Проблемы природы и науки в творчестве К.Э.Циолковского

Содержание

1. Введение          3
2. Основная часть. Проблемы природы и науки в творчестве К.Э.Циолковского  5
3. Заключение          12
4. Список литературы         14
Приложение           15

1. Введение

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения  мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле... Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.
Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) был религиозным мыслителем, затронувшим в своем творчестве проблемы развития природы, вселенной, человечества, науки.
Одна из первых его научных работ "Вычисления и формулы, относящиеся к вопросу о межпланетных сообщениях" (1879) имеет многозначительный подзаголовок - "Вопрос о вечном блаженстве". Вопрос - старый как мир, и убеждение в его технической, инструментальной разрешимости тоже далеко не новость. Проблема только в том, чтобы эти инструменты - в данном случае дирижабли и космическую ракету - изобрести.
Не менее важно было уверовать в подлинную реальность "вечного блаженства", или "Царства Божия". Здесь сыграли свою роль два "небесных знамения", которые Циолковский получил в 1884 г. в Боровске: одно - явление облака в виде Креста, другое - облако в виде человеческого лица. Сомнения рассеялись, и он мог со всей решительностью сказать: "Учение Христа во многих людях возбуждает глубочайшее благоговение и веру. К числу таких людей принадлежу и я".
Ему оставалось только определить свое отношение к Церкви как хранительнице этого учения, а также к науке, которая по видимости противоречила религиозному мировоззрению. Первый вопрос Циолковский разрешил для себя совершенно бескомпромиссно. "Обряды, - писал он, - суть бесполезные остатки разумных прежде действий", таинств нет никаких, а что - касается священства, то "какой же теперь смысл в этом учреждении, когда недавно и нашим духовенством командовал обер-прокурор, как солдатами".
С юношеских лет глубоко убежденный в своем исключительном даровании и предназначении ("я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет"), Циолковский взялся разъяснять вероучительные проблемы с начала, нисколько не обременяя себя церковным Преданием. В 1887 году он создает свой вариант Молитвы Господней, а в 1898 - перерабатывает его в небольшое сочинение "Разъяснение молитвы господней и выражение ее живыми словами".
Тогда же Циолковский пишет работу "Научные основания религии", в которой его мировоззренческие позиции определяются достаточно законченно - и надолго. Он выражает надежду, что наука и вера когда-нибудь сольются воедино, и излагает свою теорию атомистического панпсихизма, которая почти без изменений воспроизводилась им в "Монизме Вселенной" (1925, 1931) и ряде других работ.
В "Научных основаниях религии" у Циолковского появляется понятие "научной веры", которую он противопоставляет "разнузданности воображения" веры обыденной. Эта "научная вера" предполагает критическое отношение к фактам и гипотезам современной науки. "Наука существует мгновение, - писал он позднее, - и каждую минуту двигается вперед. Можно ли сказать, что она нам даст через тысячи, через миллионы лет. Если довольно и столетия, чтобы перевернуть в ней и в мировоззрении человека все вверх дном, то, что же будет через тысячи тысячелетий".
В дальнейшем Циолковский с позиций этой "научной веры" многократно обращался к анализу событий евангельской истории, настойчиво изыскивая возможные "естественные" объяснения сверхъестественных событий, чудес, исцелений.
Циолковский разработал философию "разумного эгоизма", требующую, уничтожения "несовершенных" форм животной и растительной жизни - не много не мало, как всех млекопитающих и тропической природы, "Страдающего убей" •- такова самая краткая формула космического пути к "вечному блаженству" вездесущего неуничтожимого чувствующего атома, безродного и беспамятного "гражданина вселенной". Взявшись управлять человечеством, это дитя досужей фантазии ученого ума действительно осуществит на Земле "идеальный строй общественной жизни" и, отобрав для размножения одну лучшую пару людей, безболезненно усыпит или кастрирует всех остальных.

2. Основная часть. Проблемы природы и науки в творчестве К.Э.Циолковского

Циолковский начинает свою работу с характеристики возможных иллюзий и заблуждений, который вызваны природой человека, его биологией. Таких иллюзий он насчитывает всего четыре: «1) люди с расстроенным мозгом, душевнобольные видят умерших людей и разговаривают с ними: значит, душа умерших существует. 2) Тому же подвержены порою и здоровые люди, под влиянием особенных условий: усталости, возбуждающих средств, душевного горя и т.д. 3) Очень яркие сны, принимаемые за действительность. 4) Способность некоторых людей к сильному воображению. Оно рисует им так ярко живых и умерших, что они принимают эту игру воображения за действительность и передают» (6, с. 135).
Причинами этих заблуждений являются отсутствие у людей критического подхода к действительности, ловкости ума, а зачастую просто обман. Во многом иллюзии объясняются душой человека.
Во втором параграфе статьи Циолковский определяет предмет своего исследования, цель и задачи работы. Фактически цель работы Циолковский так и не определил, а лишь две страницы описывал как ему бедному тяжело пишется, как он приближается к своей цели, но все не может описать свои мысли нормально: «этой статьей я делаю новую попытку передать свои наиболее значительные мысли. После написания каждой статьи я чувствую, что не сделал этого в желаемой степени ясно и полно, и потому принимаюсь снова за работу» (6, с. 136).
По мнению Циолковского, его слова, неважно читают их или нет, космос скажет свое слово.
В третьем параграфе Циолковский пытается определить материальную основу всей вселенной, ее «строительный материал». Философ использует данные науки того времени, в частности таблицу Менделеева, характеризует историю взглядов философов на природу до него: «еще каких-нибудь 100 - 200 лет тому назад люди даже на одной Земле находили бесчисленное множество разных камней и веществ с разными свойствами. Сообразно этому они думали, что материй бесчисленное множество категорий: что ни минерал, то и новое вещество. Только древние мудрецы умозрительно ограничивали число веществ. Одни находили или, вернее, мечтали, что все земное "состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня…».
Таким образом, по мнению философа, Вселенная состоит из однообразного вещества. «Это однообразное, комбинируясь, дает все, что мы видим. Единство основания космоса побуждает нас отрицать всякую другую вещь, не составленную из общего основания. Если бы мы признали что-нибудь не подобное, материи, то мы бы нарушили свой монизм, а в этом и фактически кет никакой надобности. Сейчас вся известная материя, кроме эфира, принимается состоящей из протонов и электронов, т.е. из положительного и отрицательного электричества. Можно также сказать, что она состоит из атомов водорода» (6, с. 139-140). Современная наука, естественно, ушла далеко вперед, сейчас доказано, что даже вакуум состоит из вещества. В поисках частиц исследователи добрались уже до кварков и глюконов.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!