. д.
При подготовке программы семинара, посвященного проблемам социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми, ставились следующие задачи:
- формирование и развитие теоретико-методологических знаний и технологических умений, навыков по социальной работе с пожилыми и престарелыми людьми;
- определение современных подходов, форм и методов, технологии становления профессиональной деятельности социальных работников с данной категорией людей;
- выявление основных проблем и определение оптимальных путей и методов социальной защиты;
- содействие развитию профессионального сознания, самосознания и поведения социальных работников, повышение их ответственности за деятельность с данной категорией лиц.
"Человеческая жизнь хрупка и коротка. Кажется еще недавно человек был молод, полон сил и желаний. Но время неумолимо... И наступает час, когда приходит понимание: жизнь прожита," - мысль, обращенная к слушателям семинара для размышления...
Какое же стиль жизни пожилых людей?
Каковы особенности их поведения?
На эти и другие вопросы на семинаре отвечали представители науки: социологи, демографы, психологи, педагоги, геронтологи.
"Старение", "старость" - это термины, понятные каждому. Однако, как это ни парадоксально, определение старости относится к числу "вечных" проблем.
Большое участие принимают представители общественных организаций и фондов.
Приведем некоторые аспекты пожилых людей, рассматриваемые в российских и региональных семинарах, конференциях.
Большинство людей пенсионного возраста не желают мириться с участью "отработанной" части населения, не хотят быть забытыми, выброшенными за борт жизни как ненужные. В числе важных ценностных ориентации они называют такие:
- значимая деятельность - подразумевая при этом продолжение трудовой деятельности на производстве или посильный труд на приусадебном участке, либо активная общественная деятельность;
- хорошие материальные и бытовые условия - имеется в виду пенсия, обеспечивающая безбедное проживание, наличие комфортных семейный и бытовых условий жизни;
- содержательный досуг и спокойный отдых - подразумевается общение с людьми общих интересов с целью обмена информацией, реализации собственных знаний, умений с восстановительной (рекреативной) целью;
- межличностное общение, чуткое, заботливое отношение окружающих - включают в себя востребованность, уважительное отношение к пожилому человеку со стороны близких и малознакомых людей;
- потребность в сохранении здоровья - желание пожилого человека сохранить здоровье для самообслуживания, чтобы не быть обузой для окружающих; для посильной трудовой деятельности на даче и садовом участке.
Следовательно, можно сделать вывод, что для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни.
Необходимо создание таких условий, которые способствовали бы адаптации пожилых людей в обществе. По опыту других стран целесообразно организовать на предприятиях и в учреждениях семинары для людей, которые в скором будущем уйдут на пенсию. Обычно в программы таких семинаров включают вопросы расчета будущих пенсий, вопросы медицинского страхования, организации досуга, взаимоотношений в семье и т. д.
Результаты проведенного опроса, посвященного выявлению основных форм досуговой деятельности пожилых людей, говорят о том, что у большинства мужчин пожилого возраста досуг состоит из работы в саду, на даче, смотрения телевизора, общения со знакомыми. Кроме того, пожилые мужчины позволяют себе отдых вне дома, например, посещение театров (примерно 40% из числа опрошенных). В качестве желаемых форм общения и проведения досуга пожилые мужчины называют специальные печатные органы, теле-и радиопередачи. Их интересует возможность обмена мнениями и информацией среди возможно большего числа единомышленников.
Женщины пожилого возраста (53%) организуют свой досуг через занятия рукоделием (вязание, шитье, вышивание, плетение кружев), чтение журналов, книг, любовных романов, просмотр сериалов, работу в саду, общение со знакомыми по телефону и при личном контакте. Пожилым женщинам хотелось бы иметь место, куда бы они могли приходить, отрываясь о домашних дел, встречаясь с друзьями вне дома.
Вторая особенность жизни пожилых и престарелых людей, отмеченная в ходе семинаров, определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, старый человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, воспоминания актуальны, они находятся рядом, здесь. Будущее также присутствует в настоящем -- отсюда опасливость, бережливость* осторожность пожилых людей. Они как бьь консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, ценности. Во-вторых, бег времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным.
Каждому человеку хочется жить. Быть здоровым. Не ощущать бремени старости и одиночества. Что для этого нужно сделать, как избежать некоторых проблем, присущих пожилому возрасту, периоду адаптации? Данный вопрос поднимался за дискуссионным круглым столом, в котором участвовали ученые: социологи, психологи, политологи, педагоги, демографы.
Мы остановились на характеристике некоторых аспектов специфики организации и содержания системы профессиональной подготовки работающих кадров сегодня. Как показывает наше исследование, включение педагогической технологии, рефлексивно-управленческого типа в профессиональную подготовку социального работника побуждает его к активно-творческому, индивилуально-личностному участию в работе по самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию личности, профессиональной деятельности, движению к профессионализму и мастерству.