Проблема жизни и смерти

ПЛАН

Введение
1.Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни
2.Философия о смерти и бессмертии человека
3.Современные глобальные проблемы и ценность жизни человека
Заключение
Список литературы

Введение

Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты. деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. А.П.Чехов в одном из писем написал: «Зафилософствуй - ум вскружится», имея ввиду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Однако подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе решался этот вопрос, а А. Шопенгауэр считал, что «смерть - подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии, отчего Сократ и определил ее как «подготовку к смерти».

1. Понятие смысла жизни. Общественные и индивидуальные критерии смысла жизни.

Проблема смысла жизни выступает своей подлинно проблемной стороной уже при определении понятия «смысл жизни». В значительной мере это связано с многозначностью термина «смысл». Он несет в себе одновременно такие значения, как «внутреннее содержание чего-либо», «значение», «разумное основание», «цель», «назначение», «идеальное содержание», «идея», «конечная цель», «ценность чего-либо». Многозначность термина обусловливает дискуссионность вопроса о содержании и границах смысла жизни как онтологической данности.
Одним из подходов к понятию «смысл жизни» является трактовка его в плане сущего. «Смысл жизни» в данном случае рассматривается как общий результат, значение, ценность жизни того или иного индивида, постигаемые в полной мере лишь ретроспективно, по истечении определенного периода времени. «Смысл жизни» понимается здесь как место человека в мире, социальная значимость его жизнедеятельности. Такое понимание смысла жизни имеет свои основания, но при этом данное понятие в значительной степени теряет, как нам представляется, свое нормативно-регулятивное значение, перестает быть своеобразным философским концептом морали. Поэтому, видимо, более оправданным является понимание смысла жизни как должного в жизни человека.
В современной научной литературе должное берется в двух аспектах. Во-первых, это «объективно» должное. Так, Н. Я. Иванова отмечает, что «анализ понятия «смысл бытия человека» необходимо приводит нас к категориям «основание бытия», «сущность бытия человека»... Обе категории традиционно связывались философской мыслью с субстанциональным, безусловным началом бытия, первоисточником всех его атрибутивных и акциденциальных качеств и самодостаточностью объекта». Предполагается, что в человеческой жизни обладает смыслом лишь то, что несет в себе субстанциальность, самодостаточность, что отвечает определенным требованиям, запросам общества. «Наша жизнь,— подчеркивает А. М. Дрюкова, - имеет смысл, если индивидуальные стремления согласуются со стремлениями всего общества».
Во-вторых, должное понимается как субъективно должное, как некий феномен сознания. Данная концепция характерна для большинства исследователей. Так, Л. М. Архангельский отмечал, что «понятие «смысл жизни» фиксирует отношение к жизни под углом зрения ее ценности». Ю. В. Согомонов определяет это понятие как представления о смысле жизни, характеризующие «конечные цели всех нравственных усилий человека». В «Словаре по этике» говорится, что «смысл жизни — регуляторное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность». «Смысл жизни» трактуется и как «цель жизни», «способность целостно осмысливать жизнь» и т. п. Исследователи, определяющие смысл жизни как нечто объективное, также считают возможным говорить о нем как о феномене сознания. Так, Н. Я. Иванова соотносит «смысл жизни» с «высшими целями», В. А. Капранов — со способностью строить свою жизнь в соответствии с осмысленными целями, имеющими общественную ценность.
Итак, можно сказать, что термин «смысл жизни» имеет несколько значений: смысл жизни как результат, итог жизни; смысл жизни как нечто «объективно» должное (задачи, функции, предписанные индивиду извне); смысл жизни как феномен сознания. Большинство исследователей отмечают разнородность явлений, охватываемых одним и тем же термином. Многие из них сознательно делают на этом акцент, говоря об объективном и субъективном аспектах смысла жизни, об объективном и субъективном смыслах жизни как о двух различных явлениях.
В истории философской мысли был весьма распространен телеологический подход к человеку как роду и индивиду. Полагалось, что у человека и человечества есть назначение со стороны некой высшей инстанции, в соответствии с чем смысл жизни человека состоит в его бытии в качестве средства в осуществлении планов высшего начала. Эта идея доминировала во всех религиозных мировоззренческих системах, разделяли ее и выдающиеся философы прошлого.
Марксистско-ленинская теория отвергает подобный телеологический подход. Ни человечество, ни человеческий индивид не созданы как средство для выполнения целей какой-либо высшей силы. Поэтому постановка вопроса о смысле жизни человека как о бытии его в качестве средства (точнее, изначально должного средства) неправомерна в научном отношении и реакционна. Не существует духовных сил, ставящих перед человеком, перед человечеством какие-то цели и задачи. Отсутствует и какая-либо цель, имманентная историческому процессу. Сегодня, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, мы можем предсказать его течение, его общую направленность, однако это еще не значит, что он запрограммирован на достижение определенного результата, и потому лишь то в жизни человека представляет смысл, что способствует достижению этого результата.
Анализируя постановку и решение проблемы смысла жизни в философских концепциях прошлого, мы вынуждены говорить о смысле жизни как о некой «объективно» должной деятельности человека (реально должное может быть лишь субъективным). Однако внесение представления о наличии «объективно» должной деятельности в марксистскую теорию было бы некритическим следованием телеологической традиции. На наш взгляд, говорить о смысле жизни как об онтологической данности можно лишь имея в виду феномен сознания. Смысл жизни есть некая «глобальная» нравственная норма (цель), характеризующая человеческую жизнь как средство реализации какой-либо функции (жить для того, чтобы...).
Сразу же встает вопрос о конкретном наполнении этой нормы — вопрос об ее истинности (в чем истинный смысл жизни?). Этот вопрос мы не можем решить прибегая к какой-либо высшей инстанции, лежащей вне общества, ибо ее нет.
Реакцией на объективистский подход к человеку явилось абстрактно-антропологическое решение проблемы «смысла жизни». В его натуралистическом варианте смысл жизни видится в следовании биологически запрограммированным влечениям, в «очищении» от «ложных» потребностей, навязанных цивилизацией. В экзистенциалистско-антропологическом варианте полагается, что смысл жизни диктуется из глубины человеческого Я (экзистенция у Сартра метафизическая совесть у Хайдеггера, голос трансцендентного бытия у Ясперса пробуждают индивида к «подлинному» бытию). В качестве жизненной задачи индивида выдвигается сохранение внутренней независимости, уникальности в борьбе против нивелирующего влияния социального.
Существовало и существует великое множество «смыслов жизни» как смысложизненных норм: «жить, чтобы познавать мир», «жить, чтобы получить максимум удовольствий», «жить, чтобы служить богу», «жить, чтобы оставить после себя добрую память», «жить, чтобы принести как можно больше пользы обществу», «жить для детей», «жить, чтобы способствовать прогрессу человечества» и т. д.
Особое положение смысложизненной нормы состоит в том, что она регулирует не отдельные акты или аспекты человеческой жизни, а берет ее в целом. Эта норма определяет способ «вхождения» индивида в общество. Смысложизненная норма, как и все нормы, имеет функцию стабилизации социального организма, обеспечения существования и развития общества. Как и всякая моральная норма, норма смысла жизни должна нести в себе приоритет общественных интересов. На различных стадиях общественного развития жесткость ее формулировки и степень требований, предъявляемых к индивиду, были различными.
Многообразие смысложизненных норм, имеющихся в обществе, по-своему преломляется в сознании индивида. Необходимо различать знание индивидом каких-либо смысложизненных норм и следование им. Лишь те смысложизненные нормы, которые разделяются индивидом, воспринимаются им как «действительный» смысл жизни. В большинстве случаев индивид скорее «ощущает», чем знает смысл жизни. Смысложизненная норма есть в разной степени адекватности вербальное выражение чего-то ощущаемого индивидом как смысл жизни.
Обычно поиски индивидом смысложизненной нормы имеют место, когда тот потерял или еще не обрел определенную ценностную ориентацию (установку). Это бывает как в начале жизненного пути человека, так и при крутых, драматичных поворотах в его жизни. В данном случае еще не приобретены или уже утеряны очевидность целесообразности человеческого существования, ощущение включенности в поток социальной жизни. В общественном сознании проблема смысла жизни становится предметом повышенного теоретического интереса в период социальных потрясений, ломки старого и возникновения нового.
Все люди сознательно или неосознанно стремятся сохранить или найти смысл жизни как общую задачу, цель жизни. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, человек есть существо целеполагающее и целеосуществляющее. Если отдельные человеческие действия являются средством осуществления конкретных частных целей, то индивид склонен иметь цель, на которую ориентирована вся человеческая жизнь в, целом («жить, чтобы...»). Аналогом этой цели может быть и неосознанная преобладающая ценностная ориентация (установка), соподчиняющая все частные цели.
Во-вторых, человек осознает свою конечность, смертность, но он жаждет абсолютного, бессмертного. Он хочет приобщиться к чему-то вечному. Поэтому человек напряженно ищет свое место в делах общества, стремится запечатлеть свой подвиг, свое имя в памяти человечества, с бессмертием которого он связывает свое личное бессмертие.
В-третьих, человеку недостаточно ощутить ценность своей жизни самой по себе, ее самодостаточность и самоценность. Он стремится повысить ценность своей жизни. Чем выше инстанция, которой посвящает себя человек, чем сложнее роль, которую он воспринимает как смысл своей жизни, тем больше он ощущает свою ценность.
Потребность в смысле жизни как потребность в чувстве полноты жизни, причастности к миру является одной из кардинальных потребностей человеческого существования. Эта потребность, хотя и в разной мере, присуща всем людям.

2. Философия о смерти и бессмертии человека.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно. Жизнь — страдание (Будда, Шопенгауэр» др.); жизнь - сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь - бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом»), «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все - суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь — борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Все пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамаскии); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь — это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь — лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Моя жизнь — вечная ночь... что такое жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).
Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа «Жизнь — копейка». Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна — конец ее неизбежен. Автор Экклезиаста так сказал об этом: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Столетиями спустя греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!