Проблемы материнства и детства в РФ
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблема материнства и детства как закономерность современного российского общества 7
1.1. Институты материнства и детства: понятие, сущность, содержание и функции 7
1.2. Условия и факторы развития и функционирования институтов материнства и детства в современной России 15
1.3. Проблемы функционирования института материнства и детства в Уральском регионе 25
Глава 2. Социологическое исследование проблем материнства и детства в Уральском регионе 34
2.1. Методика и технология социологического исследования 34
2.2. Результаты исследования 38
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития воспроизводства рабочей силы становления гражданских отношении. Этот потенциал реализуется во многом благодаря другому социальному институту – материнства и детства, который имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.
Однако модернизация общественных отношений в XX века оказала мощное воздействие на функционирование института материнства и детства, состав структуру, демографическое поведение. Объективные тенденции изменения брачно-семейных отношений способствовали снижению смертности и уменьшению рождаемости, привели к изменению характера воспроизводства населения, повлиявшему в свою очередь на активизацию его старения. В результате стремительного развития урбанизации на смену многопоколенным и многодетным крестьянским семьям пришли малодетные городские. Существенные сдвиги произошли во взглядах людей на брак семейные отношения роль мужчин и женщин. Наблюдаются сокращение числа браков, рост внебрачных рождений, разводов, доли неполных семей и воспитывающихся в них детей
Семья всегда испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что современная российская семья, а также важнейшая ее составляющая – институт материнства и детства, переживают кризис, который отражается на процессе воспитания и социализации подрастающего поколения.
Детство является объектом изучения многих наук: культурологии, педагогики, психологии, социологии, этнографии, и др. Однако, как отмечает Дж.Квортруп, «доминирующими парадигмами в изучении детства до сих пор были психологическая и педагогическая» (47, с. 157). В рамках этих парадигм акцент ставится на рассмотрении детства как определенного этапа жизненного пути человека, причем особое внимание уделяется вопросам развития и воспитания ребенка.
Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя относительно самостоятельными направлениями анализа данного феномена. В рамках первого можно выделить работы, рассматривающие детство как определенную культурно-историческую ценность. В работах Ф.Ариеса, Ф.Боаса, М.Мид, Б.Малиновского, Л.Демоза, Э.Эриксона и др. представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.
Социокультурные аспекты развития детства также нашли отражение в работах современных зарубежных ученых: П.Брюхнера., М.Виннса, Н.Постмана, Д.Рихтера. В России эта проблематика стала предметом исследований И. В. Бестужева-Лады, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, И.С.Кона, Л.Г.Кураевой, Д.И.Фельдштейна, С.Н. Щегловой и др.
Второе направление социологического анализа детства представлено структурным подходом, о котором говорит Дж.Квортруп: в рамках этого подхода автор рассматривает детство как «структурную форму», подчеркивая, что детство является структурой в любом обществе, хотя и временной. Таким образом, как указывает Л.Г.Кураева, «несмотря на то, что ребенок развивается во взрослого, детство остается частью социальной структуры». В отечественной социологии отдельные аспекты детства как «структурной формы» затронуты в работах И.С.Кона, Е.Л.Омельченко, М.В.Осориной, С.Н Щегловой.
Проблемы материнства также получили разработку в отечественной социологической науке. Социальные проблемы материнства исследовались в работах Ю.В.Бопцовой, В.И.Брутмана, О.Р.Ворошниной, Р.Ф. Мухамедрахимова, М.С. Родионовой и других. В грудах С.И.Голода, И.С.Кона, И.С.Андреевой, А.А. Гордона и других рассматривались различные аспекты семейных отношений. В трудах, посвященных проблемам материнства, рассмотрены общие проблемы: особенности жизнедеятельности матерей в состоянии жизненных затруднений, особенности социализации, воспитательного процесса и т.д. В целом, определение места и роли женщины в семье и обществе отличается широким спектром мнений, однако можно выделить два основных подхода - патриархальный (И.Дементьев, К.Черлин) и эгалитарный (Л.Бондаренко, Э.Новикова).
Тем не менее, следует констатировать, что требуется расширение знаний о материнстве как социальном институте, не полностью проведена дифференциация затруднений жизнедеятельности матерей в зависимости от возраста, образовательного, профессионального уровня, семейного положения, возраста в момент рождения ребенка.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что исследователи не рассматривают детство в его связи с материнством и институт материнства и детства не получил должного внимания со стороны отечественных исследователей.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему нашего исследования: «Проблема материнства и детства в уральском регионе»
В качестве объекта данного исследования выступает институт материнства и детства. Предметом исследования являются семья, социальные проблемы современной российской семьи, оказывающие влияние на институт материнства и детства.
Цель нашего исследования - выявить основные социальные проблемы, которые оказывают воздействие на институт материнства и детства в уральском регионе.
Цель данной курсовой работы реализовывалась в решении следующих задач:
- выявить сущность и функции институтов материнства и детства, их содержание;
- рассмотреть условия и факторы развития и функционирования институтов материнства и детства в современной России;
- разработать программу социологического исследования по проблеме материнства и детства;
- на основе проведенного исследования представить актуальные проблемы материнства и детства для уральского региона.
Указанные задачи решались при использовании следующих методов: анализ, системный, функциональный, эволюционный подход, анкетирование.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.